Всякий, кто хоть немного интересуется постсоветской политикой, знает, что А.Г. Лукашенко — мужчина решительный, который за словом (а также за делом) в карман не полезет. Не знают этого разве что брюссельские начальники — ну так они вообще мало чего знают
Вот и сейчас, когда ЕС намерен додавить Белоруссию санкциями, Лукашенко сообщил, каким будет «наш ответ Чемберлену»: «Мы знаем, кто в США, Германии и других странах выступил против поставок комплектующих и основных узлов для наших предприятий. Мы их знаем. У нас есть опыт. Первое: на белорусский рынок — ни шагу. Второе: через Белоруссию — тоже ни шагу. Точно так надо поступить и с немцами. Пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию. Или через Украину. Надо принять все меры, чтобы они почувствовали, что такое Беларусь. И прежде чем браться за экономическое оружие, думали».
Пока это лишь угроза, но контрагенты уже призадумались. Правда, пока не те, которым в первую очередь было адресовано заявление. То есть страны ЕС, которые пока что думают.
Зато осторожную обеспокоенность уже выразил пресс-секретарь президента России Д.С. Песков. Начав с того, что гнев Лукашенко отчасти понятен: «Здесь главное понимать, что всё это следствие очень резких, совершенно, с нашей точки зрения, неоправданных и незаконных с точки зрения международного права и всех норм международной торговли санкций в отношении Белоруссии», — Песков, отвечая на прямой вопрос, не может ли ограничение транзита товаров повредить российской экономике, указал, что экспортно-импортные цепочки нарушать нельзя — это вопрос для серьёзной работы по минимизации последствий подобных решений.
Китай пока промолчал. На текущий момент его сухопутная торговля с Европой через Россию и Белоруссию откровенно невелика. Хотя в принципе блокада на торговых путях, кто бы её ни устраивал, противоречит идеям Великого шёлкового пути.
Но в любом случае очень много в политике нашего соседа связано с тем, что Белоруссия — это кратчайший транспортный коридор из России в Европу.
Как объясняли мужички черниговские Илье Муромцу, собиравшемуся ехать в Киев,
Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой цела тысяща.
Однако
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
И логистика нарушилась. Что сейчас и грозит прямоезжим сношениям России с Европой.
В принципе, возможно переключить транзит с дороги М1 Москва — Брест на дорогу М9 Москва — Рига. Но это, кроме различных политических проблем (Латвия не является дружественной страной), затруднительно в плане чисто транспортном. Пропускная способность М9 в разы ниже, чем у М1. Про железную дорогу и говорить нечего.
Конечно, всё можно превозмочь, как это сделали с Крымом, где прямоезжая дорога через Харьков — Мелитополь — Джанкой заколодела с 2014 года и теперь туда надо ездить через Ростов — Керчь. Но это требует средств и в любом случае удорожает транзит.
Сложности, могущие возникнуть даже при частичном перекрытии белорусского транзитного коридора, столь велики, что является соблазн заявить: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Лукашенко-де не станет стрелять себе в ногу, да и вообще все его угрозы надо делить на десять.
Хорошо бы так. Но даже отвлекаясь от особенностей политики белорусского президента, следует заметить, что за 30 лет транспортная связность постсоветского пространства деградировала с пугающей неуклонностью. Можно взять «Атлас автодорог СССР» или железнодорожное расписание 1990 года и сравнить с нынешним состоянием. Эволюция хоть кого впечатлит. И в ситуации, когда никто не хочет уступать (а разве хочет?), стоит иметь в виду и самые пессимистические варианты.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+