Бывший десантник со скандальным прошлым, друг Жана-Мари Ле Пена и Марион Марешаль, нашел в Смоленске останки наполеоновского генерала и сумел «продать» Эммануэлю Макрону идею его захоронения в Доме инвалидов в присутствии Владимира Путина.
Пожилой мужчина сидит в своем кресле на вилле в Монтрту на высотах Сен-Клу. В 92 года Жану-Мари Ле Пену (Jean-Marie Le Pen) трудно ходить, но он все еще полон энтузиазма. За свою правнучку Олимпию, дочь Марион Марешаль (Marion Maréchal). И приятеля Марион, 33-летнего здоровяка Пьера Малиновского (Pierre Malinowski), говорливого и хвастливого красавца, вокруг которого в воздухе витает легкий запах серы.
В Москве, где часто бывает Малиновский, он пожимал руку Владимиру Путину и находится в хороших отношениях с дочерью пресс-секретаря Кремля. В Париже он может выложить в один день фото, на котором сидит вместе с Ле Пеном, а затем видео со ступеней Елисейского дворца. С 2019 года он стал вхож во дворец и иногда прогуливается там в футболке, чувствуя себя там как дома.
Как Малиновскому удалось стать неофициальным послом, который курсирует между Москвой и Парижем? Во французском МИДе терпеть не могут таких неконтролируемых типов, но он раскопал в России скелет убитого под Смоленском в 1812 году наполеоновского генерала (о нем давно забыли, хотя его фамилия, Гюден, выбита на колонне Триумфальной арки). Ему даже удалось убедить советника президента по историческим вопросам Брюно Роже-Пети (Bruno Roger-Petit) захоронить его в Доме инвалидов в присутствии Эммануэля Макрона и Владимира Путина по случаю столетия кончины императора в 2021 году. «Пьер — дипломат высокого уровня, — улыбается Ле Пен. — Он работает без страховки и поддержки, презирает препятствия. Это поразительный человек».
«Мне нужно встретиться с Путиным»
Пьер Малиновский родился в 1987 году в деревушке Оренвиль в департаменте Эн, где повсюду в земле лежат гильзы и каски времен Первой мировой войны. Пьеру было 6 лет, когда отец раскопал у него на глазах скелет, подобрал значок, пуговицы и кольцо, а затем сообщил властям. «Мы жили на передовой, — рассказывает он. — Ходили по трупам. «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». Мне очень нравятся эти слова Соловьева». Еще лучше, если похороны с размахом.
В 17 лет он вступил в Иностранный легион, а затем провел 8 лет в регулярной армии. Тем не менее в 2009 году он получил серьезную травму при прыжке с парашюта. После возвращения «на гражданку» он работал во многих местах, поехал в родной Эн и, вооружившись лопатой, принялся раскапывать кости, не слишком заботясь о получении разрешения властей. Неподалеку от его дома были и павшие русские солдаты, которые сражались на стороне союзников. По его словам, у него в голове вспыхнула мысль: «Мне нужно встретиться в Путиным».
Он упорно копал, но у него практически не было связей. За исключением Жана-Мари Ле Пена, которого в 2014 году переизбрали европейским депутатом. Они познакомились в 2010 году на презентации книги о ветеранах всех войн. «Я сразу понял, что это исключительный человек, — говорит Ле Пен. — И я сказал себе, что нельзя оставлять его в таком положении». Бывший десантник, у которого за душой был только школьный аттестат, вступил в Национальный фронт и стал помощником его самого и Эмерика Шопрада (Aymeric Chauprade), советника Марин Ле Пен (Marine Le Pen).
Но Малиновскому было неуютно в Страсбурге. «Все эти люди в костюмах… Они выводили меня из себя». Он уверяет, что Ле Пен поручил ему установить контакт с президентом России, но сам бывший лидер НФ утверждает обратное: «Этот шаг был его инициативой». Как бы то ни было, полгода спустя «я обедал в Кремле с Путиным», хвалится Малиновский. Кстати говоря, на фотографии с парада 9 мая 2015 года в Москве он стоит позади множества глав государств.
Затем был разошедшийся в СМИ эпизод с бегством из Доминиканской Республики в 2015 году двух пилотов, которые везли на деловом лайнере 26 чемоданов с кокаином. Пьер Малиновский в двух словах описал ситуацию в недавно вышедшей книге «В поисках затерянной могилы». Операцию организовал Шопрад, который не удержался от похвальбы и выложил фото: на одном из снимков оказался Малиновский в обществе беглецов.
Авантюра положила конец парламентской карьере Малиновского, который попал в список разыскиваемых Интерполом. Тогда он решил отправиться сражаться с «Исламским государством0*» (запрещена в России прим.ред.) в Сирию, но смелое предприятие завершилось задержанием в Мюнхене. Малиновский вернулся в Эн и полгода махал лопатой в лесах под дождем, «ночуя в машине».
На Рождество 2016 года она нашел русского солдата. «Получилось!» — написал он SMS настоящему асу мягкой силы, российскому послу Александру Орлову, который сумел покорить парижскую интеллигенцию. Тот пригласил его на обед. Малиновский не заставил себя ждать и в скором времени наладил связь с пресс-секретарем Кремля Дмитрием Песковым.
В мае 2017 года, когда президента России пригласили в Версаль, некоторые из находок Малиновского были выставлены в православном культурном центре в Париже. «Малиновский был экскурсоводом Путина», — рассказывает Орлов. Российское-военно-историческое общество проявило к нему интерес. Он раскопал другие тела, а затем вырыл каркас самолета эскадрильи «Нормандия-Неман», который утонул в 1943 году в калужских болотах в 200 км от Москвы. В 2018 году он создал в Москве фонд при прямой поддержке ряда олигархов и сделал вице-президентом дочь кремлевского пресс-секретаря (осторожность никогда не помешает).
Стоит отметить, что французские археологи и консерваторы испытывают гораздо меньше энтузиазма по поводу раскопок Малиновского. Национальное ветеранское управление одно время даже собиралось оштрафовать его, но увидело список тех, кто «заседают в совете директоров» его фонда, и решило отложить дело. Россияне же проявили больше интереса, и Малиновский смог посвятить себя большому проекту: поискам останков генерала Шарля-Этьена Гюдена де ла Саблоньера (Charles-Etienne Gudin de la Sablonnière), который был соратником Наполеона со времен училища и пал под Смоленском 22 августа 1812 года, так и не пожал плоды славы. Император обещал ему маршальский жезл, но ядро оторвало ему левую ногу и раздробило правую. Гангрена унесла его жизнь за три дня.
«Лучше, чем выиграть в лотерею»
Россиянам не удалось найти его могилу. Малиновский же говорит, что достаточно было влезть в голову Наполеона. Где похоронить друга, если не на величественных высотах, объясняет Малиновский, немного поступаясь историей: у императора не было друзей. «Удачи вам», — сказал ему Путин в Париже на церемонии 11 ноября 2018 года. Молодой человек сформировал франко-российскую группу из полусотни экспертов и археологов. 10 июля 2019 года он обнаружил в Смоленске скелет под фундаментом дискотеки. «Найти тело генерала ростом 1,7 метра посреди самой большой страны мира — это лучше, чем выиграть в лотерею», — улыбается он.
Пришло время выхода Брюно Роже-Пети. В июле 2019 года Жоффруа Лежен (Geoffroy Lejeune), главред «Валер актюэль» и хороший знакомый Марион Марешаль, представил ему своего друга Малиновского. «Я замолвил слово президенту, и тот сказал мне: «Продолжай», — вспоминает Роже-Пети. Эммануэль Макрон потребовал поручительства со стороны Элен Каррер д'Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse), пожизненного секретаря Французской академии и настоящей царицы российской истории во Франции.
Малиновский отправился к ней за подтверждением исторической значимости генерала. Между любящим Россию историком и крепко сложенным авантюристом пробежала искра. «Я понятия не имела о том, кем был Гюден, но это позабавило меня, — говорит академик. — Все это показалось мне романтичным. Мальчик в одиночку создал этого генерала и сделал его выдающимся персонажем». «У этой дамы есть класс, высочайший класс, — рассказывает Малиновский. — Я воспользовался случаем, чтобы попросить: «Вы не могли бы написать предисловие к моей книге?» Она не могла отказать».
Элен Каррер д'Анкосс понимала ситуацию: «Я занималась тремя столетиями франко-российских отношений и знаю важность таких маленьких камешков, которыми усеяна дорога отношений двух стран». Перед уходом Малиновский попросил ее подписать одну из ее книг, на что она с удовольствием согласилась. «Я вытащил ее из сумки, и она сказала: «Но это же не моя». У меня до этого была встреча с Ле Пеном, и я перепутал сумки. Там были его мемуары!» — до сих пор со смехом вспоминает Малиновский.
В любом случае, он проявил себя как дипломат. 10 августа 2019 года Элен Каррер д'Анкосс написала письмо главе государства о «значимом археологическом и историческом открытии». Она подчеркнула, что совместная церемония с Владимиром Путиным стала бы сильным символическим жестом для обеих стран. Получив благословение Академии, Брюно Роже-Пети помог провести генетический анализ останков во Франции и познакомил своего героя с директором президентской администрации Патриком Стрзодой (Patrick Strzoda). Малиновский в свою очередь тоже представил ему «нескольких человек», в том числе, одного приятеля Депардье, как похвастался он перед собеседниками. В МИДе некоторые были вне себя: как можно было пустить такого типа в Елисейский дворец?
«Символическая и грандиозная» церемония
Как бы то ни было, Роже-Пети продолжил продвигать своего протеже. «У него неоднозначная репутация, потому что он был помощником депутата Жана-Мари Ле Пена, хорошо знаком с Марион Марешаль и был замешан в деле с кокаином», — говорится в записке советника, которую тот направил Эммануэлю Макрону 15 ноября 2019 года. Тем не менее он «не должен стать проблемой». Кроме того, «французская пресса (…) больше не упоминает его прошлое».
«Символическая и грандиозная» церемония в мае 2021 года с участием президента России «позволила бы извлечь пользу из позиций ваших противников, которые приводят Путина в пример: они были бы вынуждены приветствовать инициативу». Кроме того, он предложил культурные мероприятия, осторожно исключив при этом «всех членов Национального объединения и даже Эрика Земмура». Занимавший тогда пост начальника президентского штаба адмирал Бернар Рожель (Bernard Rogel) зарезервировал для генерала последнюю свободную могилу в Доме инвалидов «рядом с маршалом Леклерком и автором «Марсельезы» Руже де Лилем (Rouget de l'Isle)», — говорит Брюно Роже-Пети.
Впоследствии коронавирус и отравление оппозиционера Алексея Навального привели к похолоданию во франко-российских отношениях, но Роже-Пети и Малиновский не отказались от своего большого замысла. «Потенциальная церемония возвращения останков генерала Гюдена все еще на повестке дня. В идеале, с участием Путина», — уверяют в Елисейском дворце. Малиновский заказал гимн у композитора Вангелиса и уже представляет себе почетный караул на мосту Александра III. «Я все передал на блюдечке Елисейскому дворцу, — говорит он. — Это будет огромное событие. Если, конечно, до мая никто не выпьет «Новичка».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.