От Харькова до Вашингтона
То, что произошло 6 января 2021 года в столице самой «образцовой» из всех западных демократий (ну, это они так думают), навсегда войдёт в учебники истории. При этом я уверен, что оценка и трактовка этих событий будут меняться ещё не раз в угоду то одним, то другим политическим течениям и силам, впрочем, исторической науке к этому не привыкать.
Но честно говоря, обсуждать сам «штурм Капитолия» мне кажется не таким уж и интересным. Да, там тоже не всё понятно и однозначно и существует масса свидетельств тому, что беспорядки в Вашингтоне были инспирированы противниками Трампа и провокаторов среди «восставших» было предостаточное количество, но это не новость. Слава Богу, в этот раз, в отличие от, скажем, зимнего Киева 2014 года, обошлось без снайперов, которые вполне могли устроить кровавую бойню.
В любом случае ясно одно: люди, не довольные результатом прошедших в ноябре президентских выборов, пришли отстоять свой голос. А если говорить совершенно откровенно, то они были возмущены не самим результатом, а тем валом массовых вбросов бюллетеней, за счёт которого Джо Байден и проложил себе дорожку в Белый дом.
Многие из наблюдателей, в том числе и на Украине, поспешили сравнить эти события с цветными революциями, которые сами США с такой легкомысленной беспечностью, помноженной на лицемерный цинизм, устраивали по всему миру. И в этом также нет ничего удивительного, на первый взгляд, сходство совершенно очевидно. Кто видел, как проходил захват КГГА и киевского Дома профсоюзов, заметил в телекартинке из Штатов до боли знакомые черты. Но, если отрешиться от поверхностного впечатления и заглянуть вглубь мотивации протестующих, станет понятно, что в том, что случилось на Капитолийском холме, больше черт антимайдана, чем майданных погромов.
В самом деле, лично мне всё это скорее напомнило неудачную попытку восставших приверженцев идеи «Русской весны» захватить здание обладминистрации в Харькове. Попытку, которая была довольно жестоко подавлена не без участия Арсена Авакова, уже тогда подминавшего под себя всех украинских силовиков. Тот, харьковский, антимайдан, увы, проиграл.
Фактически американцы в красных бейсболках с надписью Make America Great Again так же, как и простые харьковчане в 2014-м, пытались остановить беспардонный захват власти в стране неконституционными методами в пользу оппозиции. То есть, говоря проще, противостояли государственному перевороту. Вся разница нынешней вашингтонской и тогдашней украинской ситуации заключается лишь в том, что начатый в Киеве переворот даже не попытались облечь в мало-мальски цивилизованные одежды псевдодемократических процедур. Им тогда было не до того.
Американский же траснациональный истеблишмент внагляк действовать не стал, собственно говоря, у него и не было такой необходимости. Но даже тот уровень откровенных избирательных махинаций, который продемонстрировали неоконы из демократической партии и части республиканской, изголодавшиеся за четыре года президентствования Трампа по реальной власти, оказался просто запредельным. Причём настолько, что это стало понятно не только незашоренному стороннему наблюдателю, живущему за пределами «Сияющего града на холме», но и простым жителям американской глубинки, тем самым реднекам из «одноэтажной Америки».
И они пришли, пришли к символу хвалёной американской демократии, зданию Конгресса Соединённых Штатов, так называемому Капитолию (американцы болезненно пытаются подражать древнему Риму, с трудом балансируя на грани между Римской республикой и Римской империей), в попытке вернуть его себе, то есть вернуть простому народу власть, которой он якобы наделён согласно букве и духу американской конституции.
Цифровой концлагерь
Но, увы, им недвусмысленно показали, что этот поезд уже ушёл, и хотя им всё ещё разрешается жить в Америке и даже принимать участие в дешёвых ярмарочных представлениях, по привычке называемых демократическими выборами, но к реальному управлению этой страной или хотя бы к минимальному влиянию на формирование власти они уже не допущены. Оплошность четырёхлетней давности с выборами Трампа не прошла даром, и те, кому надо, уроки извлекли и нужные выводы сделали.
А выводы эти, точнее, их имплементация в нашу реальность, если честно, всё больше напоминают старые голливудские постапокалиптические антиутопии. Особенно часто в последнее время мне приходит на ум фантастический боевик «Судья Дредд», тот, старый, с Сильвестром Сталлоне.
И пусть, с точки зрения кинокритиков, даже номинировавших Слая на «Золотую малину», большой художественной ценности картина 1995 года не представляет. Но история, вдохновлённая комиксом Майкла Де Лука, на мой личный взгляд, описывает мир, к которому мы стремительно движемся.
А ведь этот новый мир гораздо ближе, чем мы думали. Поначалу всё выглядит легко и приятно, за последние 10 лет нас потихоньку подсадили на удобные девайсы, гаджеты и сервисы, постепенно сделав нашу жизнь без них, мягко говоря, трудно представимой. Оценив все прелести и удобства цифровизации, мы с радостью доверили умным машинам практически всю нашу жизнь и даже нашу идентичность. И если раньше «без бумажки ты был букашка», то теперь ты уже почти никто без нужного аккаунта. Взять, к примеру, хотя бы наши родные и внешне безобидные Госуслуги.
Могучие транснациональные «цифровики» сыграли на самом главном ― на человеческих слабостях, прежде всего на тщеславии. И вот уже мы сами сообщаем киберпространству каждый наш шаг, регулярно отмечая собственное местоположение и довольно подробно раскрывая доселе скрытые стороны личной жизни. Мы готовы рассказать всему миру, где и как мы живём, что едим, что носим и даже с кем спим.
При регистрации в любой из социальных сетей мы опрометчиво выкладываем личные данные, даже не задумываясь, а зачем, собственно, хозяину домена электронной почты надо знать девичью фамилию моей матери, кличку питомца или день моего рождения. Неужели только для того, чтобы поздравить меня раз в году?
Подсадив нас на иглу диджитализации, умные дяди из Silicon Valley (Кремниевая долина) отныне знают каждый наш шаг, посредством контекстной рекламы даже предугадывая и направляя наши желания. И вот тут вот начинается самое интересное. Тотальная виртуальность постепенно оборачивается тотальным контролем. И нам уже не только предлагают, рекомендуют и подсказывают, но и в случае, если мы начинаем идти «не в ногу» с остальным прогрессивным человечеством, довольно больно могут указать наше место, по сути, закрыв доступ ко всему тому, без чего мы уже не умеем, а главное, не хотим жить.
Вчерашние символы свободы слова и самовыражения: Twitter, Facebook, YouTube, Instagram и прочие социальные сети ― незаметно для нас построили настоящий цифровой концлагерь, где свобода есть только у такого слова, которое не противоречит интересам людей, стоящих за транснациональными монстрами. И пока мы здесь, в России, громко, но, увы, малорезультативно возмущались закрытию аккаунтов патриотических изданий, оскорбительному клеймению крупнейших наших СМИ плашкой «государственное издание», блокировке и бану под надуманными предлогами как наиболее значимых лидеров общественного мнения, так и многих обычных пользователей, казалось, что это лишь проявления нашей идеологической войны с Западом. Но после того как глобальные соцсети дружно заблокировали все точки доступа в цифровое медиапространство даже действующему пока ещё президенту Соединённых Штатов, стало очевидно: речь вовсе не об отголосках старой доброй «Большой игры».
Нет, всё намного серьёзнее. Мы, как герои вышеупомянутого боевика, вполне уже осязаемо скатываемся к ситуации, когда права и свободы любого гражданина, в том числе и право на жизнь, будут определяться единственно хотелками и заскоками наднациональных корпораций: сегодня они всего лишь затыкают рот неугодным, а завтра, если это будет кому-то нужно, любого из нас можно будет легко «аннигилировать» одним нажатием кнопки. И для этого даже не потребуется физически устранять «объект», достаточно просто подменить или вовсе стереть его цифровую идентичность. И вот ходи потом доказывай, что «ты не верблюд»...
Непростые времена
Так что 6 января 2021 года простые американцы выступили не только в защиту выбора, который сделали, и не только против государственного переворота, который, увы, так и не смогли предотвратить. Они, даже не сознавая того, вышли на борьбу за своё будущее, осуществляя, возможно, последнюю попытку не допустить развития событий по сценарию пресловутой антиутопии из голливудского комикса.
Они проиграли, проиграли, как и наши ребята в Харькове и Одессе, но при всей моей «любви» к Америке, я не стал бы зубоскалить по этому поводу, потому что боюсь, как бы их проигрыш не стал поражением для всех нас.
Интересная всё-таки штука жизнь. Разве мог кто-то представить, что знаменем борьбы против надвигающегося цифрового апокалипсиса станет такой странный, несуразный, взбалмошный, но в то же время, наверное, самый искренний президент США на моей памяти, как Дональд Трамп? Бывает же… Но Трамп теперь уходит, а мы остаемся, и нас ждут непростые времена.
Алексей Белов
Рейтинг публикации:
|