Результаты эскалации палестино-израильского конфликта неоднозначны
Формально силы сопротивления Палестины одержали победу, вынудив Тель-Авив прекратить военные действия. Однако эксперты считают, что многоходовая комбинация Израиля состояла в том, чтобы физически истощить Сектор Газа и посредством эскалации напряжённости отвлечь арабское меньшинство от юридического аспекта процесса организации еврейских поселений в Шейх-Джараа. Во всяком случае, между сторонами конфликта установилось весьма зыбкое перемирие. Можно составить целую серию сценариев дальнейшего развития событий между Палестиной и Израилем.
Самый «оптимистичный» сценарий связан с устойчивым движением Израиля по пути дальнейшей радикализации. Такой прогноз обусловлен, прежде всего, тем, что современное обострение напряжённости в Секторе Газа и Восточном Иерусалиме произошло совершенно закономерно: как раз в то время, когда в Тель-Авиве должна была утвердиться политическая система, отстраняющая Биньямина Нетаньяху с поста главы правительства. Такое политическое фиаско главного модератора палестинского досье было бы вполне предсказуемым, учитывая то, что сейчас премьер-министр Израиля является фигурантом трех уголовных дел, согласно которым ему может грозить до 15 лет лишения свободы.
Подобное развитие событий вынудило Биньямина Нетаньяху заключить ситуативный союз с центристской политической партией «Еш Атид» (на иврите «?»??? ????????) и ультраконсерваторами во главе с Нефтали Беннетом, которые, в буквальном смысле, поставили перед главой израильского кабинета министров ультиматум: если он хочет сохранить власть, то должен развязать войну против групп палестинского сопротивления.
Вследствие этого в политике Тель-Авива произошёл резкий сдвиг в сторону национал-сионизма и отход от лейбористской платформы, на которой выстраивалась работа израильского правительства на протяжении последних 10 лет. В стране колоссальное влияние получили утраортодоксы, требующие во что бы то ни стало начать строительство Большого Израиля. Удивительно, но Биньямин Нетаньяху ради сохранения кресла премьер-министра страны готов поддерживать даже самые экстремальные политические и религиозные группы, жаждущие крови мирных граждан.
В конечном итоге под давлением израильских радикалов арабские партии оказались вынужденными либо уходить в глубокое подполье, либо распадаться. Тем не менее, без участия арабского меньшинства процесс формирования национального правительства оказался бы безуспешным, поскольку арабы всё-таки представляют собой значительную электоральную силу. Однако снизить удельный политический вес арабов можно было бы в случае создания эстраординарных условий: например, войны, благодаря которой Тель-Авиву удалось на законодательном уровне ограничить их права на выдвижение в кабинет министров.
Не менее реалистичным сценарием последующего развития событий является крах идеологии мирного сосуществания Израиля и Палестины. Тель-Авив явно недооценил возможности арабского населения. Согласно израильских расчётов, сопротивление должно было иссякнуть ещё на стадии юридического рассмотрения дел о выселении ряда палестинских семей. В свою очередь, насильственное вторжение полиции и боевиков радикальной политической партии «Лехава» в мечеть Аль-Акса, по мнению Тель-Авива, преследовали цель окончательно запугать палестинцев. Однако арабская реакция оказалась совершенно противоположной.
Основная причина такого заблуждения Тель-Авива состояла в том, что арабы, проживающие на территории современного Израиля, на протяжении долгих лет были относительно инертным меньшинством. Более того, они являются гражданами Израиля и обязаны уважать израильские законы. Несмотря на незначительные акты насилия, проявляемого к евреям, местные арабы, в большинстве своём, послушны и боязливы. Тель-Авив, организовывая провокации в Аль-Аксе, полагал, что и на этот раз арабы не станут проявлять агрессию.
В дополнение к этому лидер партии «Ха-Ямин Ха-Хадаш» (на иврите «?????? ??????») Нефтали Беннет сообщил о том, что его союз с кандидатами из «Объединенного арабского списка» (на иврите «??????? ?????? ????????») невозможен. Вследствие этого, страну могут ожидать очередные выборы. На этот раз представители арабского меньшинства не смогут выставить на них своего кандидата. В таких условиях арабским партиям не остаётся другого выбора, кроме как призвать своих сторонников выйти на улицы и начать беспорядки. По крайней мере, согласно их мнению, израильская и палестинская улицы предопределят исход политики, реализуемой Биньямином Нетаньяху.
Между тем, итоги конфликта могут способствовать возрождению планов Объединённых Арабских Эмиратов, Египта и Иордании по смене главы Палестины Махмуда Аббаса. Учитывая то, что Абу-Даби, Каир и Амман сейчас оказались под израильским лоном, не приходится сомневаться в том, что они будут оказывать давление на Рамаллу, требуя от неё проведения выборов. Тем более, группы палестинского сопротивления явно не станут возражать относительно того, чтобы Махмуд Аббас покинул свой пост.
Приняв решение о переносе даты парламентских и президентских выборов, глава Палестины исходил не только из соображений национальной безопасности. Он опасался, что возглавляемое им движение «ФАТХ» потерпит сокрушительное поражение, вследствие чего на вершине власти в стране окажется «ХАМАС», стремящийся к войне с Израилем. В условиях готовящегося государственного переворота рисковать собственной политической карьерой и ругаться с Тель-Авивом Махмуд Аббас был явно не готов. Тем более, именно Израиль оказался в числе главных спонсоров предвыборной кампании палестинского лидера.
Стоит отметить, что руководство политического крыла «ХАМАС» не очень-то и хотело оказаться во главе всей Палестины. Если взять во внимание итоги Первой интифады, то окажется, что только на первый взгляд «ХАМАС» оказался триумфатором. На самом деле после соглашения в Осло «ХАМАС» активно выторговывал у Тель-Авива выгодные условия дальнейшего существования. С 2014 года договорённости между Израилем и «ХАМАС» приобрели системный характер. В этой связи, ошибочно утверждать, что Тель-Авив, признав «ХАМАС» в качестве террористической организации, не ведёт с ним конструктивный диалог, причём на взаимовыгодных условиях.
Как бы то ни было, Израиль из Третьей интифады вышел победителем. Он сумел нормализовать отношения с подавляющим большинством арабских стран, сделать карманными США и возродить давнюю риторику о том, что «евреев притесняют». При том, израильский суд только на один календарный месяц приостановил выселение палестинских семей из района Шейх-Джарра. Из этого следует, что суть конфликта с палестинским сопротивлением по-прежнему актуальна, а перемирие, носящее, впрочем, весьма условный характер, может быть нарушено не позднее конца июня 2021 года. В свою очередь, Палестина уже сейчас вынуждена искать международных инвесторов для восстановления разрушенной инфраструктуры. ООН, ЕС, США уже выступили с инициативами оказания Рамалле значительной финансовой помощи в обмен, конечно, на возможность влияния на палестинские дела. Однако конечным бенефициаром данной попытки помочь Палестине является Израиль, который, используя в качестве прикрытия международных партнёров, усиливает на Сектор Газа и Западный берег своё давление.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+