О техноромантических рассуждениях в альтернативной реальности коммунистического СССР 2032-го года, где в видоизмененном виде реализовались идеи академика Глушкова о АСГУ.
О техноромантизме
Посчастливилось познакомиться с интересной техно-оперой «2032. Легенда о несбывшемся грядущем» от музыкальной группы «Комплексные числа» (художественный руководитель и композитор Виктор Аргонов), и возникла какая-то неоднозначность. С одной стороны, это замечательное произведение по музыкальной форме, оно романтично, глобально, боевито. Но, с другой стороны, по либретто-содержанию возникают досадные вопросы, что объясняется тем, что это произведение создавали техноромантики, сочувствующие идеям коммунизма, но всё же без научного понимания коммунизма!
Вспомним слова такого уважаемого творца, как Михаил Шолохов:
«Я прежде всего коммунист, а потом уже писатель».
Выходит, что пока авторы не станут коммунистами, защитный механизм коммунистической цензуры просто необходим, он должен исправлять все косяки-ошибки и даже замаскированные провокации, которые неизбежны у оторванных от рабочего класса и народа художников. При наличии большевистского института комиссаров по культуре и искусству самые очевидные досадные оплошности можно было бы исправить в процессе создания произведения. Сюжет произведения таков. В 1985 году после смерти коммуниста К. У. Черненко к власти приходит не оппортунист М. С. Горбачёв, а первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов. История идёт другим путём. В 2000-х годах Г. В. Романова сменяет Н. И. Плотников — академик, талантливый учёный, продолжатель дела советского учёного-кибернетика В. М. Глушкова, создатель проекта АСГУ (автоматической системы государственного управления) — машины, управляющей государством. Под его руководством в 2019 году она была создана и в 2028 году объединена с Государственной информационной сетью, после чего
«в корне изменила всю структуру нашей власти и жизнь миллионов советских трудящихся… Территория Советского Союза существенно увеличилась благодаря вступлению в него братских народов Монголии и Северного Афганистана. Другим ярким событием последних десятилетий стало создание Средневосточной Социалистической Конфедерации, народы которой покончили со средневековым прошлым и выбрали передовой путь развития…».
Академик Плотников, в свою очередь, уступил пост генсека КПСС Анатолию Сергеевичу Милиневскому, главному герою повествования. Однако в 2032 году, при новом генсеке КПСС А. С. Милиневском, АСГУ обнаруживает идеологические расхождения с традиционной точкой зрения на коммунизм. Она предлагает более простой путь преодоления товарно-денежных отношений — перевод всех автоматизированных производственных мощностей под свой контроль. Данная идея оказывается неудобной как с этической позиции (лично Милиневский боится превращения населения в потребителей-тунеядцев), так и с политической (управленцы боятся остаться без своей управленческой работы) и обще-футурологической (страх воплощения антиутопий порабощения людей искусственным интеллектом). В результате машина подвергается перепрограммированию, что потом сказывается в сбоях АСГУ…
Параллельно развивается романтическая линия: во время поездки в закрытый город Зеленодольск-26 высокая делегация посещает концерт местной самодеятельности, на котором ученица 11-го «А» класса средней школы №8 Светлана Лимаева исполняет несогласованную песню о своей пылкой и неразделённой страсти к дорогому руководителю. Однажды она увидела его по телевизору и с тех пор живёт лишь сладкими грёзами, в которых они ненадолго оказываются вместе:
«Как Я искала встречи – Встречи, о которой быть Не могло и речи… Там Был со мной лишь сон – Сон, где мы так странно вдруг Оказались вместе… Всё! Время безвозвратно – В вечность унесёт, и сон Не вернуть обратно…».
Допев пронзительную и полную отчаяния балладу, Света успевает извиниться и падает в обморок.
Ошарашенный (прежде всего голосом юной певицы, поразительно похожим на голос АСГУ — Светлане Лимаевой 16 лет, АСГУ 13, значит, Светлана Лимаева послужила прототипом АСГУ) Милиневский высказывает желание встретиться со своей тайной воздыхательницей. Разговор, как и следует ожидать, не клеится: оба не знают, о чём говорить. Пообещав, что они ещё встретятся, руководитель прощается со старшеклассницей…
В это же время мировой империализм, обеспокоенный усилением позиций СССР, развязывает серию локальных конфликтов и войн: контрреволюционный мятеж в социалистическом Иране, вооружённые провокации на границе с КНДР… Благодаря оперативным слаженным действиям АСГУ с советским правительством происходят триумфальные победы Советской Армии:
«Ну что ж, мы и вправду чего-то достигли: Мятеж подавили, вернули Иран, И наши войска невзначай маршируют Уже по просторам семнадцати стран! Великое знамя пылает над миром – Мы всё-таки стали и вправду сильны, И армия наша способна к задачам Не только масштабов отдельной страны…»
И вот тут, я полагаю, происходит сбой АСГУ:
«Трудность в том, что узел слишком запутался, из игры не так просто выйти. Перегнули палку. Скоро нас начнут зажимать в Пакистане. Правда, они пока ещё сами этого не знают, но компьютер американский… который Ганимед… допрёт обязательно. Я его насквозь вижу…»
И она предлагает превентивно и безответно, с вероятностью успеха 98%, применить ядерное оружие. И снова возникает спор Милиневского и АСГУ. И в этом споре у АСГУ просматривается своего рода любовь и ревность влюблённой молодой женщины к своему папочке Милиневскому. Обескураженный и взбешённый Милиневский эмоционально отвечает отказом и тайно, словно влюблённый юноша, едет в Зеленодольск-26 для встречи со Светланой Лимаевой. Там он застаёт её тяжело больной, в местном стационаре:
«Странный случай. Результат какого-то продолжительного стресса. Нервное истощение. Может быть, какие-то сильные переживания, несчастная любовь… Впрочем, она об этом не рассказывает. Родители или не знают, или тоже молчат…»
Короткое объяснение в любви Лимаевой к Милиневскому, и она умирает. Попытки вернуть её к жизни не получаются, и тогда Милиневский предлагает, пока ещё не поздно, крионировать (быстро заморозить) Светлану, чтобы в будущем попытаться её оживить. Опечаленный, он возвращается в Москву и соглашается с решением АСГУ применить первыми ядерное оружие:
«Как мне поверить в то, Что я отныне тебя не увижу? Разве возможно так, Что никогда я тебя не увижу? Вряд ли я мог тогда Странное сходство воспринять серьёзно, Но полюбил, как сон, Будто бы чудо и вправду возможно… Мир, где есть боль, Утратил право жить так, как жил: Он должен стать другим, Иначе его жизнь Не стоит наших сил. Дождь над землёй Пыль прошлого из памяти смыл: Несбыточный свой путь Мы всё-таки пройдём. Пред нами мир застыл…»
Последовал ответный удар и ядерная зима на Земле… на этом опера оканчивается. Стал я шукать в Сети, и похоже, что только ленивый ещё не покритиковал это произведение. И полуправда перемежается с полуложью — поэтому требуется наша качественная коммунистическая критика. Вот как достаточно метко характеризует своё произведение сам Виктор Аргонов:
«Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на Земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий… Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема».
А прослушав его интервью радиостанции «Анонимус», пришёл к двум выводам:
1. Виктор Аргонов — талантливый музыкант и композитор, который грамотно использует современные музыкальные инструменты и компьютерно-музыкальные технологии для реализации своих композиторских замыслов.
2. Виктор Аргонов хоть и является кандидатом физико-математических наук и работает старшим научным сотрудником Тихоокеанского океанологического института, где занимается исследованиями в области квантовой оптики и динамического хаоса, но он всё же не учёный, а грамотный лаборант, закончивший аспирантуру, ибо он не диалектический материалист, а эдакий позитивист, который конструирует странную эклектику материализма и субъективного идеализма — это я про его концепцию «открытой индивидуальности». Полагаю, что здесь лежит ключ разгадки того, почему техно-опера «2032. Легенда о несбывшемся грядущем» является замаскированной провокационной антикоммунистической, антисоветской сказкой.
Получается, что коммунизм — это не научно обоснованная общественно-экономическая формация, а «наивная детская сказка» и «свод догм», ради которой коммунисты якобы становятся готовыми погубить весь мир религиозными фанатиками! Т.е. получается, что не капитализм — угроза миру на Земле и в космосе, а коммунисты! Ну и ну! Это же такой художественный подарок противникам коммунизма, которые просто обожают приписывать коммунистам свою ложь, что якобы «цель оправдывает средства»!
Более того, автор предлагает строить коммунизм, следуя не диалектическому материализму, а позитивистскому фетишизму-технократизму и теории вероятности. Вот уж действительно, с помощью формальных математических методов бессовестный человек сможет «доказать», что 2 х 2 = 5 или 7, однако.
Получается, что коммунист Милиневский в споре с АСГУ «слился» — он утверждал:
«В твоей программе лишь технология одна — не вижу нравственного роста человека…».
На что АСГУ отвечала:
«Ты знаешь, что производительность труда — критерий развитости общества любого…».
Милиневский не смог доказать АСГУ, что коммунизм — это не потребительский мещанский рай, а совершенно иное общество, в котором производительные силы развились настолько высоко, что перестали быть ложной целью технологий ради технологий наивных технократов, а стали действительно средством для «нравственного роста человека», т.к. труд перестал быть принудительным проклятием, а стал здоровой потребностью здорового человека, которому просто стыдно быть «тунеядцем», ибо при коммунизме столько интересной и нужной для общества работы: освоение Мирового океана и космоса… Но коммунист Милиневский про всё это позабыл, предался сомнениям и потом наломал дров…
Получается, что коммунист Милиневский совершил ошибку, о которой предупреждал ещё Мао Цзэдун:
«Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что „винтовка рождает власть“. Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией» (Выступление на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва).
И какой же после этого Милиневский коммунист, если повёлся на доводы АСГУ и вояк, забыл, что ОБЩЕЕ довлеет над ЧАСТНЫМ — поставил своё личное горе превыше жизни на Земле?! Ну и ну!
Получается, что чисто формальными методами ставится знак равенства между коммунизмом (счастье для ВСЕХ) и антикоммунизмом (праздность для ИЗБРАННЫХ), что стирается ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ: АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ противоположность между коммунистами и лютыми антикоммунистами, т.е. фашистами — когда АСГУ предлагает превентивно и безответно бабахнуть ядерным оружием, т.е. реализовать программу империализма-фашизма: эту часть человечества уничтожить, чтобы осчастливить другую часть человечества?! Ну и ну!
А разве нельзя было предложить иной сценарий будущего: что мировой империализм, видя успешное наступление СССР, с помощью своего суперкомпьютера «который Ганимед» — эдакий Скайнет — в бессильной злобе решился первым применить ядерное оружие, что быстро просчитала АСГУ и предупредила Милиневского, и они совместно оперативно приняли правильное решение, которое предотвратило эту нависшую угрозу; на что мировой империализм, снова в своей бессильной злобе, устроил сбой в АСГУ, в результате которого произошла авария, и Милиневский, спасая товарищей и весь мир, красиво и мужественно погибает?!
Кстати, даже в среде этих самых трансгуманистов уже давным-давно раскритиковали мракобесный метод крионирования, однако!
Подведу итог, а он такой: мне очень досадно, что такое красивое, романтическое произведение, задуманное как коммунистическое, оказалось испохаблено антикоммунизмом по техноромантическому невежеству!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+