18 марта 2003 года президент США Джордж Буш возвестил американцам о начале «освободительного похода» на Ирак. Освобождать планировали буквально всех: иракцев – от тиранического правления, весь мир – от нависшей угрозы, которую для всего мира якобы представляло возглавляемое Саддамом Хусейном государство.
Войну, положившую начало военным операциям США в 21 веке, Вашингтон начал со лжи. В то время администрация Буша несколько месяцев лгала американской общественности о предполагаемой связи Ирака с терактами 11 сентября. Вице-президент Дик Чейни утверждал, что Саддам Хусейн и Усама бен Ладен были хорошими друзьями, но подтверждения этому так никто и не предъявил. В Белом доме утверждали, что у Хусейна было оружие массового уничтожения – не очень ловкая выдумка, достаточно быстро опровергнутая.
Немногим в то время хватало мужества выступать против нового вооруженного конфликта. Людей, рассказывавших ужасы о войне, называли предателями и сторонниками террористов «ястребы» из консервативного лагеря. Быть противником войны означало ненависть к ветеранам и национальному флагу. По крайней мере, так утверждали все мейнстримные «патриотические» СМИ.
Глубина последствий конфликта в Ираке в геополитическом и гуманитарном измерении еще не постигнута. Погибло от 250 тыс. до 1 млн человек, миллионы иракцев покинули свои дома, сотни тысяч людей страдают от заболеваний и ранений, полученных в результате бомбардировок. Война в Ираке стала причиной крупнейшего со времен Второй мировой войны кризиса с беженцами, который, в свою очередь, способствовал расцвету диких экстремистских идей построения халифата в странах региона. Надуманные предлоги стала причиной гибели тысяч американских военнослужащих, десятки тысяч ветеранов покончили с собой уже после возвращения домой. Для самих США война помогла уничтожить остатки доверия американцев к СМИ и государственным институтам.
Пожалуй, самое главное последствие войны в Ираке – это сохраняющаяся угроза повторения военной авантюры практически в любом регионе мира, так как принятый в 2002 году закон, разрешающий президенту США применять военную силу без одобрения Конгресса, продолжает действовать до сих пор.
После убийства командующего КСИР Ирана Кассема Сулеймани в январе 2020 г. в американской администрации заявили, что специальные полномочия главы государства подразумевают «не только борьбу с угрозами со стороны Ирака», но также могут распространяться на «нерегулярные формирования, террористические группировки или другие вооруженные группы в Ираке». В общем, исходя из логики Белого дома, США вольны применять силу против любых целей, находящихся на территории Ирака, поскольку 18 лет назад этой страной руководил «диктатор», представлявший угрозу для Америки.
Эти рассуждения, конечно, абсурдны, но они представляют реальную опасность для мира. Убийство Сулеймани не только могло привести к прямой военной конфронтации США с Ираном – государственным актором, на ведение войны с которым президент США обязан получить одобрение Конгресса, – но и вызвало возмущение со стороны народа и правительства, а парламент страны проголосовал за вывод американских войск с территории государства.
Отмена «Разрешения на применение военной силы» является отправной точкой для изменения внешней политики США, которые должны отказаться от своеобразного карт-бланша для оправдания широкомасштабной «войны с террором» – фактически войны за доминирование Вашингтона. В противном случае американские граждане рискуют окончательно потерять контроль над собственными политиками, которые формально защищают интересы вверенной им страны, на деле часто подменяя их интересами собственными.
Источник
Рейтинг публикации:
|