Помощник Кадырова по религии назвал недавно талибов* «красавчиками», хотя и не прямо, а косвенно, он, на самом деле, просто похвалил ханафитов. Был ли он прав?
С религиоведческой точки да, абсолютно прав. Талибы, как и большинство афганцев, относятся к ханафитам (это одна из четырёх ортодоксальных суннитских правовых школ). Подавляющее большинство мусульман постсоветского пространства, включая Россию и страны Центральной Азии, относятся к тем же ханафитам.
Ханафизм у историков считается самой либеральной, терпимой и легко адаптирующейся к разным культурам школой в исламе. Типичное лицо российского ханафизма — татарские муллы, придерживающиеся ещё и реформаторского направления — джадидизма. Милейшие люди и «красавчики», если использовать ненаучные термины. Полный модерн.
Талибы после нового прихода к власти провозгласили ханафизм обязательным. Казалось бы — ну все, проблема решена. Но решена она с точки зрения религиоведа, а не историка, политолога или социолога. Разве талибский Афганистан похож на Татарстан? Очевидно, нет.
Почему? Потому, что формально один и тот же ханафизм реализуется по-разному в разных социальных контекстах. Именно тут его либеральность и сказывается. У татарских мулл он превращается в религию современного человека, мира, терпимости, и тп. У талибов — в религию войны и террора.
Исторически это легко объяснить — татары — самый, пожалуй, исторически «продвинутый» мусульманский этнос. Недаром именно среди них возник (ещё в Российской империи) исламский модернизм — джадидизм, распространившийся потом на Турцию, Центральную Азию, и уже намного позже дальше по исламскому миру, вплоть до нынешнего «евроислама». Как много про это пишет Сергей Абашин, без исламских реформаторов немыслима была бы советская модернизация той же Центральной Азии.
А вот с талибами — другая история. Это афгано-пакистанское течение связано с самыми отсталыми слоями Пуштунского этноса, где сохранились сильные родоплеменные пережитки, а также (в Пакистане) — элементы феодализма. Поэтому и ханафизм там получается совершенно дикий и раннесредневековый.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+