О том, что англосаксонская цивилизация в лице её двух основных представителей (Великобритании и США) раздираема так называемыми «культурными войнами» известно давно
Лет 30, если не все 40. Название этих войн, а точнее – одной большой войны – может ввести в заблуждение тех, кто в прилагательное «культурные» вкладывает традиционный смысл. То есть смысл, отсылающий к «культуре» как сфере творческой деятельности, находящей своё выражение в литературе, живописи, музыке, танце и пр. Да, эта сфера тоже втянута в эту самую «культурную войну», но не она составляет существо самой войны.
Эта война по существу своему — гражданская и даже – межцивилизационная. Потому что она ведётся между гражданами одного и того же государства, но при этом одна из воюющих сторон идентифицирует себя в качестве представителя иной цивилизации. Или – «культуры», если воспользоваться терминологией Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Уже давно (лет 40, а то все 50) в США нет «негров», а вместо них есть «африканские американцы». Такие же, вроде бы, как все остальные американцы. Но всё же несколько иные. В том смысле, что почти по Оруэллу: «Все люди равны между собой, не некоторые равнее других».
Оговорку «почти» я делаю из предосторожности, чтобы не сложилось впечатления, что на самом деле в США (не упоминаю Великобританию, где ещё не афробританцев) уже наступил 1984 год. Нет, пока ещё не наступил. Но судя по тому, что происходит – обязательно наступит. Взять, к примеру, движение Black lives matter. Конечно жизни «чёрных» имеют значение. Как и жизни «белых», «красных», «жёлтых» и всех прочих homo sapiens’ов, населяющих планету Земля. Полагаю даже, что также значимы жизни вообще всех разумных существ – на какой бы планете они ни обитали.
Однако сами участники и сторонники движения BLM полагают несколько иначе. А именно, они имеют право решать, кто из исторических персон данной страны должен, а кто не должен оставаться в национальной памяти. И чей памятник или бюст, или мемориальная табличка может оставаться на своём ранее определённом законом месте, а чей – не может. А также – каких авторов прошлого нужно вносить в списки для чтения в системе вузовского образования, а каких, наоборот, нужно из этого обязательного списка исключать. А ещё необходимо проверить каждого выдающегося учёного прошлого, как говорили в советские времена – «на вшивость». И тогда, если он такую проверку не пройдёт, то независимо от его заслуг он подлежит беспощадной «цензуре» — исключению из любых упоминаний. Из истории науки как таковой. Будь он хоть Ньютон с его «биномом» и тремя законами, объясняющими устройство Вселенной.
Собственно Ньютон-то как раз ныне такую проверку и проходит. Потому как выясняется, что этот великий учёный не без «греха» по части причастности к британскому колониальному прошлому. Нет, сам он колонизацией и эксплуатацией афро-азиатских племён, народностей, народов и государств не занимался. Но акции «Восточной индийской компании», которая успешно на этой ниве подвизалась, в какой-то момент по совету друзей прикупил. И сегодня, когда призыв «Деколонизируй это!» подхвачен колоннами деколонизаторов и на Британских островах, Исааку Ньютону пришёл час «расплаты». В одном из британских университетов (университет Шеффилда) завели «дело» и думают – как бы это так обучать студентов физике, чтобы без упоминания Ньютона? На полном серьёзе…
Я представляю себе изумление читателя, об этом впервые узнавшего из моей колонки. Представляю, поскольку сам пребывал в аналогичным изумлении, прочитав о «деле Ньютона» в британской прессе. Однако самые свежие хроники большой британской гражданской (под псевдонимом «культурная») войны заставляют изумляться ещё больше. Вот со-редактор The Spectator Тоби Янг (Toby Young) в свежем выпуске этого журнала рассказывает о том, что всемирно знаменитый лондонский шекспировский театр объявил о «серии антирасистских шекспировских вебинаров» в качестве демонстрации своей «твёрдой приверженности деколонизации шекспировских пьес».
Но «Проблема с деколонизацией Шекспира» (заголовок статьи Т.Янга) заключается в том, что во времена этого «ихнего всего» (по аналогии с «нашим всем» — Пушкиным) Англия не имела никаких колоний. А единственная пьеса, содержание которой можно попытаться трактовать как пропаганду колониализма, это – «Буря». Но на самом деле там речь не идёт о «захвате» или «колонизации» чужой территории (острова), поскольку Просперо хочет лишь вернуть владение, которое дало ему герцогский статус. И к тому же он вовсе не британец, а миланец! А если кто по недоразумению вспомнит Отелло, задушившего жену свою – Дездемону, то сразу и поймёт, что более благородный и героический образ чернокожего («мавра») во всей мировой классической литературе, пожалуй, и не найдётся. Может в ходе анонсированных вебинаров до этой простой истины организаторы и участники и доберутся сами. Но я подсказываю – на всякий случай.
И ещё случай. Обратно к точным наукам – в статье того же Тоби Янга. Оксфордский Университет – топ топов высшего образования в Великобритании (некоторые полагают, что и во всём мире) объявил о том, что деколонизацию факультетов математики, физики и наук о жизни он намеревается проводить следующим образом. Вместо ныне применяемой системы мер (фунты, мили, дюймы), которая явно связана с «идеей Империи», надо перейти на континентальную систему с килограммами, километрами и т.п. То есть на систему, введённую Наполеоном, который и был в реальности одним из самых беспощадных колонизаторов.
И вообще, справедливо напоминает со-редактор «Наблюдателя», что за странная привычка заниматься самобичеванием по поводу колониального прошлого, при том, что остальные европейцы на своё прошлое смотрят спокойно? А ведь испанцы, французы, бельгийцы, голландцы, итальянцы иногда в своих колониях вытворяли такое, на что даже британцы не решались. И – ничего. А у нас, горюет Тоби Янг, учёные из Imperial College придумали компьютерную программу, которая анализирует список литературы, рекомендованной студентам для чтения. И программа эта выявляет, сколько в списках авторов из «глобального Севера», а сколько из «Глобального Юга».
И вы будете смяться, но: чем больше в этих списках «южан», тем больше очков получает данный университет в общем рейтинге британских вузов! Такая вот «деколонизация на марше» и cancellation постыдного имперского прошлого. При том, что авторы этой программы сами работают в Имперском колледже…
Тоби Янг как участник и уже ветеран «культурных войн» не боится вообще поставить вопрос «ребром». Вот вы всё про колониальное и имперское прошлое «белых мужчин». А про колониализм древних египтян, которые захватили Ханаан и были рабовладельцами? А про Царство Зулу с его неискупаемыми грехами? Захват чужих территорий и обращение в рабство населения – это практика повсеместная и очень древняя. По этой причине должны были бы каяться практически все народы, живущие в данный момент на планете Земля. За некоторыми исключениями, понятно.
Свой очередной «рейд» на территорию “woke culture” Тоби Янг заканчивает такой сентенцией: «Вместо того, чтобы разделять великих писателей и мыслителей по этническим и расовым группам, не лучше ли было бы выходя за пределы этих узких клеток, считать, что они принадлежат нам всем? Забудем о деколонизации университетских списков для чтения и пьес Шекспира. Давайте вернём им общечеловечность».
Ну да, сейчас. Для чего же тогда «проснулись» десятки и сотни тысяч, а потенциально – десятки миллионов, осознавших себя в качестве мстителей за прошлые обиды своей расы? Все эти взводы, роты, батальоны и полки WfJ? «Воины за Справедливость» не успокоятся до тех пор, пока им не удастся стереть позорное колониально-имперское прошлое и в США, и в Соединённом Королевстве. Истребить все видимые и тайные символы, эмблемы и прочие приметы «белого супрематизма».
Их война – война с «мёртвыми» как с живыми. Они «оживляют» славное, героическое, чтимое большинством прошлое, чтобы тут же отправить его не на «свалку истории», а в полное небытие. А тем самым они духовно умертвляют живых, поскольку – лишённые права на историческую память, отсечённые от национальной традиции и дезориентированные «переоценкой всех ценностей» люди фактически превращаются в зомби. А это – прямая противоположность тому, к чему призывает Тоби Янг – к ре-гуманизации.
То, что нынешняя тридцатилетняя «культурная» (она же – гражданская и межцивилизационная) война уже стала сорокалетней – наблюдаемый факт. Wokeизм (пробужденчество) – на подъёме и в агрессивном наступлении на всё традиционное, консервативное, классическое (в конце концов), что хоть каким-то боком может быть заподозрено на предмет империализма, расизма и колониализма. И это значит, что война тридцатилетняя вполне может перерасти в войну столетнюю. Если только в какой-то момент одна из сторон не прибегнет к буквальному «упразднению» противника.
Но это в непредсказуемом завтра. А пока будни войны приносят очередные победы адептам «культурного террора». И опять – из Оксфорда. Есть в этом замечательном академическом городке вуз по имени Oriel College. Там ещё в июне прошлого года BLM’овцы (собственные студенты плюс «понаехавшие») устроили замятню по поводу статуи сэра Сесиля Родса, расположенную в нише на фронтоне здания колледжа, которое было построено на деньги этого самого Родса более чем столетие назад. Лозунг кампании: Rodes Must Fall! Активисты потребовали статую убрать, а табличку с его именем снять на том простом основании, что он – империалист, колонизатор и расист. Свергнуть статую бунтарям не удалось, поскольку ниша на фронтоне здания расположена достаточно высоко. Посему постановили создать комиссию для решения вопроса об искоренении всякой памяти о сэре Сесиле на территории колледжа.
Данный сэр, как известно, в позапрошлом веке вёл весьма успешную деятельность на ниве добычи алмазов и золота на территории нынешней Южно-Африканской республики. А кроме того создавал там государственность по британскому образцу, стараясь как-то гармонизировать отношения между колонистами – бурами, британцами и немцами, с одной стороны, и – местным населением, с другой.
Удавалось это далеко не всегда, но Родс к этому стремился. А заодно вкладывал свои немалые средства не только в развитие алмазной компании De Beers, но и в британское высшее образование. Не только строил здание упомянутого колледжа, но ещё и учредил стипендию для студентов своего имени. Которая выплачивается до сих пор. И вот в мае этого года комиссия из девяти человек постановила, что память о сэре Сесиле Родсе должна быть-таки искоренена. Чтобы даже «духу» его не осталось. Ни статуи, ни именной стипендии, ни таблички. Чтобы как бы его вообще не было.
А ведь ещё пять лет назад, когда впервые возникла идея Родса похерить, опрос Policy Research показал, что большинство студентов колледжа во всех этнических и расовых группах за то, чтобы статуя Родса оставалась на месте.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+