По мнению китайских экспертов, анализ дипломатических отношений Китая показывает, что, несмотря на политику Вашингтона по сдерживанию Китая и стремление отдельных стран АТР, пытающихся заручиться поддержкой США, Пекин активно использует экономическую дипломатию для расширения своего влияния и защиты национальных интересов.
Китай является крупнейшим торговым партнером практически для всех приграничных государств. В целях реализации своей стратегической концепции «двойная циркуляция», предусматривающей расширение внутреннего спроса и содействие международному торговому балансу, Пекин, несмотря на негативное влияние глобальной пандемии, постепенно увеличивает импорт зарубежной продукции, тем самым повышая значимость собственного рынка для иностранных государств.
Кроме того, активизируются торговые отношения со странами, с которыми достигнуты тесные политические и дипломатические связи.
По итогам 5 месяцев (январь-май) 2021 г. внешнеторговый оборот Китая в годовом исчислении увеличился на 28,2% (в долларовом эквиваленте на 38,1%). При этом крупнейшими торговыми партнерами остаются страны АСЕАН, ЕС, США, Япония и Индия, с которыми показатели внешней торговли за указанный период выглядят следующим образом:
№ |
Страны и регионы |
Объем торгового оборота |
Экспорт |
Импорт |
1 |
АСЕАН |
336,33 млрд. долл. |
185,46 млрд. долл. |
150,87 млрд. долл. |
2 |
ЕС |
317,46 млрд. долл. |
190 млрд. долл. |
127,45 млрд. долл. |
3 |
США |
279,64 млрд. долл. |
206,05 млрд. долл. |
73,59 млрд. долл. |
4 |
РФ |
50,65 млрд. долл. |
22,92 млрд. долл. |
27,73 млрд. долл. |
5 |
Индия |
48,15 млрд. долл. |
35,89 млрд. долл. |
12,25 млрд. долл. |
6 |
Япония |
149,1 млрд. долл. |
66,35 млрд. долл. |
82,74 млрд. долл. |
По мнению Пекина, наличие зон свободной торговли с соседними странами, направленных на снижение тарифов и предусматривающее либерализацию торгового режима, создает благоприятные условия и способствует расширению двусторонней и многосторонней торговли.
Наиболее активно данный процесс осуществляется со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и медленнее со странами СНГ. Ярким примером создания зоны свободной торговли, где Китай был главным инициатором, стало подписание в ноябре 2020 г. между 15 странами региона АТР и ЮВА Соглашения «Всестороннего регионального экономического партнерства» (Regional Comprehensive Economic Partnership), на экономику стран-участниц которого приходится около 32% мирового ВВП (26,2 трлн. долл.) и 29% международной торговли.
Кроме того, Пекин официально обозначил о своем намерении присоединиться к «Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве» (CPTPP), основная цель которого – углубление экономических связей, снижение уровня тарифной защиты, содействие развитию торговли для стимулирования роста и отмена ряда пошлин. Наряду с этим, Китай продвигает создание двусторонних свободных торговых зон с Японией, Южной Кореей и другими странами региона.
В целом, по мнению экспертов, создание новых зон свободной торговли с соседними странами станет важным инструментом экономической стратегии Китая, которое позволит Пекину получить большую политическую гибкость.
Китай постепенно увеличивает использование своей валюты в трансграничных торговых операциях некоторыми странами, в том числе с Южной Кореей, Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Монголией, Казахстаном, Таиландом, Пакистаном и Россией.
Планируется, что денежно-кредитная политика Народного банка Китая будет осуществляться по следующим направлениям:
- дальнейшее расширение использования юаня, в том числе внедрение цифрового юаня;
- увеличение объемов трансграничных прямых инвестиций в соседние страны, в том числе в кредитных операциях;
- уменьшение влияния американского доллара;
- повышение прозрачности денежно-кредитной политики.
По мере экономического развития Китай активно участвует в деятельности региональных финансовых организаций, в формировании финансовой политики региона посредством участия в Азиатском банке развития и других структурах, как Банк ШОС и Банк развития стран БРИКС.
Усиливается влияние китайского фондового рынка в регионе. Ожидается, что в будущем деятельность финансовых учреждений КНР будет акцентирована именно в области кредитно-денежной политики. В этих целях китайские банки и финансовые учреждения открывают филиалы в соседних государствах, а также активно предлагают иностранным банкам открывать свои филиалы на своей территории.
Активизация финансовой помощи дружеским и развивающим странам является неотъемлемой частью экономической дипломатии и послужит укреплению тесных дипломатических отношений с зарубежными странами и повышению уровня двустороннего политического сотрудничества. Предполагается, что Пекин увеличит размер финансирования различной помощи, предоставляемой для зарубежных стран.
Следует отметить, что в рамках борьбы с КВИ COVID-19, Китай значительно активизировал помощь развивающимся странам путем предоставления различных видов медицинского оборудования и китайских вакцин.