Президент Украины Владимир Зеленский готовится к визиту в Вашингтон, где планируется встреча с американским коллегой Джозефом Байденом. МИД Украины уже огласил повестку саммита. Правда, к реальной повестке она имеет весьма слабое отношение
Вашингтон и Киев завершают подготовительные мероприятия перед визитом 30 августа в США украинского президента Владимира Зеленского и его саммитом с главой США Джозефом Байденом. Об этом говорят представители украинского МИД, участвующие в переговорах, — посол Украины в США Оксана Маркарова и глава украинского внешнеполитического ведомства Дмитрий Кулеба.
Правда, в их интерпретации возникает впечатление, что речь идет не о саммите. Ведь что такое саммит? Это когда два главы государства встречаются с целью скорректировать двустороннюю повестку, подтвердить высокий уровень отношений либо срочно решить какой-то важный и острый вопрос.
В случае же визита Зеленского высокопарная риторика («это без преувеличения, будет встреча, которая определит динамику двусторонних отношений на следующие годы», как говорит Дмитрий Кулеба) и межстрочные мысли в ней дают понять, что 30 августа состоится визит президента к Богу. Ну или мероприятие, на котором Великий хан Запада подтвердит ярлык на княжение в Киевском княжестве, выданный Владимиру Зеленскому.
И не на следующие годы, а на какое-то время — нынче в американском Сарае стабильности нет, и при смене правящей партии меняется и политика. Не говоря уже о том, что российско-американские отношения (интегральной частью которых является политика США на украинском пространстве) тоже находятся в процессе трансформации.
При этом сущностной, материальной повестки визита в общем-то и нет. Так, по словам Оксаны Маркаровой, цель Киева — «углубить стратегическое партнерство Украины и США реальными конкретными совместными инициативами по защите суверенитета и территориальной целостности, повысить безопасность в Украине и регионе, увеличить свой военный потенциал, ускорить превращение Украины в современную экономическую сильную демократическую страну».
Ну то есть ни о чем — нельзя ускорить процесс, которого нет. Об этом знает любой школьник: умножение любого числа на ноль дает ноль.
Да, Дмитрий Кулеба уже озвучил более конкретную повестку.
«Будет три блока вопросов. Первый — это политический. У нас с США с 2008 года действует стратегическое партнерство. Но, безусловно, за это время все изменилось. И это стратегическое партнерство нужно вывести на новый уровень.
Второй — безопасность. Безусловно, противодействие российскому агрессору, вопрос Донбасса, Крыма, куда и как будем двигаться. Мы обсуждали несколько очень конкретных идей, пока не могу ими поделиться.
Третий — экономика. Мы не скрываем, что хотим видеть больше американских денег в украинской экономике, особенно в стратегических отраслях нашей экономики», — заявил министр.
Попробуем их разобрать.
Ни о каком стратегическом партнерстве речи не идет, и не потому, что с 2008 года много что изменилось. Партнерство предполагает равноправие, и если не полноценное, то хотя бы частичное (как в американо-японском союзе). Но уж точно не внешнее управление, когда украинская политика формируется в американском посольстве в Киеве и/или американскими консультантами в министерствах и ведомствах Украины.
При этом некоторым кажется, что Киеву все равно дали слишком много свободы — например, в публичных высказываниях, когда украинские чиновники посмели критиковать сделку, заключенную между Джозефом Байденом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Вашингтон вынужден был публично осаживать Киев, прямым текстом говоря, что подобная риторика ставит под вопрос дальнейшие отношения между странами. Собственно, тут и кроется политический аспект визита — Байден, видимо, прямо и без обиняков объяснит Зеленскому нецелесообразность повторения подобной ситуации.
Что же касается безопасности, ни о каких «конкретных идеях» по противопоставлению российской агрессии на Донбассе речь не идет. И не потому, что нет агрессии. И даже не потому, что США абсолютно не заинтересованы ни в каких военных акциях на Донбассе, способных поставить мир перед риском ядерной войны.
Дело в том, что никакие серьезные шаги никто с Украиной обсуждать не будет, просто потому, что (в силу специфики украинского политикума) все очень быстро утечет в прессу и выставит американцев в дурном свете.
К тому же активизация американских военных на Украине (не в плане продаж «Джавелинов», а серьезная активизация) прямо противоречит договоренностям Путина и Байдена в Женеве, поскольку является эскалацией конфликта, которую президенты согласились избегать. А на данный конкретный момент Вашингтон склонен соблюдать достигнутые соглашения.
Наконец, экономический блок, а точнее тезис о большем количестве американских денег в украинской экономике, — вообще из области фантастики.
В условиях, когда на Украине продолжается деиндустриализация, когда деловой климат обнуляется из-за идущей гражданской войны, высочайшей коррупции и неадекватности властей, ни о каких серьезных инвестициях со стороны любой серьезной компании невозможно говорить.
В лучшем случае речь может пойти о выкупе американцами ряда сегментов экономики для эксплуатации с последующей их охраной от требований аборигенов силами местного правительства и парамилитарных образований — так, как США поступают в ряде стран третьего мира.
При этом, конечно, Соединенные Штаты не мешают украинским властям пиариться на визите и, скорее всего, не будут мешать пиариться на его итогах. Пиар нужен и лично Владимиру Зеленскому, которому после всех внутренних сложностей и провалов крайне необходим демонстративный ярлык на княжение.
Любопытно, что в подготовке визита принимают участие и европейские страны. 22 августа (дата предварительная, может меняться, но практически однозначно будет до американского вояжа Зеленского) к украинскому президенту приедет пока еще канцлер Германии Ангела Меркель.
Важно понимать, что Меркель едет на Украину не в статусе антиамериканского лидера Европы — после ухода Трампа Джо Байден не просто взял курс на восстановление отношений с Евросоюзом, но и позиционирует Германию как своего главного европейского союзника. А значит, теперь играть на американо-европейских противоречиях и оскорблять Германию украинскому руководству совсем не с руки — можно нарваться на гнев со стороны Великого хана.
Поэтому, по всей видимости, Меркель обозначит Зеленскому новые правила игры в украинско-европейских отношениях, которые будут подтверждены и визированы в Вашингтоне. Но при этом, конечно же, никто не помешает украинским лидерам преподнести и этот визит как великое достижение, как встречу, которая определит динамику двусторонних отношений на следующие годы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+