Впереди лето, а в эту пору люди чаще интересуются кулинарной темой, отыскивая оригинальные рецепты окрошки или борща
Однако украинские патриоты озабочены борщами в любой сезон – днем и ночью, на пустой или на полный желудок. Они требуют признать это блюдо неотъемлемым достоянием Украины, и уже подали соответствующие документы в ООН – ожидая ответа буквально в ближайшие дни.
Борьба за право на первородство в изобретении свекольного супа стала при Зеленском важным направлением украинской национальной политики – наряду с борьбой против «Северного потока – 2» и ликвидацией оппозиционных телеканалов. Достаточно сказать, что ее курирует министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко, который регулярно пишет в Facebook о затяжных боях на борщевом фронте. А ему помогает с дивана множество сетевых воинов – настоящая армия кулинарного националистического джихада.
Состряпанные на этой кухне скандалы мелькают в новостях практически каждый месяц, превратившись в информационный фон российско-украинских противоречий. Так, украинские блогеры набросились на пост бывшей порнозвезды Саши Грей, которая представила свой рецепт борща на фоне московского собора, в образе Аленки с обложки знаменитого шоколада. От нее требовали признать, что борщ является именно украинским, и не подыгрывать пропаганде государства-агрессора. Хотя девушка отнеслась к этим комментариям с нескрываемой иронией и сарказмом.
Такое же давление испытало на себе российское подразделение Google – после того, как его сотрудники включили рецепт борща в список десяти исторических русских блюд. А на днях из-за борщевой истерии пострадал Андрей Макаревич – многолетний ведущий кулинарного телешоу «Смак». Отыграв концерты на Западной Украине, этот лучший друг украинских патриотов осмелился заявить, что свекольный суп является обычным для самых различных стран. После чего ему отсыпали в соцсетях двойную порцию ненависти и агрессии, обвиняя в имперском отношении к исконному культурному наследию украинцев.
Однако эта исконность является самым обыкновенным мифом, с помощью которого пытаются искусственно конструировать национальную идентичность нового постмайдановского разлива. Она сводится к знаменитому плакату «Борщ без армии, мовы и веры – щи!», который вынесли на одну из акций сторонники Петра Порошенко. И основана на попытках присвоить себе коллективное историческое и культурное достояние восточноевропейских народов.
Деполитизированный взгляд на историю борща говорит о том, что это блюдо зародилось еще во времена индоевропейской общности – хотя похожие рецепты известны в других регионах мира, до которых явно не доходило могучее культурное влияние Украины. Так, список огородных растений, которые культивировались при дворе вавилонского царя Мардук-апла-иддина II, указывает на то, что такой суп запросто могли готовить в Междуречье, на извилистых берегах Евфрата и Тигра.
Конечно, это нельзя было назвать борщом в его нынешнем понимании – потому что архаический исконный борщ в принципе являлся малознакомым сегодня блюдом. Древние славяне знали под этим названием варево из борщевика, сныти и крапивы, которые считаются в наши дни чем-то вроде кулинарной экзотики, а готовится это сейчас разве что в специализированных этнографических парках. Только впоследствии, в течение веков, в борщ начали добавлять позаимствованную у римлян и византийцев капусту, выведенные в XVI веке красные свекольные корнеплоды, а также завезенные из Нового Света пасленовые – томат и картофель. После чего он приобрел знакомые нам всем сегодня особенности и вкусы.
Культура приготовления борща развилась за это время у многих народов, включая славян, румын, балтов. Литовцы по праву гордятся собственным рецептом старолитовского борща, в который обычно входят белые грибы, тмин, репа, яблоки, кольраби. Причем жители Вильнюса, угощавшие меня этим вкусным и необычным супом, уверяли, что борщ без грибов является незаслуживающей внимания ценителей профанацией, а само это блюдо якобы изобрели именно далекие предки Миндовга и Гедимина.
Борщ давно стал частью традиционной еврейской ашкеназской кухни. Рецепты проникли в Западную Европу, а затем переправились через океан в Америку, где находится так называемый Борщевой пояс – местность компактного проживания ашкеназских евреев, выходцев из России, Украины, Польши, Белоруссии или все той же Литвы.
Да что там – этот суп нашел свое отражение даже в географии, причем не только на Украине, где располагается городок Борщев. В Забайкалье расположен Борщовочный хребет, получивший свое имя по названию местного села Борщовка, основанному когда-то каторжником Борщевским.
Все это указывает на то, насколько нелепыми являются попытки приватизировать широко распространенное блюдо, которое имеет сложный исторический генезис и может быть приготовлено самыми различными способами. Кулинарные войны – будь то еврейско-арабское соперничество за хумус, или извечный спор за лаваш, на фоне давнего конфликта между Азербайджаном, Турцией и Арменией – несут сейчас абсолютно деструктивный характер. Они не только не помогают пресловутому национальному возрождению – несмотря на обещание создателей патриотических мифов, но помогают в разжигании межнациональной вражды, на которой греют руки политиканы.
То же касается традиционных национальных костюмов – вроде вышитой рубахи, на которой до сих пор пытаются отыскать зашифрованный в орнаментах код украинской нации. Президент Зеленский по ошибке надел на День вышиванки типичную русскую косоворотку, спровоцировав этим комичный скандал. Но это знаковая ошибка – потому что вышитые сорочки восточноевропейских народов тоже имеют общую историческую традицию, сформированную задолго до появления украинцев и россиян. И отличаются друг от друга сущими мелочами.
Попытки присвоить себе монопольное право на вышитую рубаху, растащив ее лоскутами по национальным квартирам, также выглядят смешно и нелепо – не меньше, чем политические распри за борщ. Но из ни в чем не повинной вышиванки, которая массово выпускалась на фабриках в советские времена, хотят сделать что-то вроде националистического дресс-кода, используя ее для демонстрации показного патриотизма.
Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости деполитизации традиционной народной культуры, которая является неразделимым общим наследием. А Украине необходима деконструкция национального мифа – чтобы строить свое будущее не на архаической полотняной сорочке и не на «исконно украинском» борще – а на развитии общедоступного образования, науки и высокотехничного производства. Чтобы страну снова прославила продукция «Антонова» и «Южмаша», которые находятся после Евромайдана в глубоком упадке.
Потому что иначе Украина действительно скатится во времена пращуров, у которых была за душой лишь залатанная сорочка да миска пустого супа.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+