Военное столкновение Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе, по оценкам экспертов, закрепило в этом регионе новый статус-кво уже с активным участием Турции.
Страны Центральной Азии в этом конфликте показали максимально сдержанную позицию. Вместе с тем, аналитики отмечают, что конфликт в Карабахе будет иметь для региона определенные последствия.
Внешнеполитические органы государств Центральной Азии почти сразу же после достижения соглашения президента Азербайджана, премьер-министра Армении и президента России от 9 ноября о полном прекращении огня и боевых действий в Нагорном Карабахе, выступили с заявлениями о приветствии указанного соглашения.
МИД Таджикистана в опубликованном 11 ноября заявлении, подчеркнуло «исключительную важность мирного решения конфликта в Нагорном Карабахе политико-дипломатическими методами и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права".
В сообщении внешнеполитического ведомство Кыргызстана было выражена надежда на то, «что достигнутые на высшем уровне договоренности создадут условия для долгосрочного и полноформатного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха".
МИД Казахстана в своем сообщении отметило, что достигнутые соглашения между сторонами соответствуют Резолюциям Совета Безопасности ООН и выразили надежду, «что армянский и азербайджанские народы будут стремиться к созданию прочного фундамента для установления долговечного мира и согласия, обеспечения безопасности в регионе».
С аналогичным заявлением выступил и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время своего выступления на онлайн-заседании Совета глав государств ШОС 10 ноября.
Глава Узбекистана отметил миротворческую роль России в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, выразив надежду, что кровопролитие в этом регионе скоро прекратится и жизнь вернется в нормальное русло.
Политика многовекторности
За время конфликта, начавшийся 27 сентября и продолжавшийся до 10 ноября, страны региона придерживались фактически нейтральной позиции и призывали конфликтующие стороны к сдержанности. 19 сентября МИД Кыргызстана выступил с обращением к сторонам и выразил готовность оказать содействие основываясь на Бишкекском протоколе от 5 мая 1994 года. Считается, что этот протокол в девяностые положил начало прекращению военных действий в Нагорном Карабахе. Однако призыв не был услышал, равно как и другие нейтральные обращения внешнеполитических ведомств.
Российский эксперт Аждар Куртов отмечает, что у стран региона нет четкой позиции относительно Нагорно-Карабахского конфликта из-за их политики многовекторности. По его словам, за прошедший период эти страны выстраивали отношения одновременно с Китаем, Западом, Россией и Турцией. «Вставать на какую-либо позицию в данном случае, не очень-то и выгодно, поскольку могут возникнуть вопросы о том, как дальше выстраивать отношения в рамках организаций, куда входит как Армения, так и Азербайджан», - говорит Куртов.
Казахстан, Кыргызстан и Таджикистана являются членами ОДКБ – военно-политической организации, в которую также входит Армения. Казахстан, Кыргызстан и Арменией являются членами ЕАЭС. Кроме того, все страны региона вместе с Арменией и Азербайджаном являются полноправными членами СНГ. Также за исключением Туркменистана и Таджикистана все страны региона, являются членами объединений стран тюркского мира, таких как ССТГ (Совет сотрудничества тюркоязычных государств), Международная организация тюрскской культуры, Турецкое агентство по сотрудничеству и координации и.т.д, что автоматически их делает союзниками Турции и Азербайджана.
Новый статус-кво
Согласно достигнутым 10 ноября договоренностям, объявляется о полном прекращении огня и всех боевых действий в Нагорном Карабахе. Подразделения Вооруженных сил Азербайджана и Армении останавливаются на занимаемых позициях. Одновременно вдоль линии соприкосновения в Карабахе и вдоль Лачинского коридора предусмотрено создание российских наблюдательных постов.
Одним из главных бенефициаров Карабахского конфликта помимо Баку эксперты указывают и Анкару, которая открыто поддерживала Азербайджан, и получила право на участие в миротворческой операции, предусматривающее представительство в мониторинговом центра в Азербайджане.
«Новое качество турецкого присутствия на Кавказе – это всерьез и надолго. И России придется к нему приспосабливаться, осознавая, что антиамериканская риторика турок и их критика европейской толерантности не означает автоматического понимания и уважения российских интересов», - пишет в своей колонке для Московского центра Карнеги российский эксперт Сергей Маркедонов. Сдержанность Москвы во время последнего конфликта в Карабахе эксперт связывает с балансированием между поиском евразийских партнеров в противовес Западу и издержками от их обретения.
Присутствие в Центральной Азии
Приобретенные политические очки Анкары и ее геополитическое присутствие на Кавказе невольно наталкивают на вопрос о том, изменится ли ее роль в Центральной Азии, где к ней испытывают немало симпатий.
Независимый политолог из Таджикистана Парвиз Муллоджанов говорит, что итоги конфликта усилят влияние Турции в регионе. «Прежде всего, будет возрастать это влияние среди населения, в общественном мнении региона и среди мусульманского населения в целом», - говорит политолог. Он полагает, что стоит ожидать рост пантюркизма и роста влияния различных пантюркистких организаций, спонсируемых Эрдоганом.
Кыргызский политолог, директор аналитического центра «Разумные решения» Эсен Усубалиев говорит, что конфликт в Нагорном Карабахе показал широкое и эффективное применение беспилотных ударных аппаратов и страны региона могут присмотреться к опыту использования этих аппаратов. «Недавно Казахстан и Узбекистан посетил министр обороны Турции Аскар Хулуси, повестка встречи открыто не обсуждалась, но не исключено, что речь шла в том числе, об интенсификации военного сотрудничества», - отмечает Усубалиев.
Тем не менее, по словам эксперта, не стоит пока ставить Россию и Турцию по степени влияния на регион на один уровень. «Еще рано говорить о том, что Турция может выступать интеграционной силой в регионе, как говорится в российской общественности. Центральная Азия это ведь не только тюркский регион, но и персидский с учетом Таджикистана и формирование каких-то интеграционных проектов без учета Таджикистана было бы неполноценным вариантом интеграции», - заключает наш собеседник.