В первой части мы рассмотрели мотивы, побудившие Зеленского начать обострение на Донбассе, и кто за ним стоит (и за обострением, и за Зеленским). Во второй части рассмотрим мотивацию всех задействованных в конфликте сторон.
Чего добивается Киев
Надеюсь, 1-ую часть вы прочитали. А теперь задайтесь простым вопросом, зачем Зеленскому это обострение нужно? Он хоть и выглядит, как не очень умный человек, и поступает, как не очень умный человек, но совсем таковым не является, к суициду явно не склонен и манией членовредительства не страдает. Зачем ему нужно дразнить северного медведя, если ему это может грозить потерей государственности? Только для того, что поднять свой упавший рейтинг? Не делайте мене смеяться, я вас умоляю – зачем рейтинг будущему покойнику или в лучшем случае политическому эмигранту? Ходить там на вашингтонщине и всем показывать свой рейтинг? Потому что на кладбище высокий рейтинг совсем без надобности. Значит, рейтинг вычеркиваем (да и не поднять ему его таким способом), избиратели, голосовавшие за мир, ему его не поднимут, а те, кто голосовал за войну, Жалкого Клоуна своим не считают, в лучшем случае повесят в последнюю очередь.
Что у нас остается? Переподписание «Минска-2» на новых, выгодных для Украины условиях с привлечением к нему еще США и Британии? Хороший вариант! Но для этого Зеленскому совсем не нужно тотальное военное поражение и полный разгром ВСУ. Ему нужна маленькая локальная война, можно даже маленькое военное поражение, которое перечеркнет «Минск-2» и поставит Кремль перед необходимостью его пересмотра и перезаключения на новых условиях. Но как объяснить Путину, что ВСУ собирается воевать понарошку, если он даже трубку не берет? И где гарантии, что его бурятские конно-водолазные бронетанковые дивизии остановятся на границах Донецкой и Луганской областей, а не в Киеве или на правом берегу Южного Буга? Зачем Вове Зеленскому такие риски? Тогда уж лучше оставить как есть – ни войны, ни мира, Россия – агрессор, но мы в домике.
Согласитесь, что крестик с ноликом как-то не сходятся. Жалкому Клоуну эта война нужна еще меньше, чем саблезубому северному огнедышащему дракону. Что же заставляет мотылька лететь на огонь? Давайте подумаем. Правильно вы догадались – предложения, от которых нельзя отказаться, которые поступили, сами знаете откуда. Почему Вова два года играл на рояле, а именно сейчас, как с цепей сорвался? Что у нас произошло в 2021 году? Ничего, кроме того, что в Белом Доме произошла смена караула. Кажется, мы с вами эмпирическим путем нашли причины, заставившие Вову Зеленского сменить рояль на бронежилет. И причину эту зовут Джо Байден. А вы говорили старикашка-маразматик. Он еще вам покажет, кто тут старикашка и кто маразматик. Сейчас уже Владимиру Путину приходится искать ответ на вопрос, как избежать войны с невменяемым соседом?
Почему Путин не хочет общаться с Зеленским
В результате Москва включила режим самого жесткого строгача по всем доступным каналам коммуникации, кроме личного между двумя президентами. Там включен режим «абонент временно недоступен».
Но давайте сразу разберемся с оценками. Тут почему-то возник разнобой в показаниях. Киев в лице пресс-секретаря украинского президента Юлии Мендель утверждает, что обращался в Кремль с запросом на прямые телефонные переговоры лидеров двух стран, но ответа не получил, а Москва в лице пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова опровергает это утверждение. По крайней мере, Пескову, с его слов, ничего о таких запросах не известно. Кому в данной ситуации верить, каждый решает сам, но я больше склоняюсь к украинской версии. И вот почему.
Тут имеет место тонкий психологический момент. Своего рода шахматная дуэль. Киев жертвует пешку, а Москва ее не берет, потому что нацелилась на коня. Конем в данной ситуации является Вашингтон. Вот, скажите мне, о чем может говорить Путин с бессловесным Клоуном? У него же по сценарию текста нет. Его дело молчать и лишь когда нужно говорить: «Кушать подано!». Или в украинской интерпретации это звучит как: «Украина воюет с Россией. Место Украины в НАТО!». Задача же Кремля выйти на разговор со сценаристом сего действа, который пока остается за кадром. Причем выйти на этот разговор не со слабой переговорной позиции, а с позиции силы. А это, я вам скажу, почти не разрешимая задача, потому что все нити управления находятся в руках Вашингтона, Москва загнана в угол, из которого выхода нет, любой ее ход в ответ на возможную попытку деоккупации Донбасса со стороны Киева, будет проигрышным для нее. Своего рода цугцванг, если продолжить шахматную терминологию. Не ответить на нее, она не может – это утрата лица, как на внутреннем треке, так и на внешнем. На внутреннем треке большинство россиян не простит Кремлю предательства Донбасса, после чего звезда Путина стремительно покатится вниз. А на внешнем треке это будет расценено, как проигрыш Москвы, особенно после ее слов, что она Донбасс не бросит. В результате чего все очки, которые набрал Кремль после успешной операции в Сирии и блистательного разрешения армяно-азербайджанского конфликта, будут сожжены. А если Москва ответит, то это моментально будет расценено всем мировым «прогрессивным» сообществом, как неприкрытая агрессия и вмешательство во внутренние дела суверенной страны, со всеми вытекающими.
Задача Путина в этой ситуации сохранить статус-кво. Т.е. он бьется за ничью – ни мира, ни войны, и ждет, пока Украина сама развалится под тяжестью экономических проблем, водя ее по замкнутому кругу «Минска-2» (с целью добить Киев не мытьем, так катаньем). С моей точки зрения – затея изначально обреченная, потому что продолжаться это может бесконечно долго, пока эта заморская колония будет нужна ее Хозяевам, как элемент давления и сдерживания РФ. Надо было Путину играть на выигрыш в 2014-м (тогда еще был такой шанс), а сейчас ситуация упущена, он бьется за ничью, но на грани поражения, потому что ключи от этой шкатулки не в его руках, а в руках Вашингтона. Когда захочет Белый дом, активирует эту кнопку, пожертвовав пешкой Украина, отправив ее в последний и решительный бой за восстановление своей утраченной территориальной целостности, после чего Москва, сожрав ее, (а выбора уже не будет!), проиграет эту партию, получив вместе с поверженной Украиной и опущенный «Железный занавес-2.0» со всеми вытекающими из этого бонусами (о которых ниже). А сейчас Вашингтон может бесконечно долго шантажировать Москву этим козырем, выколачивая у нее, нужные ему решения (какие, не знаю, скорее всего, по китайскому кейсу).
Переломить этот тренд Москва может, только создав угрозы для Вашингтона, не совместимые с преференциями от возможной победы в украинской партии. Когда победа для Белого Дома окажется пирровой. И это совсем не то, что вы сейчас подумали. Проблема не имеет военного решения. Стирать с лица Земли Вашингтон и окрестности мы будем только в ответ на прямую и явную угрозу нашему существованию, по принципу: «Зачем нам мир, в котором не будет РФ?». До этого, я надеюсь, не дойдет. Шантажировать Америку Кремль может только своим союзом с КНР. Это тот самый страшный сон, которого хочет избежать США, но который станет для нас спасительным, если перед нами опустят «Железный занавес-2.0». Да, мы похороним это территориальное недоразумение под названием Украина, да, мы заставим нас бояться и трепетать всех вашингтонских лимитрофов и шавок, начиная с Прибалтики и Грузии и заканчивая Польшей и бюрократами из ЕС. Пусть Вашингтон доедает бессловесную Европу, которая после этого как приз упадет к его ногам (а война тут шла именно за нее, если кто еще не понял), а мы с Китаем и остальным свободным миром, который уважает только силу, примитивную военную силу, создадим такой союз, который Вашингтону уже никогда не одолеть. Он, конечно, сможет продлить свое существование, доедая труп поверженной Европы, но дни его будут сочтены, потому что ресурсная база эта крайне ограничена.
Вашингтону достанется 370 млн рынок США и Канады и 510 млн рынок ЕС (с учетом Британии) при ограниченных сырьевых ресурсах, за доступ к которым и разгорится война между США и КНР, которую США уже через 3 года силовым путем выиграть не смогут. Т.е. в запасе у них всего 3 года, чтобы одолеть набирающий военную силу Китай, экономически Пекин уже сейчас обошел Америку и продолжает наращивать преимущество (никакой ковид его не берет!). А потенциальный военный и экономический союз РФ и КНР обнуляет шансы Вашингтона уже сейчас. Т.е. Америка теряет даже эти 3 года относительного преимущества над Поднебесной. Через 3 года ставки утроятся. Так зачем же Белому Дому толкать Кремль в объятия тов. Си прямо сейчас? А другого выхода у Москвы уже не будет. Причем, учитывая уровень напряженности, возникший сейчас между Вашингтоном и Пекином, другого выхода не будет и у Китая, как объединить свои усилия против общего врага. Страшный сон Генри Киссинджера станет явью.
Именно эту карту и хочет разыграть Путин, отказываясь от общения с ничего не решающим Клоуном, стягивая свои войска к украинским границам, вынуждая его заокеанского Хозяина чесать репу и думать, какую-такую игру затеял Кремль? Хотя я на его месте ничего бы не чесал. По шагам Москвы уже понятно, какой сценарий она для себя избрала. Вариантов у нее было всего два. Первый – если Кремль не хочет ввязываться в конфликт с Украиной и всячески пытается оттянуть его начало, он должен будет предельно четко и предельно жестко обозначить берега, за которые нельзя заплывать. Т.е. он должен будет четко артикулировать, что он не хочет конфликта, но если он будет инициирован украинской стороной, то его в этом случае уже ни что не остановит. Это станет концом украинской государственности, и мы сами на правах победителя будем решать, в каком статусе это территориальное недоразумение продолжит свое существование.
Если же Москва такого послания не сделает, из этого будет ясно, что она избрала для себя второй вариант развития событий, при котором она сидит на берегу и лениво и сдержанно наблюдает за эскалацией событий на Донбассе, никак не реагируя на приготовления ВСУ к силовому варианту решения вопроса, загоняя тем самым Киев в заранее приготовленную ловушку, чтобы, когда ловушка захлопнется, ответить на подобные шаги всей силой своего оружия и решить украинскую проблему хирургическим путем радикально раз и навсегда. Уже сделанных официальными лицами РФ заявлений достаточно, чтобы понять, что Москва для себя избрала первый вариант – сохранение статуса-кво.
Из того, что Байден позвонил первым и предложил диалог, стало ясно, что план Путина сработал, и Вашингтон наживку заглотил. Переговоры начинаются на равных. Игрой в молчанку с Зеленским Кремль добился выравнивания переговорных позиций с Белым Домом на начальной стадии. Казалось бы, задача минимум решена. Но вы плохо знаете Путина, он играет на повышение ставок, на получение преимущества в переговорном процессе. Этим он и отличается от Зеленского. Тот уже бы упал в обморок – мне позвонил сам Байден, жизнь удалась, белый господин меня избрал любимой женой и пообещал указать в своем завещании, по этому случаю – банкет и народные гуляния. Путин же играет на все. Он поднимает ставки. Напомню, Байден пригласил Путина, равно как и лидера КНР тов. Си, на международные переговоры по изменению климата, которые должны состояться 22-23 апреля и в которых должны принять участие лидеры 40 стран, наиболее пострадавших от глобального изменения климата. Приглашение поступило 26 марта. По состоянию на 29 марта Путин еще не ответил на него согласием. По крайней мере, так сказал его пресс-секретарь: «Пока [решения об участии] нет. Мне пока неизвестно, дошло ли приглашение до нас» (прямая цитата Пескова). 13 апреля состоялся телефонный разговор между Байденом и Путиным, на котором американский президент повторил приглашение на саммит и даже завел разговор о личной встрече. Что ответил Путин, никто не знает. Думаю, сказал: «Спасибо, я подумаю». Ставки поднимаются, чем это закончится, мы все увидим уже 21 апреля во время очередного Послания Президента Федеральному Собранию. Там будут расставлены все акценты.
Смею предположить, что Путин с Байденом будет играть в открытую, не блефуя, выложив все козыри на стол. Плести интриги не его стиль. Этим он и отличается от других псевдо лидеров, представляющих свои страны на мировом Олимпе. Равных Путину там можно пересчитать по пальцам одной руки. И не потому, что Путин такой талантливый, а другие нет, а потому, что он может самостоятельно принимать волевые решения, невзирая на внешние и внутренние факторы. Потому что он самодержец в своей стране, а его визави вынуждены лавировать между интересами внутренних и внешних заинтересантов. Вот налицо преимущества автократии перед демократией. При этом не имеет никакого значения политический строй в стране, все зависит от калибра фигуры. Равных по калибру Путину в этом политическом паноптикуме на данный момент всего три – лидер КНР тов. Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди и турецкий султан Реджеп Тайип Эрдоган. Причем Эрдогана я бы поставил первым. В мировой истории список этих людей, конечно, более длинный. Из ближайших ушедших это бывший президент Венесуэлы Уго Чавес, бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (сейчас мы пожинаем негативные последствия его ухода, со сваливанием Казахстана в сторону от РФ), кубинский лидер Фидель Кастро, первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. Эти люди повлияли на ход истории, качественно изменив вектор развития собственных стран. Они уже вошли в Историю. Путин, безусловно, уже вошел в их число. Останется ли там Байден, скоро увидим. Его предшественник Трамп уже там, хотя своего последнего слова еще не сказал.
Пацан сказал – пацан сделал!
Но любимый наш Дональд Ибрагимович в бытность его Президентом был стреножен в принятии решений, чего нельзя сказать про Путина. Он мыслит категориями: «Пацан сказал – пацан сделал!». Именно это единственный критерий оценки личности для него. Вот и Зеленскому по его восшествию на престол был предоставлен некий карт-бланш. Путин чисто по-пацански пытался договориться (как, собственно, он пытался договориться и с его предшественником Порошенко, но тот не оправдал надежд ВВП, после чего прямое общение между ними закончилось). Зеленский, видимо, по своей неопытности и желанию угодить дал какие-то обещания Путину, которые не смог выполнить. Путин же свои обещания выполнил. Поставки критически важного для Украины импорта (соляры, угля и электроэнергии) прекращены не были, хотя очень даже могли быть прекращены. В ответ, как сказал бывший глава Офиса Президента Андрей Богдан: «Зеленский кинул Путина!» (прямая цитата). Пацаны так не поступают! Я не исключаю, что Путин, приняв во внимание сложность положения нашего героя, со сменой главы Офиса на Андрея Ермака, попытался договориться еще раз, уже с последним через своего уполномоченного представителя Дмитрия Козака. Результатом этих договоренностей стало подписание в 2019 году нового газового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» на изначально невыгодных для Москвы условиях. Для тех, кто не в курсе, я скажу, что Москва по нему обязалась прокачивать газ через украинскую трубу по европейскому принципу «качай или плати» (в то время как раньше действовал принцип «бери или плати», когда Транзитер покрывал все риски Поставщика, оплачивая законтрактованный объем прокачки). Теперь стороны поменялись местами – по новому контракту свои деньги за транзит Украина получит, даже если газ по трубе не пойдет. По условиям контракта это минимум 7,2 млрд. долл. за 5 лет. Собственно, так и случилось в 2020 году, когда «Газпром» прокачал через украинскую ГТС 58 млрд. кубов газа, а заплатил за прописанные по контракту 65 млрд. (ковид и теплая зима снизили потребности ЕС в голубом топливе, но на доходах Украины это не отразилось, зато, если бы «Газпром» прокачал больше 65 млрд. кубов, то за каждый лишний кубометр он бы заплатил на 20% больше). Такие условия договора взяла на себя Москва. Чем же отплатил ей Киев? Запретом русского языка и пророссийских партий, очередным обострением на Донбассе и антироссийской истерией. Стоит ли удивляться, что Путин перестал брать трубку? Зеленский оказался не пацан! Сказал, но не сделал.
В этом смысле Путин отметил турецкого султана. Все их негласные договоренности выполнены. С Эрдоганом можно иметь дело. Поэтому не стоит удивляться развитию сотрудничества между нашими странами. Хотя кому-то со стороны может показаться, что Россия действует в ущерб своим национальным интересам. Это не так – Россия заинтересована в укреплении влияния Турции. Это серьезный противовес США в черноморско-средиземноморском регионе. Реджеп Эрдоган самостоятельный игрок, который проводит независимую политику. С ним можно иметь дело, потому что он за свои слова отвечает, а ключик от его сейфа будет лежать в Кремле (АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» надолго привяжут его к Москве, С-400 туда же).
Можно ли иметь дело с Байденом, увидим уже в ближайшее время, но я бы особых надежд не питал. Байден – американец. А как показывает практика – у американцев (и вообще у англосаксов) слова нет! Они это доказали всей своей историей. Они руководствуются принципом: «Политика есть продолжение войны другими средствами. В политике нет убеждений, есть обстоятельства. Вовремя предать – значит, не предать, а предвидеть!». Трамп в этом смысле приятное исключение, видимо потому, что имеет немецкие корни. Его дед Фредерик Трамп, урожденный Фридрих Трумп (Friedrich Trump), появился на свет в 1869 году в деревне Кальштадт, что на юге земли Рейнланд-Пфальц (ныне территория ФРГ). А с немцами нам всегда было легче договориться.
На этом вынужденно ставлю точку, чего добивается Байден, чем нам грозит новый канал «Стамбул» и выход Турции из Конвенции Мантрё и почему Путин не боится украинского наступления на Донбассе, узнаете уже из следующего текста. Не прощаюсь.
Автор: Владимир Волконский
Рейтинг публикации:
|