Об основном классовом противоречии ХХI века
Во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и в Европе, и в Америке стал популярным «Капитал» Карла Маркса – автора не только «Критики политической экономии», но и «Манифеста Коммунистической партии». Снова зазвучали ленинские слова о том, что «верхи не могут, низы не хотят…», определявшие наступление революционной ситуации. Однако революции не произошло. «Верхи» и охраняемая ими капиталистическая система выстояли за счёт низов (пролетариев), которых в очередной раз обобрали через «режим жёсткой экономии».
Возможно, тогда и стали подниматься протест «реднеков» и Ржавого пояса Америки, голосовавших как четыре года назад, так и сейчас за Дональда Трампа, и выступления «жёлтых жилетов» во Франции. Тогда образовался и напор сторонников «Брексита», возникший потому, что британский белый рабочий устал от дискриминации, навязанной ему наднациональной верхушкой «единой Европы». А сейчас новая напасть – COVID-19, превращаемый из обычного вируса в инструмент блокирования экономик и дальнейшего ограбления низших слоёв. Исчезает средний класс – остаются очень богатые и очень бедные; при этом первые и дальше богатеют, а вторые беднеют.
Новая экономическая реальность видна и по тому, как наступают «цифра» и робот. По прогнозам экспертов Всемирного экономического форума в Давосе, где собираются сливки «глобальной элиты» и куда приглашают кандидатов на вступление в этот закрытый клуб, к 2025 году, то есть очень скоро, число рабочих мест в большинстве развитых и развивающихся стран уменьшится на 85 миллионов. А мы помним, что каждое рабочее место напрямую связано с благосостоянием семьи.
Новые безработные будут выброшены со своих рабочих мест не для того, чтобы они переквалифицировались и получили новую работу. Что останется им? Умирать? Вести уличные бои? Актуализируется новое классовое противостояние, и лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь» не сегодня-завтра может обрести новую актуальность. Это всемирное явление.
Многое усложнилось по сравнению с ХIХ веком, в котором жил Маркс, и новое классовое противостояние выглядит на первый взгляд более пёстрым, чем антагонистическая пара «капиталист – пролетарий». Культуры, религии, национальности отказываются перемешиваться и не образуют единообразный «плавильный котёл». Мы видим это и в Америке, и в Европе. Возникает противостояние «консервативного» прошлого и «ультралиберального» будущего; только свободы в квазилиберальных посулах нового будущего не видать. Противостояние цветущего разнообразия и универсальной безликости, homo localis (человека, укоренённого на земле отцов) и homo globalis (человека без почвы) обозначается всё более отчётливо.
Многое говорит о том, что приближается решающее столкновение старого и нового миров, и их яростная сшибка произойдёт, прежде всего, в «развитых» странах Запада. Новые классовые противоречия обозначаются сразу в нескольких плоскостях.
В первой плоскости – столкновение старой (аграрно-индустриальной) и новой экономик (цифрового, роботизированного типа) ведёт к тому, что человек (неквалифицированный рабочий) объявляется «нерентабельным» ресурсом. Его предлагают выбросить на общественную свалку.
Вторая плоскость противоречий – это острый конфликт идеологий и религий. В евро-американском мире, некогда христианском, набирают силы антихристианские призывы к введению в законодательном порядке однополых «семей», а проще к ликвидации основной ячейки человеческого общества – семьи как таковой. Предлагается не задумываться о том, что после ликвидации семьи человек перестанет быть человеком. Государство (во Франции, например) может охранять как «демократическую норму» глумливые карикатуры на мусульманского пророка. И так далее.
Третья конфликтная плоскость – глобализм против национального самосознания. Пустой мультикультурализм продолжает обанкротившиеся попытки сконструировать из французской, арабской, турецкой и других культур «культуру вообще», культуру без национального лица. Глобализм как идеология подкапывает основы жизни людей и с этой стороны.
В Америке негласным орудием мультикультурализма выступает движение BLM. Различия этнонационального характера усиливаются различиями белой и чёрной расы (родовой грех рабовладельческой Америки). Белые американцы, кажется, опомнились, заговорили о том, что не только чёрные, а все жизни важны (то есть и белые, и жёлтые – надо же!). Пока, правда, это очень робкие голоса. Рты символически заткнуты масками-намордниками (от коронавируса).
Практически весь «старый мир» можно, наверное, совместить в одной условной фигуре белого рабочего, который помнит, откуда он родом, традиционно религиозен и не любит извращенцев из ЛГБТ. Будет ли уничтожен на Земле этот тип человека? Или есть шанс, что всё останется так, как нарисовал в конце XIX века автор «Бремени белого человека» англичанин Редьярд Киплинг: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд». Бремя белого человека не исчезает.
ВЛАДИМИР КУДРЯВЦЕВ
Рейтинг публикации:
|