В захваченном Кабуле нормализуется обстановка. На улицах возобновилось движение автомобилей, открываются пекарни и кафе
На этом фоне руководство «Талибана» начало консультации по формированию «инклюзивного исламского правительства». Кто может войти в его состав и что может помешать успеху переговорного процесса?
Во вторник глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия не торопится признавать террористическое движение «Талибан» (запрещено в РФ) властью Афганистана. Однако, по словам министра, сейчас на улицах Кабула наблюдаются «позитивные процессы» и «талибы в целом эффективно обеспечивают правопорядок».
Как сообщают местные СМИ, на улицах столицы действительно стало спокойнее: на дорогах оживилось движение, несмотря на дефицит бензина, открылись пекарни и кафе, хотя изображения женщин в общественных местах теперь замазываются краской. Талибы вошли в столицу в минувшее воскресенье и сразу установили контроль над городом без какого-либо сопротивления со стороны предыдущих властей.
Москва, добавил Лавров, надеется на формирование переходных структур в стране. В пользу межафганского диалога выступили экс-президент страны Хамид Карзай и председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла. Лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматияр также присоединился к этому призыву. «Я очень надеюсь, что переговоры в Кабуле завершатся договоренностью о том, чтобы афганцы сформировали инклюзивные переходные структуры, как важный шаг на пути к полной нормализации обстановки в этой многострадальной стране», – подчеркнул Лавров.
В то же время Associated Press сообщило, что один из лидеров талибов Амир Хан Муттаки, который в 1996–2001 годах возглавлял министерство высшего образования, также ведет консультации с Абдуллой, Карзаем и Хекматияром. По данным агентства, переговоры начались еще до отставки и бегства из страны президента Ашрафа Гани.
Ранее официальный представитель политофиса талибов в Дохе Сухейль Шахин заявлял о планах сформировать «инклюзивное исламское правительство». Как отмечает ТАСС, боевики не намерены заниматься монополизацией своего правления. «Мы ожидаем мирной передачи власти, – подчеркнул Шахин. – Под этим мы подразумеваем, что город и власть должны быть переданы исламскому эмирату Афганистан, после чего в будущем у нас будет инклюзивное исламское правительство, в котором будут представлены все афганцы».
Напомним, после бегства президента главой переходного правительства Афганистана объявлен экс-руководитель МВД Ахмад Джалали, однако позднее он опроверг эту информацию. Между тем в Кабуле ожидают, что власть перейдет в руки главы политического крыла «Талибана» муллы Абделя Гани Барадара. По прогнозу Шахина, кандидатура главы режима талибов будет объявлена в ближайшие два–три дня.
С другой стороны, первый вице-президент Афганистана Амрулла Салех утверждает, что, согласно конституции, он – временный глава государства. По его словам, в случае отсутствия президента, будь то смерть или бегство, именно вице-президент получает бразды правления страной. Салех называет себя противником «Талибана» и призывает своих сторонников дать отпор движению.
Таким образом, на власть в Кабуле претендует сразу несколько игроков, отмечают эксперты. По словам директора Центра изучения современного Афганистана Омара Нессара, тот же Хекматияр не имеет никакого отношения к талибам, он давно живет в Кабуле и был когда-то частью вооруженной оппозиции. Это лишний раз подчеркивает, что новая власть наверняка не будет монополизирована исключительно талибами. «Пока невозможно говорить о каком-то совете и переходном правительстве. Сейчас продолжаются переговоры. Активные консультации идут также в Исламабаде, где присутствует часть афганских политиков, в основном таджики и хазарейцы», – отметил Нессар.
Внутри самого «Талибана», пояснил эксперт, происходят любопытные процессы, отражающиеся на ходе переговоров. «Катарский офис, то есть политическое крыло талибов, считается относительно либеральным и умеренным. Эта часть талибов пытается преодолеть разногласия с военным крылом «Талибана» и с теми талибами, которые фактически контролируют страну», – отметил собеседник.
Частью катарского офиса являются такие фигуры, как Амир Хан Муттаки и Сухейль Шахин, выступающий как пресс-секретарь талибов. Однако их влияние на нынешний процесс формирования власти незначительно, они выступают как второстепенные фигуры.
По словам Нессара, все идет к тому, что в Афганистане будет найден некий компромисс по формированию новой власти. Картина прояснится в ближайшие несколько дней, уверен эксперт. «Наибольшее влияние на ситуацию в стране и формирование правительства имеет глава военной комиссии талибов Мухаммед Якуб, сын основателя «Талибана» муллы Омара. По некоторым данным, Якуб находится в Кандагаре. Есть основания полагать, что большая часть талибов подчиняется именно ему. Из тех людей, кто находится в Катаре, самым влиятельным остается мулла Абдул Гани Барадар – лидер политического крыла и заместитель командующего войсками «Талибана», – уточнил эксперт.
О том, что руководство «Талибана» крайне неоднородно, а его члены придерживаются разных взглядов на экономические, административные, религиозные и этнические вопросы, говорит и кандидат военных наук, участник боевых действий в Афганистане Анатолий Матвийчук.
«Верхушка организации состоит не только из бывших студентов с высшим образованием и соответствующими взглядами на жизнь, но и из малограмотных местных жителей, слепо верящих в идеи радикального ислама и слова своих проповедников», – пояснил эксперт.
В этом будет состоять сложность в управлении организацией и, соответственно, всей страной.
«К примеру, религиозные лидеры могут внушить радикалам идею о необходимости введения шариатского суда в Афганистане. Это, вероятно, вызовет одобрение не у всей правящей верхушки «Талибана», – пояснил аналитик.
В целом в руководство должны войти представители трех–четырех объединений, подчеркнул Матвийчук. «Это будет представитель группировки пуштунов Хекматияр, за которым стоит Пакистан. Также во власти будут представлены отдельно делегаты от тех пуштунов, которые уехали в страны Ближнего Востока в 2001 году после вторжения США. Кроме того, талибы будут пытаться ввести в состав руководства представителей местных малых народов, в частности хазарейцев, чтобы привлечь эти группировки на свою сторону. Также во власти будет представлена группировка моджахедов», – указал Матвийчук.
Вместе с тем эксперты напоминают, что в афганскую провинцию Панджшер во вторник отправились около 10 тыс. бойцов, которые собираются воевать с талибами. Кроме того, силы вице-президента Салеха отбили район Чарикар в провинции Парван и теперь ведут бои с талибами в Панджшере. Поэтому, как считают специалисты, успех переговоров по созданию нового правительства будет зависеть в том числе от того, удастся ли талибам сохранить контроль над всеми занятыми территориями.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+