Еще в 2011 году в майском выпуске регулярно выходящего ежегодного сборника статей Академии морских сил самообороны Японии «Вопросы военно-морской стратегии» говорилось: «По мере глобального потепления с 2037 года Северный ледовитый океан будет на значительной части своей поверхности в летнее время свободен ото льда (ситуация ice-free). Он станет скорее полярным морем. В этих условиях стратегическое значение Северного ледовитого океана значительно возрастет». Это отрывок из научной статьи 10-летней давности.
Считается, что глобальное потепление в основном вызвано увеличением выбросов углекислого газа CO2 в результате активизации цивилизованной жизни человека. До сих пор ученые исходят из того, что, в целом это вызывает «ухудшение» окружающей среды, поскольку происходит быстрое опустынивание зеленого пояса Земли и повышение уровня океана из-за таяния полярных льдов.
«Однако дело этим не заканчивается», — говорит хорошо знающий Россию и российско-японские отношения политолог и писатель Масару Сато, который долгое время проработал в аналитических подразделениях японского МИДа и служил в японском посольстве в Москве. Не менее важны и проблемы безопасности. Есть страны, которые втайне хотят, чтобы лед в связи с мировым потеплением таял бы быстрее. И к ним, безусловно, относится и Россия".
Какие выгоды получит она от таяния арктических льдов? «Одна из них — это получение широчайшего доступа к залежам природных ресурсов, которые сейчас покоятся под толстым ледяным панцирем. Российское побережье Северного ледовитого океана и континентальный шельф — это кладовая неисчерпаемых запасов самых разнообразных природных богатств. Прежде всего, это, конечно, углеводороды. Уже сейчас в России одно за другим открываются и вводятся в строй новые газовые и нефтяные месторождения. В особенности это пока относится к полуострову Ямал. Я бы сравнил этот регион одновременно с Кувейтом (нефть) и Катаром (газ). Представляете, что здесь произойдет, когда арктические льды освободят миллионы квадратных километров почвы и шельфа!
Может ли „энергетическая ось" переместиться с Ближнего Востока в Россию? Теперь, когда стало ясно, что переход с углеводородов на ядерную энергию не удался, и еще только начинается с не вполне ясными перспективами водородная энергетика, российский природный газ может неожиданно превратиться в абсолютную „суперзвезду" мирового производства энергии».
«Вторая огромная выгода для России, отмечает Сато, — это, то, что когда льды в Северном ледовитом океаны истончатся или вовсе сойдут, в огромной российской акватории откроется оживленнейший и чрезвычайно дешевый морской путь, по которому смогут активно курсировать крупнотоннажные транспортные суда. Это будет новый стратегический „Северный полярный маршрут".
Это первый „северный путь" человечества. В результате полностью поменяются стандарты морских перевозок между Европой и Азией».
«В отличие от южного маршрута, здесь, например, нет пиратов. Просто тут слишком холодно. Вот почему страховые премии здесь значительно дешевле. В ожидании таяния льдов Россия сейчас поторопится с описанием всего Северного ледовитого океана как своего континентальный шельфа. Согласно международным договорам по морскому праву, прибрежные государства имеют исключительные права на континентальный шельф на расстоянии до 200 морских миль от своей территориальной линии. Канада ведет себя по отношению к этой норме очень настороженно и пытается ей сопротивляться».
Если посмотреть на карту Арктики сверху, то хорошо видно, что ситуация здесь становится горячей Как в этих условиях изменятся отношения между Россией и Японией?
«Все дело в Татарском проливе, — указывает Масару Сато на карту. (Татарский пролив — это узкий пролив между Сахалином и Россией, к северу от Хоккайдо). — У России появляется все больше грузов для транспортировки в этом районе. Есть у нее и крупнотоннажные транспортные суда. Но в настоящее время глубина в самой мелкой части пролива составляет всего около 8 метров. Это не позволяет проходить здесь танкерам. Россия хотела бы плавать с севера на юг и обратно в российский важнейший порт Владивосток вдоль своего побережья. Но если по тоннажу судов Татарский пролив многим из них не подходит, им нужно пройти либо проливом Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо, либо Сангарским проливом между японскими островами Хоккайдо и Хонсю. Вот какие головоломки задает иногда география и геополитика: чтобы пройти во Владивосток кратчайшим и удобным путем из Северного ледовитого и Тихого океанов суда вынуждены миновать проливы между частями японской территории".
Это означает, что в 2030-х годах в условиях таяния льдов и резкой активизации «Северного полярного пути» Япония станет ключевой точкой для международного судоходства, связывающего Европу и Россию с Азией — Китаем, Японий, Кореей и т. д.
«В этих условиях Россия будет вынуждена занимать по отношению к Японии более дружелюбную позицию, рассчитывая, как минимум на то, что у нее не будет никаких сложностей при проходе мимо японских берегов. Моя теория состоит в том, что глобальное потепление улучшит отношения между Японией и Россией. Россия вряд ли захочет наносить им ущерб».
Анализ наихудшего сценария на 2030-е годы
«Но есть и прямо противоположный сценарий, потому что, если главная цель — обеспечить беспроблемность прохода российскими судами проливов, то существует и противоположный дружбе метод — метод захвата. Россия обладает здесь серьезной военной мощью и может под ее прикрытием попытаться усилить свой контроль над морскими акваториями к северу от Японии. Это и есть неблагоприятный сценарий.
В советское время Сталин настаивал на линии Румои-Кусиро (остров Хоккайдо) как линии прекращения огня во время войны на Тихом океане. Он хотел провести линию разграничения по центру Хоккайдо и позволить советским войскам занять его северную половину. И не сделал этого только потому, что этому резко воспротивился президент Трумэн. Эта деталь характеризует то, насколько Сталин хотел получить контроль над проливом Лаперуза.
Когда в 2030-х годах стают арктические льды, по этому маршруту смогут ходить не только гражданские суда, но и военные корабли. В настоящее время Россия сосредоточила свой основной военно-морской потенциал в западном портовом городе Мурманск. Но если она при необходимости попытается перебросить его часть во Владивосток, то как раз упрется в описанные выше узкие места. Они превращаются в своего рода «контрольно-пропускные пункты».
Вот почему таяние арктических морских льдов, вызванное глобальным потеплением, является не только экологической проблемой, но и проблемой безопасности.
«В сфере дипломатии и разведки есть термин „анализ наихудшего сценария". Если говорить о будущем, это сценарий, который проявляется тогда, когда одновременно срабатывают несколько неблагоприятных факторов. В „анализе наихудшего сценария" используется так называемое „уравнение кризиса", которое выражается как „угроза — это произведение возможностей и политической воли". Во времена Советского Союза у него имелась сильная политическая воля к экспансии и расширению, но сейчас у современной России она практически исчезла. Россия располагает необходимым военным потенциалом, чтобы атаковать Японию, но такой политической воли у нее нет. Так что и угрозы с ее стороны нет».
«Но здесь есть и такой парадокс. В отличие от авторитарных стран, в странах демократических мнение народа может довольно быстро меняться. Пример — события с вторжением масс людей в Капитолий, когда в ходе беспорядков погибло несколько человек и со стороны активистов, и со стороны правоохранителей.
Если администрация Путина делает вид, что готова вернуть Японии два острова, но не сделает этого… то общественное мнение в Японии, видимо, серьезно изменится».
На вопрос о том, какие преимущества сохраняются у Японии на ближайшее будущее и какие ресурсы может она использовать в качестве действенного орудия в разгар различных геополитических потрясений и перемен, Масару Сато ответил.
«Важным оружием Японии по-прежнему остается образование. Его уровень в стране достаточно высокий. А образование гарантирует интеллект.
Было бы еще лучше, если бы мы больше внимания уделяли воспитанию у наших молодых людей способности к самостоятельному мышлению и самоотдаче.
Молодые японцы должны учиться не упускать возникающих возможностей и развивать свои личные способности для того, чтобы уметь с ответственностью принимать самостоятельные решения».
____________________________________________________________________________________
Масару Сато — политолог и писатель. Долгое время проработал на ответственных должностях в МИДе Японии. Возглавлял отдел анализа международной информации, был начальником отдела в личном секретариате министра. В начале 2000-х годов работал в политической секции японского посольства в Москве. Автор многих книг и статей.
Любопытное фото пояснений Масару Сато на карте можно посмотреть здесь.
Вверху — Татарский пролив (Мамия)
Второй сверху — пролив Лаперуза (Соя)
Внизу — Сангарский пролив (Цугару)
Стрелкой помечен порт Владивосток
Комментарии японских читателей
you
Ясно, что появление «Северного полярного пути» несет Японии многие выгоды. Но вот разве его развитие не будет иметь и побочного отрицательного эффекта — истончения озонового слоя под воздействием выбросов?
aey
Очень грамотный и интересный анализ. Вот таких людей с нестандартными взглядами нужно продвигать в японском правительстве. Может быть, они вдохнут какие-то силы в совсем умирающую внешнюю политику Японии!
wup
На Владивосток зубы точит даже Китай. Многие страны имеют на него свои виды.
pik
Ну вот, в связи с глобальным потеплением Северный ледовитый океан станет как Индийский, а Татарский пролив станет как Малаккский. Как вам такой сценарий?
qfp
Где-то я слышал вообще об идее строительства железнодорожной магистрали между Россией и Японией по островам.
rei
Нам нужно подружиться с самой большой сибирской республикой Саха (Якутией).
huc
А денег у нас хватит на инвестиции в таких сложных условиях?
gam
Китай тоже присматривается к Северному ледовитому океану и Арктике. У них еще с Россией там столкнутся интересы. Да и США тоже проявляют там активность. Вообще без нормализации российско-американских отношений нигде существенный прогресс невозможен.
А вообще потепление в Арктике несет с собой и большие опасности. Разморозка больших площадей болот, выбросы метана, парниковые эффекты. Что будет, если в российскую Арктику попадут вирусы? В общем, здесь о многом нужно подумать!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.