Жуткие и позорные кадры из кабульского аэропорта мир будет вспоминать еще долго. Конечно, говорить о «конце Америки» преждевременно, но ущерб имиджу заокеанской державы нанесен колоссальный, а это вещь, имеющая вполне реальный политический вес
То, как американцы бросили на произвол судьбы, а точнее на произвол обычно не страдающих гуманизмом и цивилизованностью талибов, свой местный обслуживающий персонал, заодно обвинив их в нежелании самим себя защищать («ваши ожидания ? ваши проблемы»), по-настоящему покоробило весь мир, став многим хорошим уроком на будущее.
Это можно отнести к важнейшим политическим итогам завершающегося очередного этапа афганской драмы (двадцать лет американской оккупации), но я бы особое внимание обратил на сугубо военные аспекты событий последних дней.
Отход, эвакуация ? это не самая радостная, но достаточно часто встречающаяся в военной практике ситуация, также требующая от войск и их командования определенных навыков и оперативного искусства. Более того, оные традиционно относят к наиболее сложным элементам воинского мастерства. Соответствующие навыки также должны быть предметом боевой подготовки, разработанных методик и изучения опыта предыдущих операций подобного рода.
К этому нужно добавить, что в последние десятилетия разного рода миротворческие операции, гуманитарные миссии, предотвращение гуманитарных катастроф, как правило, сопровождающихся огромным количеством беженцев и перемещенных лиц, стало для вооруженных сил большинства государств едва ли не более частой «работой», чем «классические» боевые действия.
А значит, в должной мере соответствующая подготовка, вплоть до создания специализированных частей и соединений (в Российской армии, к примеру, есть специальная миротворческая мотострелковая бригада, а также части военной полиции). Впрочем, в армии, как известно, сугубо узкой специализации, по крайней мере в сухопутных, общевойсковых соединениях, не бывает ? личный состав должен иметь базовые навыки для действий в любых ситуациях.
Ничего подобного в момент нынешнего кризиса мы не увидели. Американское командование не смогло ни договорится с талибами об «умеренном» графике их наступления на Кабул (притом что талибы демонстрировали явную «договороспобность»), ни организовать оборону города или теми же воздушными ударами заставить их хотя бы сбавить темп стремительного наступления.
Огромное количество брошенной в Афганистане военной техники и снаряжения, которое по всем военным канонам полагается уничтожать при невозможности эвакуации, заставляет заподозрить, что оно также стало отступными, частью сделки, по которой обязательства талибов сводились лишь к тому, что они не будут препятствовать эвакуации американцев и их западных союзников. Ничего большего представители «единственной сверхдержавы» у «повстанцев в шлепанцах» выторговать не смогли.
За несколько дней до развязки Байден заявил о намерении перебросить в Афганистан дополнительный контингент в три тысячи военнослужащих для обеспечения эвакуации, причем завершить их развертывание планировалось к концу месяца. А быстрее никак не получалось? Но разве способность быстрой и даже экстренной переброски воинских контингентов не является одним из основных показателей общей боеготовности вооруженных сил? Тем более что три тысячи человек к особо крупным группировкам отнести сложно.
Эпические кадры вертолетов, забирающих людей из посольства, свидетельствуют, что и разработанных планов эвакуации людей, даже в пределах Кабула, также не было, импровизировали на ходу. И снова отметим, что американцы не смогли оперативно организовать отправку дополнительных бортов в Кабул. В критический день 16 августа из кабульского аэропорта вылетело лишь два оказавшихся там борта.
Ну и конечно, хаос и ад в самом аэропорту, показавших полное неумение американских военных работать в условиях паники и наличия неуправляемой толпы. По имеющимся описаниям трагедии, никто и не пытался успокоить людей, объяснить, что эвакуация в ближайшие часы и дни будет продолжена, а пока показать им, что они находятся под защитой американского государства, не говоря уже о помощи тем же продовольствием ожидающим эвакуации.
Судя по всему, паника охватила и самих американцев, включая командование, совершенно не понимавших, чего ждать дальше и от талибов, и от своего руководства в Вашингтоне. Ничем другим нельзя объяснить выглядевший как откровенное бегство взлет американского транспортника с зацепившимися за борт людьми.
История знает немало катастрофических морских эвакуаций, когда корабли отходили от пирса, сбросив трапы с находившимися на них и свисающими с бортов людьми, но в истории авиации такой случай первый и, будем надеяться, последний.
По сообщениям из Кабула, ситуация в аэропорту далека от нормализации и на момент написания этих строк. Талибы взяли под контроль гражданский терминал, натовцы закрепились лишь в военном секторе. По-прежнему в районе аэропорта тысячи надеющихся вылететь людей, с которыми, по их словам, американцы, а также немцы обращаются очень грубо ? избивают бейсбольными битами. И куда делись все демократические и общечеловеческие ценности, которые Запад так стремится нести во все уголки мира?
Сами американские военные и эксперты бьют в набат относительно состояния американских вооруженных сил. Вот только выборка из многочисленных фактов. Последняя масштабная модернизация в вооруженных силах США прошла 30 лет назад.
В 1980-х годах в сухопутных войсках появилась «большая пятерка»: танк Abrams, БМП Bradley, многоцелевой вертолет Black Hawk и штурмовой Apache, а также зенитный ракетный комплекс Patriot. Эти вооружения, играющие ключевую роль в сухопутных операциях, не претерпели с тех пор практически никаких изменений. В планах только их модернизация, в частности, установка систем активной защиты на танках и БМП. О замене на новые образцы речь не идет.
Вертолеты тоже начнут обновлять не раньше третьего десятилетия XXI века, однако уже сейчас появились прогнозы, что тяжелый транспортный Chinook пробудет на службе 80, а то и 100 лет. Пока планируется начать производство новой модификации этой активно использовавшей в 1960-е годы машины, значит, она сможет летать еще лет 30.
Причем считается, что вертолетная авиация сухопутных войск в любом случае находится в лучшем положении, чем ВВС. Средний возраст самолетов, состоящих на вооружении американских ВВС, составляет 27 лет. Для бомбардировщика B-52 — 55 лет (последние, судя по всему, дослужат до столетнего юбилея), истребителя F-15C — 33 года, а F-16C — 26 лет. Многие воздушные заправщики и самолеты-разведчики созданы на базе архаичного Boeing 707. В целом разведывательная авиация способна выполнить лишь… пять процентов задач, которые ставит командование.
В период с 1994 по 2007 год американские ВВС не купили ни одного нового тактического истребителя, а перерыв в поставках фронтовых истребителей нового поколения продолжался полтора десятка лет. Истребителей F-22 было куплено всего 195 (на службе состоят 159), хотя изначально речь шла о 750 машинах. В итоге стоимость одного самолета превысила 400 миллионов долларов.
«Легендарный» F-35 оказался не таким быстрым, как его предшественник, кроме того, он способен нести меньше вооружений, стоит в два раза дороже и требует больших затрат на обслуживание. Пентагон вынужден отложить заявление о полной боеспособности F-35.
В настоящее время уровень боеготовности флота F-35 составляет 36 процентов, и мы стремимся поднять этот показатель до 50 процентов, приводит MilitaryWatch слова заместителя главы Пентагона по закупкам и обеспечению Эллен Лорд. Два года назад тогдашний министр обороны США Джеймс Мэттис поставил перед ВВС США задачу довести уровень боеготовности Lightning II до 80 процентов.
Кроме того, F-35 оказался очень требовательным к техническому обслуживанию по сравнению с F-16, для замены которого он и создавался. Эксплуатационная стоимость нового истребителя составляет 31 000 долларов в час, в то время как у F-16 этот показатель равен 7 700 долларов. В итоге ВВС США планируют сократить более трети запланированных заказов на самолет и вместо этого закупить улучшенные варианты F-16.
«F-35 ? хрестоматийный пример сломанной системы военных закупок страны», ? высказался незадолго до смерти бывший глава сенатского комитета по обороне Джон Маккейн. Рекордная по своей неэффективности программа стала скандалом и трагедией по стоимости, графику и продуктивности.
Ну а основой ядерных сил сдерживания США являются ракеты Minuteman III, стоящие на вооружении с 1970 года. В связи с этим планируется модернизация всей «ядерной триады». Это масштабный проект, стоимость которого может составить триллион долларов. Но в этом году началась первая фаза его реализации: компании Boeing и Northrop Grumman получили заказ на создание прототипов новых стратегических ракет, а Lockheed Martin и Raytheon займутся конструированием новых крылатых ракет. По опыту, если все пойдет как задумано, результатов ждать придется не менее 15–20 лет.
Впрочем, это «железо», а управляют и воюют им люди. Задачи, которые должны были решать американские военные в последние дни их афганской эпопеи, явно не требовали их насыщения самыми последними образцами вооружений и вспомогательной техники. Нужны были компетентные действия, но этого американцы не показали совершенно, с точностью до наоборот.
Но любые технические навыки не могут заменить для военных главного в их профессии: боевого духа, мужества, готовности рисковать, а если потребуется, то и отдать свою жизнь. И с этим, судя по тому, что мы наблюдаем, а также по попадающим в СМИ секретным докладам, в американской армии также большие проблемы.
Не любят американцы рисковать, предпочитают дистанционные методы ведения войны, а когда ими обойтись не получается, чаще всего идут на попятную. Этим объясняется и их фактическая капитуляция перед талибами взамен на гарантии собственной безопасности. Ставка исключительно на дистанционную войну дала сбой даже против противника «в шлепанцах». А если им случится иметь дело с серьезным, равным по уровню оснащённости подготовки противником, что тогда произойдет с американской армией?
Провал в Афганистане, невнятные, скажем так, результаты многолетней деятельности возглавляемой США коалиции в Ираке и Сирии наглядно показывают реальный уровень боеготовности вооружённых сил США и НАТО, что особенно выпукло контрастирует с тем, чего достигла российская военная группировка в Сирии.
Ведь когда в августе 2015 года началась российская военная операция в Сирии, под контролем Башара Асада оставалось не более 20 процентов территории страны, а правительственные войска находились на грани деморализации и развала. Сейчас то, что «Асад выиграл войну», признают практически все.
Остатки антиправительственных сил купированы в провинции Идлиб и ликвидировать их полностью пока не позволяют политические соображения, сложная дипломатическая игра, которая ведется вокруг Сирии, да и всего Ближнего Востока, в силу которой некоторую часть территории Сирии пока продолжают контролировать американцы и турки. Кроме того, еще часть находится под контролем курдов, у которых с Дамаском отношения «холодного мира».
При этом показательно и то, что все ведущие ближневосточные державы, активно поддерживавшие антиасадовскую оппозицию и у которых до недавнего времени были с Россией весьма прохладные отношения (Саудовская Аравия и Катар), теперь показательно ищут с ней если не дружбы, то «партнерства». На Востоке (и не только там) уважают силу.
А силу Россия показала, причем именно военную и, что особенно важно и показательно, действительно весьма ограниченным контингентом. Численность российской группировки в Сирии никогда не превышала 5 тыс. человек, включая около 50 военных самолетов и вертолетов, в то время как, к примеру, на 2017 год в Сирии, Ираке и Афганистане находились 25 910 американских военнослужащих. В Сирии пребывали 1 720 человек, в Ираке — 8 892, в Афганистане — 15 298 (и это не считая союзников по НАТО и силы специальных операций, данные по которым не разглашались).
В частности, в секретном докладе НАТО, выдержки из которого были опубликованы в СМИ в феврале 2016 года, было отмечено, что блок НАТО направил в Сирию гораздо больше самолётов, чем Россия, однако ВКС России, нанося точные и эффективные удары, показывают в целом более высокий результат благодаря более частым вылетам (40 российских самолётов совершали до 75 вылетов в день, в то время как 180 самолётов НАТО — до 20).
В общем, афганский позор на сегодняшний день стал самым ярким, но лишь одним из симптомов деградации американских вооруженных сил, да и всей «единственной сверхдержавы».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+