Украинское правительство утвердило очередной «стратегический документ», теперь — Стратегию развития Донецкой и Луганской областей на период до 2030 года
Согласно этому документу, на территориях двух областей планируется построить практически город-сад. Вот только источники финансирования этого чуда абсолютно туманны.
Ну и «на территориях двух областей» — слишком сильно сказано: в документе не только ни разу не упоминаются Минские соглашения (что неудивительно — на уровне национального законодательства Украина делает вид, что их не существует), но и не заходит речь о реинтеграции неподконтрольных районов. Соответственно, нет и планов по их экономическому развитию. То есть в Киеве, несмотря на риторику о скором возвращении территорий и даже грозные законопроекты о поражении в правах жителей ЛДНР после такового, похоже, пришли к решению отказаться от реинтеграции. Как минимум до 2030 года официальный Киев не рассчитывает — или не собирается — возвращать контроль над Донецком и Луганском.
С документами под названием «стратегия» и им подобным на Украине творится какой-то сюрреализм. Подобные документы выдаются на-гора на государственном уровне по несколько штук в неделю. Разумеется, они зачастую не связаны, а то и противоречат друг другу. И даже не имеют мало-мальски единого стандарта: то это коротенькая «писулька» концептуального характера, то целый талмуд на 350 страниц с детальным описанием не только целей и задач, но и мероприятий по их достижению, рисков неисполнения и так далее. Общее у всех этих стратегий, как правило, только одно: отсутствие внятных указаний на источники финансирования. Ну и по традиции вскоре после утверждения любой подобный документ предается забвению — не говоря уж о результатах достижения поставленных целей, о которых вообще никто не вспоминает.
Думается, дело тут в происходящем процессе разложения государства и системы госуправления, когда эта самая система только имитирует работу, то есть по сути занимается карго-культом. Ну а рост количества подобных документов связан с желанием бюрократов, находящихся в этой разлагающейся системе, сохранить свои рабочие места.
Но вернемся к стратегии развития областей. Авторы документа демонстрируют прозрение, указывая, что издавна объявленный на Украине дотационным Донбасс до 2014 года при площади 8,8 процента производил 25 процентов промышленной и восемь процентов сельскохозяйственной продукции страны и давал четверть всего экспорта. Нынешнее же плачевное его состояние связывают в первую очередь с «вооруженной агрессией Российской Федерации» — она вместе с «оккупацией» упоминается в тексте десятки раз.
Наряду с развалом экономики отмечаются проблемы нанесенного экологического ущерба, демографической катастрофы, минирование значительных площадей территории и тому подобное. Кстати, авторы на голубом глазу утверждают, что инвестиции в контролируемые Киевом части Донецкой и Луганской областей не приходят «из-за риска вооруженной агрессии России». Старательно закрываются глаза, что они не приходят и в другие области страны.
Для решения этих проблем предусматривается применение инструментов экономического, правового и организационного характера.
Например, создание территории приоритетного развития, внедрение новых инструментов защиты инвестиций, инициирование создания Фонда консорциумного финансирования приоритетных проектов и прочее в том же духе.
Для развития местной промышленности стратегия обещает просто манну небесную, включая налоговые льготы, льготные проценты по кредитам, гарантии по инвестициям и так далее. Но сам собой возникает вопрос: почему украинские власти не делают этого на всей территории страны? Ведь украинская промышленность валится в тартарары, но никакие инициативы, которые позволили бы развернуть этот тренд, не проходят.
Дело в том, что они не могут пройти в принципе, ибо «западные партнеры» строго-настрого подобное делать запрещают. Поэтому данные обещания можно воспринимать исключительно в духе высказанной в 2014 году нынешним мэром Днепра (Днепропетровска) Борисом Филатовым идеи по отношению к протестовавшим на Донбассе людям: «Нужно давать мразям любые обещания, гарантии и идти на любые уступки. А вешать… Вешать их будем потом».
Да и как в принципе можно верить во что-то подобное, если даже по данным самих авторов стратегии, вплоть по 2017 год включительно из местных бюджетов обескровленной Донецкой области, жители которой по щелчку пальцев лишались конституционных прав, а то и жизни, изымались дотации в пользу других областей Украины! Этот пир во время чумы прекратился только в 2018 году в связи с полным развалом экономики региона и исходом большей части трудоспособного населения.
Другой пример — повышение уровня капитальных инвестиций по отношению к валовому региональному продукту. В украинском правительстве собираются поднять его до 25 процентов с нынешних 14 процентов в Донецкой области. Но дело в том, что даже при нынешнем состоянии показатель находится практически на уровне среднеукраинских 15 процентов. Другой вопрос, что это самый низкий уровень в Европе и один из самых низких в мире. То же самое касается планов по повышению сборов налога с доходов физических лиц для укрепления устойчивости местных бюджетов — даже сегодня в Донецкой области ее жители платят этого налога больше, чем в среднем по Украине.
Кстати, показательно, что единственное упоминание в тексте документа неподконтрольных Киеву территорий (в контексте их экономического развития) касается исключительно расширения до 50 процентов доли охвата населения сигналом FM-радиовещания и цифрового телевидения. То есть говорим — экономическое развитие, подразумеваем — пропаганда.
Некоторые намерения украинской власти по развитию подконтрольного Донбасса выглядят совсем уж уникально. Например, внедрение с младших классов уроков предпринимательства — это на фоне отказа от изучения химии и физики в старших классах. Или планируемый рост туризма в регионы, конфликт в которых украинская власть решать не собирается. Как это собираются достичь, непонятно — если только в число туристов не запишут регулярно прибывающих туда по ротации силовиков всех мастей.
И все же главный вопрос к этому обширному документу — ресурсное обеспечение. И вот в этой-то стратегии, в отличие от многих других, ответ на него есть: «Дополнительные расходы на 2021-2024 годы, которые не предусмотрены в бюджетной декларации (то есть в текущих плах. — Прим. авт.), могут быть профинансированы за счет средств, которые будут взысканы с Российской Федерации, на которую возлагается ответственность за материальный и нематериальный ущерб, нанесенный Украине вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации». Шах и мат, «вата»! Пришла пора платить репарации — причем уже с этого года.
Если же говорить серьезно, то из документа следует не только то, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения и реинтегрировать Донбасс на оговоренных условиях, но и то, что она не намерена реализовывать даже собственную стратегию по экономическому развитию подконтрольной Киеву части региона.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+