С переводом большей части повседневной жизни в онлайн-режим интернет-монстры обретают всемогущество
О том, что так называемый либерализм сходит с мировой сцены, толкуют сегодня на каждом углу. Однако что идёт ему на смену? Некоторые приметы надвигающегося нового мирового порядка уже заметны.
«Одна из величайших опасностей 21 века... это появление цифровых гигантов, которые так же могущественны, как государства, могущественны финансово, могущественны технологически, могущественны коммерчески. Amazon, Facebook, Google, Apple и Twitter приобрели власть, которая равна только власти государства и потому стали его противниками». Это крик министра экономики и финансов Франции Брюно Лемера (Bruno Le Maire). Думаю, однако, французский министр недооценил власть цифровых гигантов – она уже превосходит власть государства и иных надгосударственных образований.
Джефф Безос
Возмущённо машут руками в Брюсселе – Amazon нарушает антимонопольные правила Евросоюза, используя частную информацию предпринимателей, закрепляя своё доминирующее положение в интернет-коммерции, оттесняя конкурентов. Американская компания обладает информацией на 800 тысяч европейских продавцов и более чем на 1 миллиард наименований товаров. Являясь одной из крупнейших в ЕС торговой площадкой, Amazon создал алгоритмы обработки этой информации таким образом, что монопольно решает, какие товары выставлять на продажу, какие цены назначать, как управлять запасами, каких поставщиков выбирать.
Без церемоний ведут себя на европейском и мировом рынке товаров и услуг Google и Facebook. В Лондоне подсчитали, что в прошлом году британцы в среднем потратили на цифровую рекламу по 500 фунтов каждый, в общей сложности это около 14 миллиардов. И 80 процентов прибыли от рекламы ушли в карманы владельцев и акционеров Google и Facebook. Первая собрала дань с англичан в 7,3 миллиарда фунтов, вторая – 5,5 миллиарда.
Американские цифровые гиганты, ставшие для производителей и продавцов «воротами» на мировые торговые площадки, стремительно богатеют, оттесняя конкурентов и не оглядываясь на закон. Главным пострадавшим становится покупатель. Цены, которые устанавливает Google на гостиницы, авиаперелёты, электронику, книги, страховку и многое другое, на 30-40 процентов выше, чем у той же Bing, принадлежащей Microsoft.
Однако рынки товаров и услуг – полбеды. Google и Facebook манипулируют содержанием СМИ. Вот свежий пример политической цензуры на YouTube, который в 2006 году стал собственностью Google. В самом конце ноября в Москве начались слушания по иску телеканала «Царьград» к компании Google после блокировки и удаления без всякого предупреждения содержания этого канала в YouTube, а затем и его уничтожения из-за нарушения «экспортного законодательства», которое есть в американском праве, но отсутствует в российском. С заседания суда представители Google демонстративно ушли, прокомментировав свои действия тем, что они не признают юрисдикцию российского суда.
«Железный занавес опускается, – пишет американское издание ActivistPost, – когда большие цифровые компании (Big Digital) переплетаются с государственной машиной и претендуют на власть в государстве».
Эти гиганты тесно взаимодействуют с вполне определёнными политическими кругами в США, что было открыто показано на ноябрьских президентских выборах, и претендуют на высшую власть. Усилиями Big Digital традиционные ценности, связанные с полом, расой, самосознанием личности превращаются на наших глазах в «регрессивные ценности». Следующий шаг на этом пути: Силиконовая мафия, вооружаясь искусственным интеллектом (ИИ), будет вводить через «справедливое машинное обучение» идеологическую диктатуру.
Масштабное проникновение цифровых монстров во все сферы жизни стало возможным, прежде всего, «благодаря финансированию ЦРУ, контрактам с государственными ведомствами, особенно связанными с обороной, и поддержке пропагандистских кампаний, обслуживающих правительственные нарративы», – отмечает ActivistPost.
Руководители американских цифровых гигантов рассматривают себя уже не как партнёры государства, а как элиту элит, как «высший круг», формирующий будущее. Цель – стать «режиссером будущего глобального управления». Технические инструменты в их руках – искусственный интеллект, собственные центры аналитики, робототехники и машинного обучения. У американских политологов уже появился особый термин на этот предмет – governmentalities, обозначающий, что «управляемые ассимилируют и послушно отражают то, чего хотят правящие верхи».
«Среди множества изменений, имевших место в экономике США, – пишет Foreign Affairs, – нет более заметного изменения, чем рост гигантских интернет-платформ. Amazon, Apple, Facebook, Google и Twitter… стали ещё более мощными в результате того, что большая часть повседневной жизни переходит в онлайн-режим. Эти монстры доминируют в распространении информации и в координации политический решений. Они создают уникальные угрозы демократии».
Елена Пустовойтова Источник: ФСК (Фонд Стратегической Культуры).
Рейтинг публикации:
|