Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Литва будет требовать от ЕС компенсации за санкции против Белоруссии

Литва будет требовать от ЕС компенсации за санкции против Белоруссии


24-06-2021, 11:16 | Политика / Статьи о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (1 068)

Литва будет требовать от ЕС компенсации за санкции против Белоруссии

Евросоюз готовится принять пятый пакет санкций против Беларуси, который затронет целые отрасли народного хозяйства страны

Речь идет прежде всего о торговле нефтью и калием — главными экспортными товарами страны. Вместе с концерном «Беларуськалий» потенциальные убытки теперь подсчитывает и Литва. Официальные представители Вильнюса не скрывают: гражданам прибалтийской республики придется расплачиваться за санкции против «последней диктатуры Европы».

Информация о том, что ЕС может ввести санкции против «Беларуськалия», появилась в конце мая. Этот вопрос обсуждался на неформальной встрече министров иностранных дел стран — участниц содружества. Из сообщений западных СМИ стало известно, что ударить по химической промышленности Беларуси предложил министр иностранных дел Люксембурга.

Глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис ему не перечил, но акцентировал внимание на нефтяном секторе.

Оно и понятно: белорусская нефть из Клайпеды уже ушла, а с транзитом удобрений проблем пока не возникало.

Президент Литвы Гитанас Науседа, в свою очередь, решил не ходить вокруг да около. Он ясно дал понять, что его страна не в восторге от идеи ввести санкции против «Беларуськалия».

Дескать, этот шаг будет неэффективным и даже контрпродуктивным — от него пострадает кто угодно, но не Беларусь. А главным выгодоприобретателем таких санкций станет Россия, которая уже давно мечтает перенаправить транзит белорусских удобрений в порты Ленинградской области.

Судя по последним новостям, Евросоюз проигнорировал аргументы Литвы. Новые санкции против Лукашенко должны затронуть торговлю удобрениями.

Косвенно на это указывает тот факт, что Науседа не готов бойкотировать имплементацию пятого пакета, даже если в «черном списке» окажется «Беларуськалий».

«Конечно, по санкциям должно быть общее соглашение, президент поддержит то предложение, которое будет согласовано общим решением», — так советник Науседы Дарюс Кулешюс ответил на вопрос, поддержит ли его шеф ограничения на импорт белорусских удобрений в ЕС.

Заявление, впрочем, звучит двусмысленно. Сами по себе ограничения на импорт не сулят катастрофических проблем ни Беларуси, ни Литве. На рынки стран ЕС приходится менее 10% от общего объема экспорта «Беларуськалия». Остальное идет в Бразилию, Индию, Китай и другие страны дальнего зарубежья.

Ключевой вопрос следует сформулировать иначе: будут ли новые санкции предполагать запрет на перевалку белорусских удобрений в портах Евросоюза?

Агентство BNS, ссылаясь на свои источники в дипломатических кругах, отвечает утвердительно. По его информации, пятый пакет санкций уже предварительно утвердили. Если ничего не изменится, «Беларуськалий» лишится возможности экспортировать свою продукцию в страны ЕС и использовать Клайпеду в качестве перевалочного пункта.

Наконец, лично Ландсбергис подтвердил, что ограничения не обойдут стороной торговлю калием. Но открытым остается вопрос правоприменительной практики новых санкций. По словам министра иностранных дел Литвы, над этим работают юристы — они должны подготовить некие «разъяснения к транзиту».

Прибалтийскую республику эти разъяснения интересуют больше, чем любую другую страну.

Еще одно любопытное заявление Ландсбергиса: пятый пакет санкций якобы будет вводиться поэтапно.

Вероятно, глава литовского МИД намекает на то, что Клайпеда не должна разом лишиться всего белорусского транзита.

Для Лукашенко это очень хорошая новость. У него будет время, чтобы договориться с Москвой о переводе калия и других грузов в Усть-Лугу.

По удобрениям, кстати, переговоры ведутся уже не первый месяц. На повестке дня стоит вопрос строительства отдельного терминала для «Беларуськалия». В контексте принятия пятого пакета санкций ЕС против Беларуси реализация этого проекта становится делом времени.

Раньше Лукашенко мог раздумывать, выгодно ли ему уйти из Клайпеды; теперь думать уже поздно. Нужно уходить как можно быстрее.

Да, в этом случае Беларусь рискует потерять инвестиции. «Беларуськалию» принадлежит 30% акций терминала насыпных грузов Клайпедского порта. Продать их можно разве что за копейки — хорошую сумму сейчас никто не предложит. Но другого выхода нет.

А Лукашенко получит хорошую пищу для размышлений: как можно было инвестировать в экономику Литвы, которая теперь вводит санкции против Беларуси?

Оценки потенциальных потерь Клайпедского порта, «Литовских железных дорог» (ЛЖД) и экономики страны как таковой разнятся. Компания Ernst & Young подсчитала, что в 2019 году на перевалке белорусских грузов (всех, но преимущественно — удобрений) прибалтийская республика заработала 155 миллионов евро. Это примерно 1,4% от всех поступлений в бюджет. Аналитики Центробанка Литвы полны оптимизма: на калийных санкциях страна потеряет всего 0,9% ВВП. Причем потеряет на фоне общего роста экономики. Чего тут бояться?

Но, во-первых, транзитный сектор «подпитывает» целый ряд смежных отраслей экономики Литвы (торговлю, строительство и так далее). Поэтому в конечном итоге эффект санкционного бумеранга может оказаться серьезнее, чем выглядит на первый взгляд.

Во-вторых, портовиков и железнодорожников вряд ли утешает тот факт, что экономика республики в целом будет расти. Их потери от этого меньше не станут.

Конечно, родное правительство не оставит их в беде! Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните уже пообещала оказать поддержку пострадавшему бизнесу. Но «обещать — не значит жениться».

Пример санатория «Беларусь» в Друскининкае наглядно показывает, как правящие консерваторы помогают своим согражданам. В последний раз сотрудникам санатория зарплату выплачивали за январь…

С другой стороны, поддержка — это не обязательно деньги. Советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите уже поддержала портовиков ценным советом. На то она и советник.

«Наш порт, железные дороги потенциально должны сейчас думать о большей диверсификации, поскольку ясно, что так, как было раньше, не может быть. И должны думать о том, чем им заполнить пробел, который возникнет», — заявила Аста Скайсгирите.

В заочный спор с ней вступил глава контейнерного терминала Klaipedos konteineriu terminalas Вайдотас Шилейка.

По его словам, найти альтернативу белорусскому транзиту будет практически невозможно.

«Нет таких грузов, у которых бы сегодня не было своего порта. Фактически все грузы, которые сегодня движутся через Балтийские страны, будет очень сложно переманить, это был бы длительный период. Это зависит не только от наработок портовых компаний, но и от железнодорожных тарифов и от других вещей», — говорит Шилейка.

Новых грузов не найти, компенсаторные механизмы в бюджете Литвы тоже вряд ли появятся. Лишних денег у страны нет.

Вильнюсу остается только одно: снова выпрашивать подачки у ЕС.

Санкции ведь европейские — вот пусть Европа и выплачивает Клайпедскому порту и ЛЖД компенсации за потерю белорусского транзита!

Вероятно, в скором времени прибалтийская республика официально озвучит эти требования.

Алексей Ильяшевич, Rubaltic.ru

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки



Источник: news-front.info.

Рейтинг публикации:

Нравится11



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map