Вчерашний «Большой разговор» с президентом Беларуси оставил не самое приятное послевкусие. Меня, в частности, настораживает комментарий Лукашенко по поводу возможного перекрытия транзита белорусских удобрений через Клайпедский порт
«Сейчас хотят попасть (выстрелить себе – ред.) в голову: закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические, калийные удобрения. Слушайте, мы поставим эти объемы, в Мурманске загрузим, это не вопрос. И по Северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай, это наш основной рынок, и в Индию. Пожалуйста, стреляйте в голову. Выход: пока мы, перейдя красную линию, не загнали друг друга в угол, выходить из этой ситуации надо сейчас. Но мяч на той стороне».
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис в тот же день (примерно через три часа) заявил, что поддерживает инициативу Лукашенко и предоставит ему очень комфортные условия для перевалки удобрений. Полагаю, это «домашняя заготовка». Лукашенко угрожает увести белорусский транзит в Мурманск — Мурманск сразу дает свое добро.
Что здесь не так? Давайте по пунктам.
1. Москва и Минск уже довольно долго ведут переговоры о переориентации транзита белорусских удобрений. Только не в Мурманск, а в порты Ленинградской области. Усть-Луга — приоритетный вариант для строительства отдельного терминала, заточенного на перевалку продукции «Беларуськалия». Но переговоры явно буксуют. И тот факт, что Лукашенко вдруг обратил внимание на Мурманскую область (а о Ленинградской не сказал ни слова), — лишнее тому подтверждение.
2. Мурманский порт — это совершенно другая логистика. Грузы будут идти по Северному морскому пути (СМП). «В Китай и Индию — ближе», — говорит Лукашенко. А в Бразилию, которая традиционно является крупнейшим импортером продукции «Беларуськлалия»? Кроме того, по железной дороге до Мурманска намного дальше, чем до Усть-Луги или, тем более, Клайпеды. Транспортное плечо не просто увеличивается — оно увеличивается В РАЗЫ. А ведь главным камнем преткновения в переговорах о переориентации белорусского транзита являются именно железнодорожные тарифы.
Ну и вопрос на засыпку: если через Мурманск так выгодно экспортировать удобрения, почему российские производители этого не делают? Зачем бронируют мощности строящегося в Усть-Луге терминала «Ультрамар»?
3. Самое главное Лукашенко сказал в конце: «Но мяч на той стороне». Перспективы переориентации белорусского транзита он ставит в зависимость от дальнейших действий Литвы. Погоните из Клайпеды — уйдем в Мурманск, не погоните — не уйдем.
А самому не пора ли принять волевое решение? Судя по всему, Лукашенко так не считает.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+