Запорожское казачество с первых дней разрушения Советского Союза превратилось в устах украинских самостийных политиканов в пропагандистский инструментарий, с которым они обращались так, как им вздумается
Совершенно не заботясь о соответствии своих слов историческим фактам, политиканы лепили свой миф о Запорожской Сечи как о предтече нынешней самостийной Украины.
Запорожские гетманы изображались как идейные предки Бандеры и Шухевича, запорожские курени – как зародыш будущих сечевых стрельцов, ОУН-УПА и прочих националистических формирований. Если какой-то гетман был пророссийским, например Богдан Хмельницкий, его объявляли жертвой российского коварства. Дескать, царские власти обещали ему и его казакам свободу и обращение как равных с равными, но обманули его и поработили Сечь и Украину.
Как идеологический мем Запорожское казачество используют до сих пор.
25 июня в историко-культурном комплексе «Запорожская Сечь» открыли выставку, посвящённую независимости Украины и Вышеградской группе. Оба события отмечают в этом году 30-летний юбилей, но не имеют никакого отношения к запорожским казакам.
Мероприятие прошло под патронатом Генерального консульства Польши в Харькове с участием руководителей Общества польской культуры им. Иоанна Павла II и Общества польской культуры «Полония». Приветственное письмо от польского консула Петра Стаханчика (Piotr Stacha?czyk) зачитал участник карательной операции против Донбасса Вячеслав Зайцев. По его прогнозам, выставку посетят 30-40 тысяч человек.
«Вышеградская группа – мощная организация, влияющая на ход политики, социально-экономических вопросов, культурных и гуманитарных. И она – мощный фактор изменений также на Украине. Мы пригласили их провести выставку у нас», – сказал каратель.
Глава Общества польской культуры «Полония» Анна Макушинская заявила о важности регионального сотрудничества и о геополитических узах, связывающих славянские народы. Звучит издевательски, потому что Украина участвует в крестовом походе Запада против славян (России, Белоруссии, Сербии), что отвечает интересам Польши, получившей прозвище предательницы славян за её вклад в агрессию Запада против славянства.
Вышеградская группа – объединение Польши, Венгрии, Чехии и Словакии для координации интеграции в евроатлантические структуры. Поначалу «вышеградцы» не смотрели в сторону Украины, но во время «оранжевого» переворота в Киеве в 2004 году президент Польши Александр Квасьневский заявил, что они должны участвовать в восточной политике ЕС на украинском направлении.
Прага, Братислава и Будапешт считали, что акцент необходимо делать на Дунайский регион и Адриатику, но Польша всех тащила в обратном направлении, потому что заинтересована в усилении своего влияния на Украине. В результате Вышеградская группа превратилась в разрозненный коллектив государств, каждое со своими интересами. Выставка на Хортице – очередная попытка Варшавы сделать украинский вектор главным для вышеградцев. Обращает на себя внимание отсутствие на мероприятии представителей словацкого, венгерского, чешского меньшинства. Консульства Венгрии, Словакии, Чехии выставку патронатом не одаривали, их консулы приветственные письма не присылали.
Запорожское казачество было объектом идеологических манипуляций Варшавы с давних времён. Используя факт службы некоторого количества запорожцев Польше, Варшавы лепит свой миф о польско-запорожском союзе против России. Этот союз в идиллических тонах воспевали представители так называемой украинской школы польской поэзии. Самым ярым сторонником такого союза был Михал Чайковский (Micha? Czajkowski, 1804 – 1886), автор «Казацких повестей» («Powie?ci kozackie»).
Трезвомыслящие литературные критики упрекали таких авторов в идеализации польско-казацких отношений. Но политика – не литература, и Варшава снова пытается навязать украинским гражданам миф о выгоде для Украины союза с Польшей. Польская пресса назвала мероприятие на Хортице выставкой в сердце Украины. Запорожье и Харьков –русскоязычные области, некогда электоральная опора Партии регионов и оппозиция прозападным политическим силам. Если это сердце Украины, тогда почему язык, на котором здесь говорят, находится на положении изгоя, а идея дружбы с братской Россией подвергается шельмованию?
Запорожское казачество в массе своей было пророссийской силой, ходило на турка, шведа и поляка вместе с царской армией и донскими казаками. В романе «Огнём и мечом» Хенрика Сенкевича несколько положительных персонажей — казаки на службе Речи Посполитой, и отрицательных – донские казаки у запорожцев. Союза запорожцев с донцами поляки всегда опасались. Обмен кадрами между Запорожьем и Доном не был редкостью. Запорожцы вливались в Донское казачество, донцы в запорожцев. В ватаге легендарного покорителя Сибири Ермака были и донцы, и запорожцы.
Польским пропагандистам выгодно уничтожить историческую память о боевом братстве запорожских и донских казаков, ведь это братство было казачьим ответом на польско-шляхетское насилие. Для этого и нужны Польше выставки, подобные той, что проведена на Хортице.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+