Внимательное прочтение действующего международного соглашения о режиме Черноморских проливов дает полное основание для юридически безупречного вывода о незаконности пребывания американских ракетных кораблей в Черном море
Конвенция Монтрё поистине удивительный документ международного права! Будучи подписанной и вступившей в силу в далеком 1936 году, она сформулирована настолько гибко и прозорливо, что до сих пор эффективно ограничивает возможности проникновения в Черное море военно-морских сил потенциальных агрессоров.
Однако для того, чтобы понимать этот факт во всей его полноте и умело применять положения Конвенции на практике, необходимо как следует в неё вчитаться. Что, подозреваю, делается далеко не всегда и не всеми, кому это положено.
Но, довольно общих фраз! Займемся конкретикой, как того и требует современная военно-политическая обстановка. Итак, совсем недавно в Черном море состоялись очередные де-юре украино-американские, а по факту натовские военно-морские учения «Си бриз-2021».
По этому поводу западная пропаганда в очередной раз раздула до небес свою любимую тему – о «справедливой борьбе мировой цивилизации против превращения Черного моря в российское озеро». Вот типичный пример такой русофобской риторики в исполнении командира ракетного эсминца США «Росс» Джона Д. Джона ((John D. John), принимавшего участие в этих маневрах:
«Мы хотели показать всем, международному сообществу, что ни одна страна не может присваивать себе Черное море или международные воды. Эти воды принадлежат международному сообществу, и мы стремимся к обеспечению доступа всех стран к этим водным путям».
Пропаганда, оно конечно, и в Африке пропаганда. Что с неё возьмешь? Однако, в данном случае, перед нами не только факт демагогического словоблудия, но и краткое изложение основной сути официальной позиции США о причинах почти безвылазного пребывания военного флота этой далеко не черноморской державы в Черном море.
И вот здесь уже есть повод для рассмотрения данной темы в сугубо правовой плоскости. Поскольку, при всей красивости пропагандистских фраз, они не имеют никакого веса в межгосударственных отношениях, которые регулируются исключительно официальными правовыми документами.
Таковым документом, применительно к режиму пребывания военных кораблей нечерноморских держав в Черном море, является Конвенция Монтрё 1936 года.
Обычно, в тех случаях, когда рассматривается вопрос о правовых основаниях нахождения боевых кораблей ВМС США в данной акватории, комментаторы не идут дальше упоминания таких ключевых параметров, как общий тоннаж -30 тысяч тонн (в отдельных случаях до 45 тысяч тонн) и максимальный срок пребывания – 21 день.
Любопытно, что и командование ВМС США регулярно подтверждает свою верность именно этим требованиям Конвенции. И всякий раз упирает на то, что действует в строгом соответствии с её духом и буквой.
Берусь утверждать, что так делается именно потому, что в действительности американский военный флот самым грубым образом и систематически, на протяжении многих лет, нарушает и дух и букву этого международного Соглашения. И очень печально, что на этот факт практически никто не обращает внимания. Особенно с учетом того, что речь идет о явно противоправном создании американцами очень серьезной ракетно-ядерной угрозы России из региона Черного моря.
Речь идет, разумеется, о постоянных заходах в эту акваторию американских боевых кораблей — эсминцев и крейсеров УРО, оснащенных стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк». Боевой радиус действия этих ракет, в разных модификациях, достигает двух с лишним тысяч километров, чего вполне хватит от Черного моря до Москвы.
В России эту угрозу видят и знают. Но, при этом, как правило, констатируют, что ничего поделать нельзя, поскольку такие рейды ракетоносцев США в Черное море, якобы, не противоречат Конвенции Монтрё.
Но так ли это на самом деле? Давайте спокойно разберемся.
Первое, на что следует обратить внимание. Конвенция однозначно запрещает проход в Черное море крупных боевых (линейных) кораблей нечерноморских держав.
Статья 11
«Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.»
Как видите, право проводки через проливную зону линейных кораблей Конвенция предоставляет только флотам Черноморских держав. Неважно, что линкоров сейчас нет в составе военно-морских флотов. Нас это интересует по другому поводу. Идем дальше.
Теперь обратимся к пункту «В» Приложения II настоящей Конвенции, который поясняет, что такое «линейный корабль»:
В. Классы
1. Линейными кораблямиявляются надводные военные корабли, относящиеся к одному из следующих подклассов:
2. a) надводные военные корабли, иные чем авианосцы, вспомогательные корабли или линейные корабли подкласса b), стандартное водоизмещение которых выше 10000 тонн (10460 метрических тонн) или которые имеют орудия калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов);
На основе этой детализации зафиксируем, что в Черное море запрещен доступ линейных кораблей нечерноморских держав тоннажем свыше 10 тысяч тонн и орудиями с калибром, превышающим 203 мм.
Какие же военные корабли США легитимны в Черном море с точки зрения данного документа?
Статья 10: «В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, могут пользоваться правом свободы прохода через Проливы…»
Теперь выясним, что понимает Конвенция под определением «легкие корабли», которые пользуются правом свободы прохода через Проливы:
Пункт 3 ПриложенияII: «Легкими надводными кораблями являются военные надводные корабли, иные чем авианосцы, небольшие боевые суда или вспомогательные корабли, стандартное водоизмещение которых выше 100 тонн (102 метрических тонны) и не превышает 10000 тонн (10160 метрических тонн) и которые не имеют орудий калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов).»
Таким образом, устанавливаем, что правом прохода в Черное море пользуются военные корабли нечерноморских держав, тоннаж которых не превышает 10 тысяч тонн и которые не имеют орудий калибра выше 203 мм.
А теперь посмотрим, как в этом свете реально выглядит «соблюдение» ВМС США Конвенции Монтрё.
По водоизмещению. Ракетными кораблями США, регулярно входящими в Черное море являются, во-первых, ракетные крейсеры типа «Тикондерога». Их официальное водоизмещение составляет 9800 тонн. Обратите внимание – это всего на 200 тонн меньше лимита, установленного конвенцией для легких кораблей. Думаю, что в действительности их водоизмещение больше. Просто так надо, чтобы корабли этого типа могли вписаться в режим Проливов. Но формально, как видим, требования соблюдены.
Эсминцы УРО типа «Arleigh Burke» тоже, вроде бы, вписываются – полное водоизмещения 9650 тонн. Сразу видно, что американские адмиралы внимательно читали Конвенцию и привели официальные параметры своих кораблей в соответствие с её требованиями.
Казалось бы, придраться не к чему. Однако, не будем спешить с выводами. Остается еще предельный калибр орудий – не больше 203 мм.
И вот тут тот Америка, что называется, поплыла! Причем не в Черное море, а строго на выход из него.
Во-первых, Конвенция Монтрё не дает четкого юридического определения понятия «орудия». Очевидно, однако, что речь идет о механизме, предназначенном для ведения стрельбы снарядами. Какими именно снарядами не уточняется.
А теперь внимание! Калибр снаряда, который является основным вооружением указанных крейсеров и эсминцев равен 531 мм! То есть он в два с лишним раза превышает лимит, установленный Конвенцией Монтрё – 203 мм!
С юридической точки зрения не имеет никого значения, что этот снаряд именуется «крылатой ракетой» и у него есть двигатель и крылышки. Конвенции это безразлично. Равно как и то, что пусковой контейнер установки МК41, предназначенной для запуска «Томагавка», имеет не круглую в сечении форму, как у классического морского орудия, а квадратную. Да хоть зигзагообразную! Любой квалифицированный юрист без труда докажет, что в любом случае это орудие, из которого выпускается снаряд. Важно лишь то, что калибр этого снаряда в два с лишним раза больше установленного Конвенцией предела!
Таким образом, налицо факт грубейшего нарушения Военно-морскими силами США основополагающих положений Конвенции Монтрё о режиме Черноморских приливов, на что, к большому сожалению, у нас, практически, никто не обращает внимания. Чем с удовольствием пользуются наши американские «партнеры», которые активно и постоянно «фаршируют» Черное море своими кораблями с КР «Томагавк» на борту, чего по Закону там быть просто не должно. И создают, тем самым, нешуточную ракетную угрозу почти для всей европейской части территории Российской Федерации.
Не пора ли нам всерьез взяться за изучение этого основополагающего документа морского права и сделать из него, наконец, надлежащие выводы? Тем более, что от этого напрямую зависит безопасность нашей страны.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+