О достижениях и проблемах китайской социальной политики.
Социальное обеспечение в Китае
Китай по многим социальным аспектам сложно сравнивать с другими странами, на которые принято равняться, прежде всего потому, что это очень большая страна (четвертое место в мире) с гигантским населением (первое место в мире), которое до середины прошлого века было погружено европейскими «цивилизаторами» и местными князьками в болото крайнего убожества. Можно было бы сравнивать Китай с соседней Индией, ведь там тоже живёт более миллиарда человек. Однако у Индии в три раза меньше территория и на 50% больше пахотных земель.
Не масштабируемое на другие страны своеобразие Китая накладывает неизгладимый отпечаток на всё в стране, особенно на уровень и качество жизни. Тем не менее в 2021 году Китай громогласно заявил о полной победе над нищетой. Не в последнюю очередь благодаря своей социальной политике, потратив за последние восемь лет на борьбу с бедностью астрономические $250 млрд (10% годового бюджета своей страны или весь годовой бюджет Индии).
Система социального обеспечения КНР начала формироваться с окончанием гражданской войны и обретением страной независимости в 1949 году. Коммунистическая партия Китая, фактически обладая на протяжении 70-летней истории КНР полнотой власти в стране, пробовала различные подходы к социальной политике от уравнительного распределения до избирательно-рыночного подхода, свойственного западным странам. Однако при этом китайские власти никогда не отступали от необходимости государственной поддержки самых бедных слоёв населения. Голода с середины XX века китайский народ больше не знал.
В начальный период существования КНР был введён порядок «данвэй», согласно которому централизованно через государственные предприятия распределялась социальная помощь населению в виде продуктов питания, одежды и жилья. Многие школы и больницы строились и содержались крупнейшими фабриками и заводами. Это была целая социалистическая философия эпохи форсированной индустриализации, согласно которой коллектив рабочих становился ячейкой общества, давал наставления по всем личным делам каждого работника, определял не только рабочее место, но и предоставлял жилплощадь, осуществлял организацию политических кампаний. Разумеется, стратегическое и идеологическое направления этой стихии низовой организации задавала компартия и лично Мао Цзэдун.
Вместе с тем в начале 1950-х были созданы бесплатные государственные системы здравоохранения и образования, в городах было введено страхование для рабочих и пенсии по старости.
В результате этой социальной политикой были охвачены в основном жители городов. Это было не только неизбежным для бедной страны выбором, но и мощным стимулом для крестьянства объединяться, как и у нас в СССР, в кооперативы, которые социально поддерживали своих членов, иногда даже не хуже, чем государство рабочих и служащих.
Эта система развивалась и совершенствовалась, охватывая всё большую часть населения, вплоть до конца 1970-х, когда был взят курс на «реформы и открытость». Масштабное изменение политики государства потребовало масштабного пересмотра системы социального обеспечения. Предприятия были переведены на жёсткий хозрасчёт, поэтому закреплённые за ними согласно принципу «данвэй» функции и учреждения начали деградировать. В результате реформ китайские предприятия трансформировались из социально-экономических столпов общества в коммерческие фирмы, выполняющие государственный заказ. Произошёл переход от плановой экономики к рыночной, однако без приватизации госсобственности в частные руки. Вместе с тем в Китае появился обширный частный сектор, западные корпорации стали активно переносить производство в Поднебесную, в города за работой хлынули миллионы бывших крестьян.
Система социального обеспечения Китая трансформировалась под влиянием опыта западных стран, но на основе местных экспериментов. Официальный орган ЦК КПК газета «Жэньминь Жибао» писала:
«С 1994 года в Китае в первоначальном виде создана система социального обеспечения. Она включает обеспечение основ уровня жизни, страхование по старости и обеспечение минимального прожиточного уровня в городе для уволенных с работы рабочих и служащих, а также обеспечение основной пенсии уволенным с работы рабочим и служащим госпредприятий и выдачу им полной суммы пенсии, это еще и пенсии ушедших с работы ветеранов-революционеров… Китай меньше чем за десятилетие установил новую систему социального обеспечения, которая отвечает всем требованиям как мировой рыночной экономики, так и экономики с китайской спецификой».
Эта система чем-то напоминала нашу политику адресной поддержки, т. е. для получения помощи от государства необходимо было подтвердить, что твои доходы ниже минимально допустимых. Плюсом действовали специальные программы поддержки: «тепло» (дополнительная помощь бедным), «счастье» (помощь бедным матерям), «надежда» (помощь бедным детям), «водоём» (помощь селянам с доступом к питьевой воде) и подобные другие. Система поддержки основывалась на таком понятии, как прожиточный минимум.
Новый этап развития социальной политики начался в 2002 году, произошёл в некотором роде синтез новых, рыночных методов и старых, плановых.
Социальное обеспечение в современном Китае — это прежде всего социальная помощь. Основным показателем помощи служит прожиточный минимум, который не только устанавливается в каждом регионе свой, а в некоторых случаях даже для отдельных групп населения, но и постоянно меняется в сторону увеличения. В местных бюджетах закладывается статья «на обеспечение прожиточного минимума». Вторым по важности показателем является минимальный размер оплаты труда, который также устанавливается в каждом регионе свой и не может быть меньше прожиточного минимума. Партия и местные правительства призваны следить за выполнением требования закона, надзирать над предприятиями.
Сама по себе социальная помощь — это создание рабочих мест, регулирование минимальной оплаты труда, формирование фондов поддержки населения (в т.ч. инвалидов), формирование условий для выхода из бедности. И всё это во многом работает в ручном режиме под партийным контролем. Например, нуждающуюся семью в деревне могут заставить выращивать овощи, фрукты на продажу, обеспечив ей рынок сбыта продукции, а местные предприятия обязать взять на работу хотя бы одного члена такой семьи.
Социальная помощь в Китае, в отличие от других стран, предоставляется, как правило, в натуральной форме. Сделан упор на обеспечение необходимым — работой, жильём, одеждой, бытовой техникой, и т.д., а не на денежные пособия. КПК вполне обоснованно считает, что пособия «развращают народ» и не способствуют «пониманию необходимости участия в общенародной деятельности».
Основанием к социальной помощи является маленький доход семьи. Несмотря на то, что данная сфера основывается на рыночном показателе «прожиточный минимум», характер оказываемой помощи больше похож на планово-социалистический.
Второй сферой социального обеспечения в Китая является социальное страхование: пенсионное, медицинское, по безработице, материнства и пособия на детей.
Здесь всё достаточно стандартно, как и во многих других странах налоговые сборы формируются в фонды социального страхования, из которых производятся выплаты гражданам.
Кроме того, в Китае развивается система выплат от предприятий, в том числе надбавки к пенсии.
Размер пенсии устанавливается в каждом регионе свой, и они сильно разнятся, в некоторых случаях пенсия превышает минимальную заработную плату (Гуандун, Шанхай), что считается признаком высокого уровня жизни.
Размеры взносов в фонд социального страхования в каждой провинции и каждом городе тоже свои и постоянно меняются.
Существует в Китае и пособие по безработице, размер которого устанавливается на местном уровне, но он не бывает меньше прожиточного минимума. Пособие выплачивается от 12 до 24 месяцев.
Кроме того, в Китае получает развитие частная инициатива пенсионных накоплений и страхования для состоятельных граждан.
В начале 2021 года Си Цзиньпин отчитался: «Трудная задача ликвидации бедности решена, вопрос с нищетой полностью решен, нищета в региональном масштабе преодолена. Совершено еще одно историческое чудо!»
По меркам ООН в Китае не осталось бедных, и вклад КНР во всемирную борьбу с бедностью, по словам генсека ООН, составляет 70%.
Крупная заслуга в этом принадлежит системе социального обеспечения, в том числе и тому, что она построена не на распространённом на Западе принципе денежных подачек.
Китайские коммунисты, как ни странно, разделяют позицию либералов, что «вертолётные деньги» в условиях рыночной экономики только «подстёгивают инфляцию», т. е. ведут к повышению частными предприятиями цен на самые востребованные товары. Правда, наши либералы предлагают накачивать рынок кредитов государственными деньгами, а китайцы стараются оказывать государственную поддержку бедным либо в натуральной форме, либо опосредованным способом: запуская крупные инфраструктурные проекты, строя сеть высокоскоростных железных дорог и т. п.
Китайцы, видя что пособия убивают мотивацию к труду в богатых западных странах, постарались концептуально обойти эту проблематику. Пока во многом это удаётся. Китайский опыт заслуживает внимания и всестороннего изучения.
Однако для организации социальной помощи в натуральной форме или опосредованными инструментами необходима не только политическая воля руководства страны, но и армия исполнителей, которые не погрязнут в бюрократическом формализме и коррупции, а будут способны участливо и по справедливости регулировать распределение.
В Китае с этим тоже всё не так безоблачно. Учитывая закаченные в «социалку» циклопические размеры юаней и ежегодные масштабные посадки чиновников, огрехи организации социальной помощи китайское правительство компенсирует репрессиями коррупционеров и ростом финансирования. Но пока такая модель себя вполне оправдывает, по крайней мере по мнению КПК.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+