В четверг, 20 мая, в Украине отмечают День вышиванки. В этот день на улицах можно видеть людей, одетых в традиционные вышитые сорочки
Неофициальный праздник национального костюма получил после Евромайдана статус официозного торжества. Больше того, одетая в этот майский день вышиванка стала своеобразным политическим дресс-кодом, который демонстративно свидетельствует о национальном патриотизме и лояльности к власти.
Впрочем, зачастую речь идет о принуждении к патриотизму. Многие школы, вузы, государственные и частные учреждения Украины в добровольно-принудительном порядке предлагают служащим и учащимся приходить в этот день в национальных одеждах, не очень заботясь о том, за какие деньги придется покупать политкорректные вышиванки.
«Я люблю вышиванку. Мне ее для удобства носить нравится. Она у меня льняная, широкая, летом прохладно в ней. Еще есть кожух с овчины. И где-то шаровары кришнаитские лежали. Еще хочу кильт прикупить. Короче, этно-одежда нравится.
Но вот на улице, смотрю, дети в школу топают с вышиванками. Что малой, что старшой. Думаю, все как один, молодцы. А потом вспоминаю школу, где работала моя девушка, — так там прямо была обязаловка приходить в вышиванках в этот день. Иначе — вызывают родителей. Родители как ошпаренные мечутся по магазинам, покупают вышиванки, платят неимоверные деньги. Знакомый звонит, в банке работает: «Одолжи вышиванку, начальство проверять будет». Что? Начальство проверять будет, чтобы все в вышиванках были? Это форменная одежда? А чего работодатель ей не обеспечит? Зато выговор обещает. Красота.
Я считаю, что только такими методами мы победим советское прошлое. Всех я вижу с одной улыбкой на лице, все радостно и в вышиванках встречают новый день. Красота. Жаль, что строем не ходят», — описывает эту ситуацию блогер Антон Визковский.
Впрочем, многие подростки действительно ходят в этот день строем — на многочисленных линейках, посвященных новому государственному празднику. Хотя что там школьники, если начальник главного территориального управления юстиции в Одесской области Николай Станищук официальным распоряжением обязал подчиненных выйти на работу в вышиванках, угрожая им увольнением. А желающих уволиться — или даже просто обжаловать этот указ — судя по всему, не нашлось.
Эта тоталитарная казенная принудиловка, помноженная на коммерческий заказ в интересах производителей вышиванок, возмущает и отталкивает многих людей, которые с удовольствием готовы надеть национальную рубаху — но только по своему собственному желанию. Принуждение к вышиванке заставляет вспомнить давнее определение «шароварщина», которое касается другого, нижнего элемента традиционного национального костюма. Это слово напоминает о том, какую пошлость и глупость представляет собой народная одежда, когда ее заставляют носить по разнарядке, за пределами фольклорных праздников или свадебных обрядов в национальном стиле.
Сегодня шароварщина внедряется в Украине на официальном уровне — как составная часть государственной политики, направленной на архаизацию общества. И вполне естественно, что от этого страдает сама вышиванка, которую превратили в смирительную рубаху патриотизма. Множество недовольных украинцев начинают воспринимать ее как что-то «жлобское» и «рагульское», как символ торжествующей провинциальной отсталости и агрессивного этнического национализма — который, вдобавок, насаждают гражданам сверху.
Конечно, это несправедливая и неправильная оценка. Традиционная украинская рубаха является обычным элементом народной культуры, и она вовсе не виновата в том, что стала инструментом националистической политики украинских властей. Вышиванка несет в себе не больше национализма, чем русская косоворотка или упомянутый выше шотландский килт.
Более того, эта сорочка впервые стала выпускаться в промышленных масштабах именно в советские времена, когда она вошла в общесоюзную моду, вместе с черкеской, тюбетейкой, бухарским халатом и другими народными костюмами союзных республик, символизируя национальную эмансипацию освобожденных от царизма народов.
Советские художники задним числом одевали в вышиванки Ленина, нередко делая это из совершенно конъюнктурных соображений. Вышитые рубахи часто изображались на картинах сталинских времен — в том числе вместе с изображением самого «вождя народов». Такие рубахи любил носить этнический русский — генсек Никита Хрущев, а одна из известных фотографий той эпохи запечатлела одетого в украинскую рубаху Лаврентия Берию, против которого завели дело современные украинские прокуроры.
Вожди диктовали моду для партактива — так, на известной картине «У парторга» художника Владимира Путейко изображен одетый в вышиванку руководитель среднего звена, который сурово отчитывает провинившегося перед семьей комсомольца. Кроме того, вышиванку активно носила городская интеллигенция — от физиков и математиков до представителей «лирических» творческих профессий, которые постоянно апеллировали к этой народной традиции.
Тогда как молодые жители советского села, напротив, старались одеваться в современный костюм, считая его символом культурного быта.
Артель «8 Марта» — современная нежинская фабрика «Деснянка», которая входила в состав Украинского союза художественно-промысловых кооперативов, — приступила в 1953 году к массовому производству трех разновидностей вышиванок: украинка, чумачка и гуцулка. Эта продукция понравилась покупателям, и уже вскоре ее можно было купить в магазинах от Владивостока до Бреста.
«Теперь вышитые рубахи-гуцулки носят во всех уголках Советского Союза», — отмечал через пять лет после этого начинания писатель Иван Волошин.
Традиционная рубаха не несла тогда в себе никакого шовинистического подтекста. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца восьмидесятых годов — когда вышиванку начали примерять на себя националисты, превращая ее в свой политический символ. Сегодня они бессовестно говорят о советских репрессиях против вышиванки — хотя этот миф легко разоблачается огромным количеством документальных свидетельств и художественных памятников, которые охватывают буквально весь период советской истории.
Вышиванку носили все — от пионеров до академиков. Об этом напоминают тысячи фотографий, картин, открыток, популярные песни и множество кинолент.
Великая песня про вышитую сорочку на стихи Дмитра Павличко, который начинал с панегириков Че Геваре, а закончил одами Юлии Тимошенко, получила известность далеко за пределами Украины — причем, по воспоминаниям дочери композитора Билаша, ее сочинили на комсомольском съезде. А фильм «Киевлянка» изображает катающуюся по Днепру молодежь, которая одета в национальные костюмы вместе с запрещенной коммунистической символикой — и поет при этом украинские народные песни.
Дело не в рубахе — дело в стремительно архаизирующемся обществе, которое пытается присвоить себе все знаковые символы и образы украинской культуры, наделяя их своими реакционными смыслами. Не стоит подыгрывать власти, когда она пытается отождествить украинский костюм с национализмом, которому он никогда не принадлежал. Шовинистическое безумие не будет вечным, а традиционные элементы народной культуры найдут положенное им место в будущей жизни, где никто не будет превращать их в инструмент государственной пропаганды.
Вышиванки сохранятся в музеях и в частной жизни — где-то между рыцарским костюмом ролевиков, панковской косухой и хипповской гавайской рубахой шестидесятых годов.
«Лично мне немного обидно, что прекрасный национальный наряд стал признаком слабоумия. Возможно, подобная ситуация когда-нибудь изменится. Но для начала нужно перестать мериться патриотизмом посредством вышитой рубахи», — пишет об этом киевлянка Диана Ванади.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Постепенно загоняют людей в новое средневековье, в архаику. Технологии постмодернизма в действии. Украинская вышиванка, в этом смысле, ничем не отличается от "hoodies" (толстовка с капюшоном), которую носят негры в Америке. Oдеяние прокаженных в "темные века". Все просто, "унисекс" без претензий на изысканность и интеллект, так сказать, одежда быдла без гендерных различий. В эту же корзину "тату" и пирсинг, для особо озабоченных своей бездарностью. Все это очень хорошо вписывается в ЛГБТ движение. Главное чтобы быдло продолжало думать, что оно "нэзалэжное", продвинутое, а жизни черных чего-то значат, или татуировка на жопе всенепременно выражает исключительность и индивидуальность очередного современного деграданта, с одной извилиной в мозгах... Образование, интеллект, культура, мораль и этика в современном мире уже привилегия элиты. Собственно, расчеловечивание и построение кастового общества набирает обороты, как и задумывалось закулисой еще в 60е. Работа ведется на всех направлениях современной жизни. Для каждого этноса, расы, или религиозной группы свои методы промывки мозгов и превращения человека в грязную скотину. Интернет стал основным инструментом влияния на детскую психику. Яркий пример этих преобразований события в Казани. Это только начало.
--------------------
"Знаешь в чем сила Солнца? Оно не боится заглянуть в Тьму" Анхель де Куатье
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 7
комментарий 3001
Рейтинг поста:
Ни прибавить ни отбавить.
ВСЁ в точку.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментария 2364
Рейтинг поста:
Образование, интеллект, культура, мораль и этика в современном мире уже привилегия элиты. Собственно, расчеловечивание и построение кастового общества набирает обороты, как и задумывалось закулисой еще в 60е. Работа ведется на всех направлениях современной жизни. Для каждого этноса, расы, или религиозной группы свои методы промывки мозгов и превращения человека в грязную скотину. Интернет стал основным инструментом влияния на детскую психику. Яркий пример этих преобразований события в Казани. Это только начало.
--------------------