Черное море превращается в зону опасного военного противостояния. Об этом заявил на неделе директор Четвертого европейского департамента российского МИД Юрий Пилипсон
Так он ответил на вопрос, как учения НАТО сказываются на ситуации с безопасностью в этом регионе.
«Совершенно очевидно, что подобного рода «тренировки» провоцируют, а не предупреждают конфликтные ситуации», — сказал дипломат. По его словам, Россия продолжит принимать меры по обеспечению национальной безопасности с помощью и дипломатических, и других инструментов.
«Мы неоднократно предупреждали, что нагнетание военно-политической напряженности непосредственно у наших рубежей несет в себе конфронтационный заряд», — добавил Пилипсон.
Напомним, что с 28 июня по 10 июля в Черном море проходили военные маневры Sea Breeze 2021. В них приняли участие до пяти тысяч военнослужащих, 40 самолетов и 32 корабля от стран — членов НАТО, а также Украины. За ними наблюдали дежурные силы Черноморского флота.
Незадолго до начала учений британский эсминец Defender пересек российскую границу в районе крымского мыса Фиолент. Российский пограничный сторожевой корабль после неоднократных предупреждений выполнил предупредительную стрельбу, а самолет Су-24М произвел «предупредительное бомбометание» по курсу движения Defender.
Лондон утверждал, что эсминец не обстреливали и что он вообще не заходил в российские территориальные воды. Однако журналист, находившийся на борту, подтвердил, что корабль преднамеренно нарушил российскую границу.
Президент Владимир Путин назвал этот инцидент провокацией, которая была предпринята, чтобы показать неуважение Запада к выбору крымчан. По его словам, военное освоение территории Украины вызывает глубокое беспокойство России — это касается реальных жизненных интересов страны и народа.
Собственно, демарш британцев — только часть провокационной тактики Запада у берегов Крыма. На следующий день после инцидента фрегат Военно-морских сил Нидерландов Evertsen, находившийся в нейтральных водах, начал движение к Керченскому проливу. Чтобы не допустить нарушения границ России, военные подняли в воздух истребители Су-30 и бомбардировщики Су-24. После этого корабль изменил курс.
По ощущением многих экспертов, Запад поднимает ставки, демонстрируя готовность к настоящей драке. Так, командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Роберт Берк допустил, что его подчиненные при некоторых обстоятельствах могут ударить по российским кораблям в Черном море. Это произойдет, если Берк сочтёт, что Россия перешла через некую «красную черту». При этом Берка, судя по всему, не смущают возможные жертвы, как и то, что Россия защищает собственные границы (в отличие от его подчиненных).
В НАТО осознают, что Россия в значительной степени модернизировала свои вооруженные силы. О резком росте российского военного потенциала говорят многие западные эксперты. Так, The National Interest отмечает, что в регионе Черного моря серьезную угрозу представляют российские подводные лодки, оснащенные гиперзвуковыми ракетами. Автор статьи в этом журнале Крис Осборн подчеркивает, что гиперзвуковое оружие чрезвычайно опасно вне зависимости от способа запуска.
«Остановить ракеты, летящие со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука, представляет собой сложную задачу для любых сил, а запуск с подводных лодок создает дополнительные проблемы», — пишет эксперт.
Сейчас в российских войсках несут опытно-боевое дежурство авиационные комплексы с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», которые на испытаниях достигали скорости в десять Махов. Для истребителя пятого поколения Су-57 разрабатываются внутрифюзеляжные гиперзвуковые ракеты. Корабли и подлодки Военно-морского флота планируется вооружать крылатыми ракетами «Циркон» — 19 июля фрегат «Адмирал Горшков» успешно выполнил стрельбу такими ракетами. В общем, Россия способна поднять брошенную перчатку, хотя, конечно, всеми силами стремится избежать горячего конфликта.
Впрочем, по мнению экспертов, попытки тех же британцев раскачать ситуацию довольно смешны, если вспомнить о том, что у королевского флота практически не осталось крупных надводных кораблей, способных выйти в море. Из шести наиболее современных эсминцев типа 45 выполнять боевые задачи способен только один — тот самый HMS Defender. Британское военно-морское командование может сколько угодно заявлять о праве своих кораблей ходить вдоль побережья Крыма, о необходимости поддержки Украины, но факт остается фактом: Лондон отправил к российским границам единственный боеспособный эсминец.
«Проблема действительно существует, — констатировал глава оборонного комитета при палате общин Тобиас Эллвуд. — Если выйдет из строя наш единственный боеспособный эсминец, придется обращаться к союзникам по НАТО, чтобы они выделили корабли для прикрытия наших авианосных ударных групп. Мы подошли к красной черте, за которой — деградация флота».
Одновременно Британия намерена продать украинцам те вооружения, которые смотрятся устаревшими даже на фоне эсминцев 45-го проекта. На днях стало известно, что Киев заплатит за два британских тральщика Blyth и Ramsey 100 млн долларов. В эту цену входит дефектация, ремонт, модернизация, дополнительное оснащение, обучение и подготовка экипажей ВМС Украины. И это весьма высокая цена для кораблей, которые не способны изменить соотношение сил на черноморском ТВД.
Надо сказать, что Украина покупает корабли не только у британцев. Недавно Киев договорился с Анкарой о строительстве двух корветов типа Ada — это довольно малозаметные, быстрые и хорошо вооруженные корабли. Вооружение — 76-миллиметровая пушка, противокорабельные ракеты «Гарпун», зенитная установка RIM-116, два торпедных аппарата. Сконструированы с применением технологии снижения радиолокационной заметности. Радиоэлектронная начинка с высоким уровнем автоматизации.
Впрочем, по боевым возможностям Ada существенно уступает российским аналогам — корветам проекта 20380, — пояснил РИА Новости военный эксперт Константин Сивков. — Конечно, восемь «Гарпунов» — это грозное оружие, такой залп выдержит далеко не каждый корабль. Однако дальность ракет относительно небольшая — около 150 километров. У нас же гораздо более дальнобойные «Ониксы» и «Калибры».
Система ПВО корветов — по сути, морская версия «Стингера» — защищает только в ближней зоне и не перехватывает высокоскоростные цели, например противокорабельные ракеты. Противолодочные возможности тоже скромные.
В ВМСУ сейчас фактически единственный крупный корабль — флагман флота фрегат «Гетман Сагайдачный». Скоро он разменяет третий десяток. Практически все остальное — его ровесники. Относительно современными можно назвать речные артиллерийские катера «Гюрза». Но они годятся лишь для патрулирования побережья и не приспособлены для действий в открытом море.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко уверен, что два турецких корвета не особо усилят ВМСУ и не выведут их на один уровень с Черноморским флотом России. Однако Украина постепенно наращивает военные мускулы и, следовательно, вероятность боевых столкновений возрастает.
К сожалению, Черноморский регион превращается в горячую точку. Запад будет разыгрывать украинскую карту в рамках стратегии сдерживания Москвы. Но вооруженные провокации — слишком опасный способ политического шантажа, который, обычно, не заканчивается ничем хорошим.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+