Берлин — Что бы ни говорили США, Германия не намерена перекрывать «Северный поток — 2», если президент России Владимир Путин попытается воспользоваться спорным трубопроводом как геополитическим оружием, сообщают осведомленные чиновники из Берлина.
Вместо российского газопровода правительство сосредоточится на более обширных санкциях на уровне Европейского Союза — хотя это более сложный путь для ответных мер против Кремля, заявили чиновники, попросившие не называть их имени из-за частного характера обсуждений.
Президент США Джо Байден попытался убедить немцев принять жесткие меры возмездия, если Путин воспользуется трубопроводом для подрыва Украины.
Хотя канцлер Ангела Меркель в рамках сделки от 21 июля согласилась принять меры «на национальном уровне», нежелание Берлина сделать решающий шаг и перекрыть вентиль — это потенциальная победа президента России и удар по Белому дому.
Представитель правительства Меркель подтвердил, что Германия обязана действовать в случае неправедного использования трубопровода, но уточнять порядок мер не стал.
Комментарии немецких чиновников могут поддержать критиков Байдена в Конгрессе, которые считают, что в этом споре он уступил и сдался.
На этой неделе республиканцы в Сенате пригрозили заблокировать двух кандидатов Байдена в казначейство, если администрация не возобновит призванные остановить проект санкции. Председатель сенатского комитета по международным отношениям от Демократической партии Боб Менендес (Bob Menendez) на прошлой неделе заявил, что соглашение не соответствует требованиям и что «Северный поток — 2» «следует остановить».
Однако газопровод длиной 1 230 км готов на 99%, а оставшаяся часть должна быть завершена в этом месяце, и внимание постепенно переключается на начало поставок и ответные меры, если Путин попытается перекрыть транзит через Украину, который имеет решающее значение для экономики бывшей советской республики.
По всей видимости, подход Берлина сохранится даже после того, как Меркель уйдет в отставку после выборов 26 сентября. Российский трубопровод поддерживает большинство парламентских партий, в то время как любые целенаправленные действия осложняются юридической стороной вопроса.
Армин Лашет (Armin Laschet), лидер христианских демократов и наиболее вероятный преемник доктор Меркель, по проекту Газпрома занимает позицию, аналогичную канцлеру, и даже оппозиционные социал-демократы в значительной степени поддерживают энергетическое партнерство с Россией.
Впервые же претендующие на пост канцлера Зеленые оказались в стороне от политического мейнстрима. Кандидат от партии Анналена Бербок (Annalena Baerbock) навлекла на себя гнев Кремля своим категорическим неприятием проекта.
Во ходе своего визита в Вашингтон 15 июля доктор Меркель подвела черту под попытками Америки добиться от Германии более жестких обязательств нанести России ответный удар в случае злонамеренных действий. Канцлер дала понять, что предпочитает решение ЕС, которое потребует согласия всех 27 членов.
На вопрос после встречи, рассматривается ли перекрытие трубопровода, Меркель сказала: «У нас есть ряд инструментов, которыми мы сможем воспользоваться, — и это будет скорее европейский, чем немецкий уровень».
Ранее Меркель назвала угрозу европейских санкций эффективным сдерживающим фактором для Путина.
ЕС ввел обширные санкции в ответ на захват Крыма в 2014 году и более точечные меры после отравления и заключения в тюрьму лидера оппозиции Алексея Навального.
«Это не означает, что мы со своей стороны полностью беззащитны», — заявила Меркель журналистам на пресс-конференции 22 июня.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.