Украинские чиновники обычно находят плюсы в миграции, рассказывая о достойных заработках украинцев за рубежом и хвастаясь суммами их денежных переводов
Но есть и другая сторона медали — страна теряет экономически активное население с высоким уровнем образования, людей, которые могли бы вкладывать в ВВП своей страны. При этом украинская нация неуклонно стареет, а экономика уже сегодня ощущает нехватку кадров во многих отраслях.
За 30 лет независимости из Украины навсегда уехали, по оценкам разных организаций, от 5 до 8 млн человек. А бывший министр Кабмина Дмитрий Дубилет и вовсе заявлял, что за последние 10 лет из страны выехал и не вернулся каждый десятый украинец. На заработках же и вовсе находится каждый пятый украинец трудоспособного возраста.
Эти тенденции наблюдаются уже 30 лет, но особенно они ускорились в последние пять лет. Это связано как с падением отечественной экономики, так и с либерализацией миграционного законодательства с ЕС. При этом нынешняя экономическая и социальная политика украинского правительства вряд ли может способствовать изменению негативного тренда.
Что ждет страну в связи с миграцией граждан за границу – в нашем материале.
Спонсоры украинской экономики
Двери галереи неподалеку от замка Святого Георгия в Лиссабоне открывают известных в Португалии художников — супругов Васьковых. Они — единственные украинцы, которые попали в число лучших художников этой страны, имели там многочисленные выставки. Валерий и Марита эмигрировали 20 лет назад.
«Тогда в стране была такая ситуация, что денег на работе не платили ни мужу, ни мне. Была бедность страшная. Пытались заниматься хоть чем-то. Даже торговали за прилавком. Жили тогда на Буковине, в Вижницах. Одолжили деньги у тамошних мясных бандитов и поехали в Подмосковье продавать украинские сувениры из дерева и ковры. Потом приехали в Киев. Там нас успели обмануть.
Искали выход из такого положения, и появился вариант с Португалией. На самом деле муж очень часто ездил за границу на фестивали с ансамблем, и у всех складывалось впечатление, что там все так хорошо. Тогда мы решили, хоть уже и в возрасте, но так все равно будет лучше, чем в Украине. Мы продали дом и за эти деньги поехали», — рассказали Васьковы во время нашего визита в Лиссабон пару лет назад.
Мизерные доходы, политическая нестабильность, низкий уровень безопасности и социальной защищенности с каждым годом подталкивают все больше людей уезжать из Украины в поисках своего «счастья». И если среди ваших знакомых до сих пор ни одного человека, планирующего хотя бы временно поработать за границей, — скорее всего, вам просто еще не успели сообщить об этом. По данным аналитической службы «OLX Работа», 63% нетрудоустроенных украинцев планируют работать за рубежом или рассматривают такой вариант.
При этом многие наши сограждане рассматривают «заработки» как ступеньку к переезду в другую страну навсегда. По данным аналитического центра компании по международному трудоустройству Gremi Personal, мигранты из Украины уже 5 лет являются лидерами приобретения жилья в Польше. Интерес украинцев к приобретению недвижимости в этой стране в этом году только вырос. Если в 2020 году о нем заявили 34% респондентов, то в 2021 году жилье в стране интересует больше половины заробитчан. Почти половина (46,4%) работающих в Польше украинцев намерены остаться в стране.
Косвенно этот тренд подтверждает и статистика во время пандемии. На карантине в Украину вернулось примерно в четыре раза меньше человек, чем ожидалось (вместо 2 млн – 400 тыс.).
Бесспорно, некоторые плюсы в такой ситуации есть. Во-первых, при отсутствии миграции росла бы безработица. А во-вторых, переводя деньги в Украину из-за рубежа, мигранты поднимают уровень жизни своих семей, тем самым стимулируя внутренний платежеспособный спрос (заработанные средства вкладываются в учебу детей, покупку различных товаров, услуг).
За 20 лет объемы ежегодных переводов от гастарбайтеров увеличились в 25 раз – до 11,9 млрд долл. (по данным Нацбанка специально для Первого Независимого). А согласно исследованию Всемирного банка, цифра даже больше – в 2019 году она составляла 16 млрд долл. Украина остается крупнейшим получателем денежных переводов в регионе.
Объемы переводов растут, несмотря на карантин: в 2020 году они перевели на 200 млн долларов больше, чем в 2019-м. Такой приток валюты позитивно влияет на курс гривны.
Впрочем, финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что эта цифра преувеличена.
«Заробитчане переводят на родину порядка 70% той суммы, которую им приписывают, то есть около 8 млрд долларов по итогам прошлого года. Остальное — это заработки наших айтишников, которые они получают на личные банковские счета от иностранных заказчиков, а также подпитка черного валютного рынка долларами. Деньги заводятся по банальной схеме — на тех же айтишников (реальных или мнимых), работающих как физлица-предприниматели на 4-й группе — перечисляют по липовым актам выполненных работ до 4 млн гривен в год на каждого», — поясняет эксперт.
Кроме того, за выгодами от переводов кроются и опасности как для тех граждан, которые остаются в Украине, так и для самих заробитчан.
Алиса в стране пенсионеров
Романтичная история супругов Васьковых – скорее, завидное исключение, чем правило. Обычно, мигрируя за границу, высококвалифицированные украинцы вынуждены выполнять примитивную, непрестижную работу, теряя свои профессиональные навыки.
По результатам исследования Национального банка Польши, около 60% украинцев в этой стране трудоустроены на работе ниже своей квалификации. Статистика Gremi Personal свидетельствует о том, что в Польше 60% украинцев работают в производстве, 11% — в сфере услуг, 8,5% — в строительстве.
Причем тенденция такого нерационального использования трудовых ресурсов лишь усугубляется. Этим летом на время летних каникул на заработки в Польшу уехали на 15% больше учителей, чем в прошлом году. Они трудоустраиваются на предприятия пищевой промышленности (мясокомбинаты, рыбзаводы, кондитерские фабрики), заводы электроники, логистические склады.
Кроме того, отток мигрантов только усугубляет проблемы с демографией. Мигрируют, как правило, люди, не достигшие пенсионного возраста, лишь усугубляя глобальный тренд старения нации. Страну покидают те, за счет кого финансируются пенсии, инфраструктурные проекты и прочие расходы.
Даже в текущей системе координат проблема Пенсионного фонда практически неразрешима. Если уровень миграции и дальше будет расти, краха и так хронически дефицитного Пенсионного фонда не избежать. То есть из-за растущего тренда на миграцию те граждане, которые останутся в Украине, должны будут тянуть более тяжелую налоговую ношу для обеспечения пенсионеров.
Есть и другие весьма плачевные последствия миграции для украинской экономики. Алексей Кущ подчеркивает: если бы заробитчане трудились дома, то могли бы сгенерировать для ВВП дополнительно 40-50 млрд долларов, то есть в разы больше, чем переводят деньгами.
Вместо того, чтобы открывать бизнес в Украине, заробитчане делают это в других странах, развивая их экономики. Каждая четвертая созданная в Польше иностранцами компания принадлежит украинцам. Также с отъездом из страны наиболее активной части населения происходит сжатие потребительского рынка, в результате чего уменьшается его привлекательность для инвесторов. Это означает, что пока украинские эмигранты будут инвестировать в экономику других стран — приток иностранных инвестиций в Украину будет снижаться.
Экономический эксперт Олег Устенко отмечает: поскольку наша страна относится к тем странам, в которых активно используется человеческий труд – так называемых labor intensive economies, – перспективы экономического роста снижаются. Если миграция активизируется, то потенциально может произойти «сжатие экономики».
Из-за оттока человеческого капитала доходы бюджета будут только уменьшаться, дефицит – расти. В связи с этим возникнет необходимость в сокращении расходной части государственного бюджета, что опять же отразится на экономике и на гражданах.
Таким образом, отток рабочей силы из Украины ухудшает уровень жизни тех, кто останется в стране.
Как залатать «дыры»?
Чтобы Украина не превратилась в голодную армию пенсионеров, можно было бы прибегнуть к замещению трудовой миграции специалистами из других стран. Так сделали поляки – закрыли «дыры» различных отраслей украинцами. Но уровень дохода, который Украина может предложить иностранным специалистам, не позволяет говорить об их массовой заинтересованности в наших рабочих местах.
Так что выход из ситуации – мотивировать собственных граждан оставаться в Украине.
Министр соцполитики Марина Лазебная предлагала частично решить проблему за счет так называемых мини-джобс, краткосрочной работы для заробитчан. Вот только платили украинцам на такой работе не 450 евро, как в Германии, а в среднем лишь 8 тыс. грн. Стоит ли говорить об «успехе» этой инициативы.
Была и вторая попытка вернуть утекающие за рубеж мозги – за счет кредитов заробитчанам на создание бизнеса (до 150 тыс. грн «на руки»). Правда, средств на программу заложили так мало, что помочь она смогла бы примерно лишь тысяче граждан. В масштабах миграции это капля в море.
Такие точечные действия вряд ли способны замедлить темпы миграции. Необходимо создание новых рабочих мест, внедрение по-настоящему льготной ипотеки, а также — пенсионная система, которая даст человеку уверенность, что старость его будет обеспечена. Нужно системное развитие образовательной системы и системы здравоохранения.
Ну а пока глобальных подвижек в этих вопросах нет, становится очевидно, что Украина обречена еще не один год выполнять роль поставщика «человеческого капитала» в Европу.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+