Пять лет тому назад, 31 октября 2015 года, в небе над Синайским полуостровом на несколько мгновений зажглась и тут же погасла яркая звездочка. С ней ушли в вечность 7 членов экипажа и 217 пассажиров самолета Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего чартерный рейс 7К-9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург.
Как впоследствии выяснилось, все они стали жертвой атаки террористов «Исламского государства» (запрещено в РФ), таким изуверским способом мстивших за свое военное поражение от русских воинов. Самой младшей из находившихся на борту, Дарине Громовой, было 10 месяцев… Эта катастрофа стала наиболее масштабным авиапроисшествием для Египта и самым массовым случаем гибели в небе граждан России. Что изменилось за прошедшее время в отношениях между двумя странами, в деле расследования теракта, а также в обеспечении безопасности наших туристов?
Увы, никаких позитивных новостей по данному вопросу не имеется. Несмотря на достаточно солидный срок, отделяющий нас от трагедии, слишком многое, относящееся к ней, зависло в мертвой точке (как для родственников жертв гибели рокового рейса, так и в вопросе российско-египетского взаимодействия в деле недопущения повторения чего-либо подобного). Следственный комитет России раз за разом продлевает сроки расследования уголовного дела, возбужденного по факту теракта. Во всяком случае, близкие погибших, по словам руководительницы благотворительного фонда их памяти «Рейс 9268» Ирины Захаровой, регулярно получают соответствующие официальные уведомления.
Всё упирается в позицию египетской стороны, которую трудно назвать конструктивной. Каир до последнего отказывался признавать случившееся террористической атакой, пытаясь свалить все на «неисправность лайнера», которой не было и в помине, и продолжал отрицать очевидное даже тогда, когда боевики ИГИЛ взяли на себя ответственность за гибель самолета, а их откровения были подтверждены как ФСБ России, так и спецслужбами США и Британии. Увы, сегодня официальные власти Египта продолжают уклоняться от реальной ответственности за гибель россиян, которая в значительной мере лежит на них.
То, что президент страны еще в 2016 году согласился с тем, что самолет был уничтожен террористами, еще не означает официального признания этого факта Каиром и, следовательно, готовности понести ответственность за то, что трагедия стала возможна из-за крайне низкого уровня безопасности в аэропорту Шарм-эш-Шейх. Сейчас в местных судах рассматриваются иски 28 семей погибших. Каковы их шансы на справедливое решение? Сказать сложно.
Пока что главным наказанием для Египта стала приостановка Россией воздушного сообщения с ним, лишившая местные курорты весьма желанных туристов. Позиция Москвы в данном вопросе была и остается предельно жесткой: ни один российский борт не приземлится в египетских аэропортах до тех пор, пока там царят бедлам и вседозволенность. Ведь в том, что совершившие свое черное дело террористы (по утверждению министра обороны Сергей Шойгу, это были боевики группировки «Вилаят-Синай», являющейся местным «филиалом» ИГИЛ), совершили при содействии сотрудников технических служб аэропорта, нет никаких сомнений.
Что характерно, о выполнении «абсолютно всех требований относительно повышения уровня безопасности» в собственных воздушных воротах власти Египта заявили менее чем через год после трагедии. Впоследствии один из высокопоставленных чиновников, имеющих отношение к местной авиационной отрасли, утверждал, что все необходимые меры («как визуальные, так и невизуальные») для недопущения новых происшествий приняты прежде всего благодаря закупке «очень большого количества самого современного оборудования для досмотра пассажиров и их багажа».
Да, по отзывам тех, кто не так давно посещал страну, египетские аэропорты изменились весьма сильно: проверок стало больше и они приобрели такой же «драконовский» и тотальный характер, как, допустим, в Европе. Техническая сторона (от сканеров багажа и камер слежения до сложных электронных замков на всех помещениях) и вправду усилена. Впрочем, человеческий фактор продолжает играть свою роль.
Как бы то ни было, но планировавшийся на февраль 2019 года финальный визит российских инспекторов по авиационной безопасности, до этого неоднократно посещавших Египет и делавших все новые замечания, так и не состоялся — «по техническим причинам». Воздушное сообщение между странами пока что возобновлено только по линии Москва — Каир (в апреле 2018 года). Самыми свежими сведениями относительно того, когда все-таки состоятся первые рейсы из России в Шарм-эш-Шейх и Хургаду, можно считать заявление, сделанное накануне заместителем главы дипломатического ведомства Олегом Сыромолотовым.
По его словам, это «дело ближайшего времени», однако говорить о каких-то конкретных сроках пока невозможно. При этом замглавы МИД уточнил, что основной проблемой все еще остается вопрос безопасности, оговорившись, что совместная работа как российских, так и египетских специалистов над этим аспектом «не была доведена до завершения в связи с пандемией коронавируса». Также он дал понять, что серьезным препятствием для полноценного возобновления полетов является и упорное нежелание Каира довести до конца расследование теракта и покарать его виновников.
Понятно, что даже самый суровый приговор убийцам наших сограждан и их пособникам, как вольным, так и невольным, не вернет погибших и не уменьшит горе их близких. Однако он мог бы стать залогом того, что потрясшая нашу страну пять лет назад трагедия не повторится.
Рейтинг публикации:
|