Не каждый день будущий король и фактический правитель, пожалуй, важнейшей страны арабского мира, садится поболтать с лидером еврейского государства. Или, если точнее: не каждый день о таких встречах пишут в газетах.
Не слишком секретная встреча премьер-министра Биньямина Нетаньяху с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом в воскресенье вечером действительно прошла незамеченной. Но один тот факт, что израильским журналистам разрешили о ней написать — важная веха в истории Ближнего Востока, и многое говорит о дальнейшем развитии тайных отношений.
Нетаньяху любит хвастаться тайными встречами с арабскими лидерами, но подробностей он никогда не разглашает, а его помощники какие-либо негласные встречи с высокопоставленными политиками Персидского залива не подтверждают. Вполне возможно, что разговор Нетаньяху с МБС — как нередко называют саудовского наследного принца — был для него не первый.
Что высокопоставленный израильский чиновник в понедельник подтвердил, что Нетаньяху встречался с представителем саудовского двора в городе Неом на Красном море и что военная цензура позволила израильским репортерам это опубликовать — поистине сенсация. Это свидетельствует о готовности Эр-Рияда предать свои тайные связи с Иерусалимом огласке.
И тем не менее, установление полноценных дипломатических отношений далеко не неизбежно. Правительственные источники из Саудовской Аравии в интервью The Wall Street Journal подтвердили, что темой переговоров был Иран и нормализация ситуации, но при этом отметили, что никакого прогресса достичь не удалось.
«Мы долгое время поддерживали нормализацию отношений с Израилем — как авторы Арабской мирной инициативы 2002 года, которая предусматривает полную нормализацию отношений с Израилем, — заявил в минувшие выходные министр иностранных дел королевства Фейсал ибн Фархан. — Но есть одна очень важная вещь, которая должна ей предшествовать — постоянное и полное мирное соглашение между палестинцами и израильтянами о создании достойного палестинского государства в пределах границ 1967 года».
В понедельник посыпались самые разные предположения о том, что же побудило встречу с участием госсекретаря США Майк Помпео. Что это, сигнал избранному президенту США Джо Байдену, что недавняя тенденция к нормализации отношений арабского мира с Израилем не связана с администрацией Трампа и продолжится после того, как он вступит в должность?
Многие думают, что нормализация отношений с Израилем сейчас или даже сразу после того, как Байден вступит в должность, станет последним штрихом к портрету уходящего президента и немало раззадорит новую администрацию.
Таким образом, некоторые склонны не рассматривать встречу через призму нормализации и вместо этого задаются вопросом — не попытка ли это продемонстрировать единство и решимость против Ирана?
Американо-иранский эксперт Трита Парси, известный своими высказываниями в поддержку режима в Тегеране, поинтересовался в твиттере, что означает этот тайный визит — что Израиль и Саудовская Аравия «готовят нападение на Иран», или же это «психологический трюк и подстрекательство Ирана к войне».
Израильские и американские чиновники карт не раскрывали и просто твердили привычную мантру, что к кругу мира вскоре присоединятся другие арабские государства.
«Я уверен, что другие страны последуют за эмиратцами, бахрейнцами и суданцами и признают законное место Израиля среди наций», — сказал Помпео в воскресенье перед отбытием в Неом на встречу с саудовским наследным принцем, на которой, предположительно, и присутствовал Нетаньяху.
«Они сделают это, потому что это верный шаг для их стран и потому что это повысит их благосостояние и безопасность, — добавил глава американской дипломатии. — Реальность такова, что страны Персидского залива и Израиль осознают, что у них общая угроза со стороны Ирана».
Но хватит ли одной враждебности по отношению к Исламской республике для придания официального характера давним отношениям между Иерусалимом и Эр-Риядом, еще предстоит увидеть. Во многом это будет зависеть от курса администрации Байдена по Ирану.
Если США попытаются возобновить ядерную сделку 2015 года, Саудовская Аравия может публично занять жесткую позицию в отношении Тегерана, сформировав единый арабо-израильский фронт против Исламской Республики.
Свою роль сыграют и личностный фактор. Хотя МБС уже давно ратует за сближение с Израилем, его отец король Салман, стойкий сторонник Палестины, доселе на попытки на нормализации накладывал вето. Но нынешнему Хранителю двух святынь уже 84, и вскоре он может предоставить своему преемнику бóльшую свободу во внешней политике.
«Я не знаю, когда они примут это решение», — сказал Помпео в воскресенье в ответ на вопрос, когда остальные государства Персидского залива решат нормализовать отношения с Израилем. «Может, сегодня. Может, завтра. Может, на следующей неделе».
Возможно, это займет еще больше. Но одобренная государством утечка говорит о том, что тайные отношения между еврейским государством и родиной ислама могут выйти из тени.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.