На Ближнем Востоке стал меняться баланс военных и политических сил. Теперь большинство экспертов сходятся во мнении, что этот регион не станет, по крайней мере на первое время, приоритетом команды президента США Джо Байдена, хотя в целом США по-прежнему «будут стремиться сохранить значимую роль в этом регионе мира при оптимизации собственных издержек вовлечения». Но пока только одни прогнозы, вокруг которых вертится сейчас вся экспертиза
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телеобращении, комментируя итоги состоявшегося 14 июня в Брюсселе саммита НАТО, заявил буквально следующее: «Без Турции НАТО будет сложно не только сохранить свою силу, но и свое существование. Турция полностью выполняет свои обязательства перед альянсом. Она признает важность сохранения НАТО, несмотря на то, что была оставлена в одиночестве в то время, когда ей больше всего нужна поддержка».
По его словам, в региональных кризисах «от Ирака до Сирии, от Палестины до Ливии НАТО не смог проявить сильную волю, ожидаемую от него». «Во время переговоров в ходе саммита мы еще раз указали на то, что понимание «плохие террористы — хорошие террористы» — неверное», — добавил Эрдоган, заметив также, что ожидает «более искреннего и сильного вклада «НАТО в борьбу с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана на южных границах страны». Можно однозначно сказать, что он начал игру внутри альянса с намерением вернуть себе авторитет на Западе и найти одобрение у партнеров, в первую очередь США, для одобрения своих геополитических амбиций. Заявление Эрдогана примечательно хотя бы еще и тем, что после саммита НАТО в Брюсселе некоторые турецкие эксперты стали описывать действия Анкары как «триумфальные», заявляя также, что ее политика везде, вплоть до Кавказа, находит поддержку с стороны ее партнеров по альянсу.
Но это далеко не так. Поэтому Эрдоган стал развивать другую сюжетную линию в контексте своей встречи с президентом США Джо Байденом в Брюсселе, которая стала самой длинной для президента Турции на саммите, почти полтора часа. Ее продолжительность вызвана не только тем, что Байден говорил тет-а-тет с Эрдоганом впервые после своего избрания.
Судя по итоговым заявлениям, определенное смягчение между Турцией и США все же наступило. Эрдоган окрестил встречу «плодотворной и искренней» и «конструктивной». Оценки Байдена были примерно такими же. Он говорил об «очень хорошей встрече». Тем не менее на пресс-конференции Эрдогана стало ясно, что по С-400 никаких подвижек нет. США по-прежнему обеспокоены военной активностью Турции в Средиземноморье, им не нравится конфликт между их союзниками в Сирии в лице курдов и Анкарой. В свою очередь Эрдоган снова потребовал от американцев прекратить поддержку сирийских курдов, обвинил союзников в отсутствии помощи в борьбе с терроризмом. Турецкий лидер попытался найти общий знаменатель, предложив передать охрану аэропорта Кабула турецким военным после вывода войск США и НАТО из Афганистана. Однако по этому вопросу на саммите так и не было принято никакого решения.
Анкара запросила дополнительной помощи альянса в связи с ситуацией в сирийской провинции Идлиб. Об этом заявил Эрдоган по итогам встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. По его словам, обстановка в Сирии угрожает всем европейским государствам, добавив, что Турция является единственной страной, входящей в НАТО, которая «сражалась с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и потеряла много своих военнослужащих». Ранее Эрдоган говорил, что Турция имеет право на односторонние действия в Сирии в случае, если Россия «не выполнит взятых на себя обязательств». Одним словом, после саммита НАТО в Брюсселе турецкий лидер стал метаться и не может толком объяснить, что подразумевает под «прогрессом» и почему он заговорил о возможном выходе Турции из НАТО. На наш взгляд, связано это с тем, что в ходе первого визита Байдена в Европу, его прямого участия в саммитах «Большой семерки», США — ЕС, Североатлантического альянса в Анкаре стало очевидным то, что «Америка вернулась в Европу, но без турецкой программы», а только с призывами начать противодействие вызовам со стороны Китая и сдерживания России в различных формах. При этом НАТО скоро примет новую концепцию, она будет подготовлена для рассмотрения к 2022 году.
Интрига тут в том, что пока никто не знает, где и как будет проходить для Турции общая линия фронта или фронтов против Китая и России.
Если следовать логике США, то Анкаре придется ломать существующую систему взаимоотношений с Пекином и Москвой, загоняя себя в какие-то новые обязательные рамочные соглашения. Поэтому нынешнее возвращение Вашингтона в Европу может стимулировать для Турции на Ближнем Востоке в будущем серьезные кризисные явления системного характера, где существует активное присутствие России и Китая. Готова ли Анкара вместе со своими партнерами по альянсу отказаться от сотрудничества с Пекином и Москвой? При все том, что ряд стран региона, а также внешние игроки уже вклинились в кризисы в Сирии, в Ираке и в Ливии, а США остаются главным гарантом безопасности как Израиля, так и арабских государств Персидского залива. В регионе действительно стал меняться баланс военных и политических сил. Теперь большинство экспертов сходятся во мнении, что Ближний Восток не станет, по крайней мере на первое время, приоритетом команды Байдена.
И в этом сейчас главная особенность складывающейся ситуации. «Байден, похоже, намерен уделять Ближнему Востоку не больше внимания, чем он того заслуживает», — пишет в журнале Foreign Policy научный сотрудник Центра международного сотрудничества Нью-Йоркского университета Джеймс Трауб. Он считает, что в целом США по-прежнему «будут стремиться сохранить значимую роль в этом регионе мира при оптимизации собственных издержек вовлечения, одновременно вырабатывая механизмы, когда ближневосточные страны окажутся способными самостоятельно справляться с основными вызовами». Но нужна ли ему будет амбициозная Турция? Недавно британское издание Financial Times выставило свой диагноз. По его мнению, «США очень быстро утрачивают способность и желание формировать события на Ближнем Востоке, оставляя после себя вакуум власти, который заполняют другие страны, например Россия, Иран и Турция». Китай также имеет пространство для маневра. Уход США еще больше усиливает позиции России и Ирана, а для Турции НАТО становится «сковывающей гирей», что заставляет Анкару задумываться о целесообразности ее зависимости от Вашингтона. Может быть, поэтому Эрдоган так смело атакует НАТО?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+