Новая коронавирусная инфекция COVID-19 и жесткий карантинный режим не позволили латышским неонацистам провести в Риге 16 марта ежегодное шествие в честь легионеров Waffen SS – убийц и карателей.
Последних местечковые националисты называют «борцами за независимость против оккупации СССР», при этом изрядно лукавя. Показания главаря латышских лесных братьев, впервые опубликованные «Российской газетой», тому подтверждение.
Гауптштурмфюрер СС Борис Янкавс, возглавляющий террористическую организацию «Лесные кошки», после поимки в 1947 году, рассказал о том, чем занималась его группа и с какой целью была создана.
Один из мифов современной Латвии – «борцы против советской оккупации»
В Латвии после распада Советского Союза усилено насаждают миф о том, что латыши, после освобождения Латвийской ССР от гитлеровской оккупации осенью 1944 года, якобы стали уходить в леса, чтобы бороться за независимость страны с советской властью. Теперь в Риге чествуют таких борцунов, закрывая глаза на совершенные ими военные преступления.
Героизации подверглись и бандиты, входящие в одну из крупнейших экстремистских организаций «Лесные кошки». На ее счету совершение диверсий и терактов, убийства советских активистов и рядовых латышей, поддерживающих власть Советов.
«Лесные кошки» - одно из диверсионных подразделений, входящих в состав специального органа, созданного весной 1944 года по указанию рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. На счету «СС-Ягдфербанд» диверсии и теракты, а также шпионаж на территориях, подконтрольных противнику.
Соединение напрямую подчинялось Гиммлеру. В свою очередь, комплектацией и оперативным руководством спецоргана занимался штурмбанфюрер СС резерва Отто Скорцени.
Осенью того же года в составе спецоргана сформировали подразделение, в задачи которого входило ведение подрывной работы на территориях, подконтрольных Красной Армии – в Прибалтике и на севере Польши.
В Латвии была создана т.н. Курляндская группа, которая и получила название «Лесные кошки». В нее вошли военные из латышских добровольческих дивизий СС, «айзсарги» и каратели-полицаи. Руководил штабом гауптштурмфюрер СС Борис Янкавс.
Деятельность группы отражена в архивных материалах советской военной контрразведки. Так, после освобождения Риги в октябре 1944 года «смершовцы» задержали 52 немецких агента:
«Официальных сотрудников немецкой разведки - 2, резидентов - 2, агентов-разведчиков - 15, агентов-радистов - 5, диверсантов-террористов - 25, агентов контрразведки - 3. Всего - 52 человека».
Следующей весной Главное управление контрразведки «СМЕРШ» выпустило директиву №32500. Начался розыск всех агентов «СС Ягдфербанд». В документе были даны ориентировки на ключевые фигуры курляндской группы, включая Янкавса.
«Смершовцы» активизировались на данном направлении. Главаря и рядовых участников террористической организации ловили, но Янкавсу до определенного времени удавалось сбежать.
К тому времени в руки советской контрразведки попали документы «Лесных кошек», а также пароли и адреса агентуры. Как сообщалось в донесении на имя наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берия, «среди населения организация «Ягдфербанд» стала широко известна как организация, созданная немецкими разведывательными органами. В целях зашифровки этого «Ягдфербанд» изменила свое название и стала именоваться «Латышская организация партизан».
Уже известно, что миф про латышских партизан, якобы сражающихся за независимость Латвии, придумали бандиты, каратели и убийцы, входящие в состав германского диверсионного отряда, созданного Отто Скорцени. Эта информация содержится и в материалах агентурного дела «Рейд».
Советские контрразведчики искали Янкавса полтора года. Для его поимки был разработан специальный план, чтобы взять диверсанта живым, и создана агентурная группа по разработке его связей. После ареста его сожительницы Зиедане Мартинсонс «смершовцы» получили больше информации о его вероятном местонахождении.
В начале 1947 года главарь «Лесных кошек» был захвачен в лесу Кулдигского уезда. На допросах диверсант раскололся и рассказал все о своей службе у немцев, а также сдал участников банды, гуляющих на свободе. Выяснилось, что Янкавс примкнул к нацистам еще осенью 1941 года. Он участвовал в карательных операциях под Ленинградом. На руках Янкавса запеклась и кровь жителей сожженных советских деревень. Он оказался идеальным предателем. В конце весны 1944 года даже прошел обучение в гаагской диверсионно-разведывательной школе, а затем вернулся в Ригу, чтобы собрать команду для организации диверсий и терактов в советском тылу.
Да, т. н. «партизаны» Янкавса» никогда не боролись за независимость Латвии. Это была диверсионная организация, созданная германскими спецслужбами и состоящая из военных преступников, устраняющая на своем пути всех, кто поддерживал власть Советов. Бандиты, сумевшие избежать ареста, сбежали на Запад, где просто сменили хозяев – германские спецслужбы на американские.
Если копнуть поглубже, то миф о борцунах за независимость Латвии не выдерживает никакой критики. Предатели, убийцы, каратели и военные преступники – вот истинное лицо тех уродов, которых продолжают чествовать на улицах прибалтийских городов местечковые националисты.
Рейтинг публикации:
|