11 ноября в Речи Посполитой будут отмечать День независимости
К празднику Министерство национальной обороны объявило конкурс: каждый желающий может записать на телефон, как он исполняет марш польских легионов «Мы — первая бригада», затем отправить файл на соответствующий адрес электронной почты, потом это все смонтируют и обнародуют на сайте военного ведомства. Особо подчеркивается, что «Мы — первая бригада» ― это любимая песня маршала Пилсудского, вокруг личности которого в Польше сложился обширный культ.
В его раздувании усердствует партия «Право и справедливость», возглавляемая Ярославом Качиньским, которая контролирует большинство ветвей власти. Представители данной политсилы относятся к Пилсудскому почтительно и восторженно. Весной, когда исполнилось 85 лет со дня смерти маршала, президент Анджей Дуда, преклонив колено, возложил к памятнику Пилсудскому огромный венок. Не скупился на эмоции и Матеуш Моравецкий, премьер-министр Речи Посполитой. «Он был королем сердец и властителем нашей судьбы», — такие слова появились в твиттере Моравецкого в день юбилея. Принадлежат они не премьеру, а одному из современников Пилсудского, но каков пафос! Прочее начальство тоже очень расположено к маршалу — его бюстику всегда найдется место на столе у польского чиновника.
Не менее активны и СМИ (в первую очередь казенные и те, что работают на «Право и справедливость»). 17 октября на портале телеканала TVP Info вышла статья о том, как мудрый Пилсудский собирался в зародыше задушить нацизм. Мол, руководитель польского государства осознавал, какая угроза исходит от Гитлера, и готовил превентивную войну против Германии. Другое издание — еженедельник Do Rzeczy — рассказало о смелом побеге Юзефа Пилсудского из царской тюрьмы. В 1900 году он был арестован за революционную деятельность, заключен в варшавскую тюрьму, но сумел сымитировать сумасшествие и был увезен в Петербург на лечение. Из столичной клиники для душевнобольных Пилсудский сбежал, тем самым он не только вернул себе свободу, но и приобрел популярность среди польских социалистов. Ту давнюю историю Do Rzeczy вспомнило 25 октября.
В целом имя Пилсудского всплывает в медиасфере Речи Посполитой очень часто, иногда по нескольку раз в день. Также данному персонажу посвящено невероятное количество литературы.
Любой польский интернет-магазин предложит читателю богатый выбор произведений разных жанров и направлений: от толстенной монографии в тысячу страниц до тоненькой детской книжки с картинками. К этому стоит добавить комиксы и мультфильмы с названиями вроде «Из дедушкиного альбома. История Юзефа Пилсудского». Кроме того, в последние годы польского маршала постоянно рисуют на муралах как в мегаполисах, так и совсем в маленьких городках. Ну и само собой памятники Пилсудскому — их в Речи Посполитой тоже хватает.
Впрочем, находятся и вражины, задающие неудобные вопросы, например, был маршал военным гением или нет? А либералы, борющиеся с «Правом и справедливостью», обвиняют партию Качиньского в том, что она исказила и извратила образ Пилсудского, поскольку многие из тех, кто жил в довоенной Польше, его ненавидели и считали жестоким диктатором. Популярный портал Onet вообще дошел до прямого «кощунства», написав недавно, что в молодости Юзеф был бабником, а на старости лет натурально выжил из ума.
Подобные публикации, понятное дело, вызывают раздражение и гнев в стане «Права и справедливости» и ее сторонников. Однако если какую-то историческую фигуру (особенно такую неоднозначную, как Пилсудский) водружаешь на пьедестал, то всегда найдутся ниспровергатели. Но вот что интересно — у культа маршала имеется украинское измерение. Дескать, гениальный Пилсудский, будучи провидцем, намеревался создать федерацию или конфедерацию из Польши, Украины и Литвы, чтобы не дать возродиться имперской России. Об этом, в частности, говорилось в статье, вышедшей на правительственном портале 15 августа — в день столетия Варшавской битвы (она же «Чудо над Вислой»).
В том же духе высказался посол в Германии Анджей Пшилембский. Во время юбилея во Frankfurter Allgemeine Zeitung Пилсудского представили польским националистом. Посол Пшилембский бросился защищать любимого маршала, затеял с немцами дискуссию и в качестве убойного аргумента привел мечтания Пилсудского, пытавшегося объединить Центральную и Восточную Европу и защитить ее от «страшной угрозы с востока».
Выступил и вице-спикер сейма Речи Посполитой Рышард Терлецкий (он, конечно, из «Права и справедливости»). Политик посетовал, что из-за коронавируса и начавшихся в Белоруссии протестов празднование «Чуда над Вислой» не получило «сильный украинский акцент». То есть, по мнению Терлецкого, пакту Пилсудского и Петлюры, а также участию в боях войск УНР внимания уделялось недостаточно. «Отмечая годовщину Победы, следует помнить о самоотверженной борьбе украинских союзников и о том, что судьба Европы сложилась бы иначе, будь на карте мира свободная Украина», — написал вице-спикер, не преминув одобрительно отозваться о федеративных планах Пилсудского.
Разглагольствования такого рода в Польше звучат регулярно, и на Украине они находят живейший отклик. Весной на железнодорожном вокзале Винницы происходило действо: ровно в 10:00 на перрон вышли мэр города Сергей Моргунов и польский консул Дамян Цярцинский и возложили цветы к мемориальной доске, установленной в память о встрече Пилсудского и Петлюры. Она состоялась 16 мая 1920 года, и поезд начальника польского государства прибыл в Винницу в десять утра — этим объясняется, почему для мероприятия было выбрано такое время. Самое примечательное здесь то, что церемонию устроили в тот момент, когда Украина находилась на карантине, транспорт практически не работал, люди сидели по домам, но мэру, похоже, нечем было заняться, кроме как чествовать союз Петлюры и Пилсудского.
Аналогично поступают представители власти не только местного, но и общеукраинского уровня.
В августе в Варшаву прибыла вице-премьер Ольга Стефанишина и вместе с послом Дещицей посетила выставку «За нашу и вашу свободу». Открывая ее, оба гостя заливались соловьями и пели о боевом содружестве двух стран. Туда же и Украинский институт национальной памяти. Его директор Антон Дробович в конце лета лично открывал выставку, посвященную событиям 1920-го. Местной публике объяснили, что она об «украинцах — защитниках Европы от большевизма». Но соседи все поняли правильно и сообщили: «Киев: выставка о польско-украинском братстве по оружию».
Позднее в Яремче (Ивано-Франковская область) прошла конференция историков, где польские и украинские ученые обсуждали новую систему безопасности в Центральной и Восточной Европе, которую век назад создавали Пилсудский с Петлюрой. Выглядит это бредово: пресловутый пакт был неравным, грабительским, а Петлюра служил ширмой для польской авантюры. Однако в Речи Посполитой, в тамошнем Институте нацпамяти, уверены, что к союзу Польши с УНР могут негативно относиться лишь кремлевские тролли.
В общем, по обе стороны границы политики и придворные историки настойчиво изображают мудрого маршала Пилсудского лучшим другом Украины. Это, безусловно, абсолютное вранье. В ноябре 1918-го независимая Польша вернулась из небытия и вскоре ее солдаты уже воевали с украинцами. 24 января 1919 года поляки взяли Владимир-Волынский, а 3 февраля ― Ковель. Кампания длилась несколько месяцев и закончилась в мае разгромом армии УНР и потерей Луцка. По этому поводу в «майданных» украинских СМИ появляются залихватские предположения, что сдача Луцка была вовсе не катастрофой, а продуманным шагом Симона Петлюры, стремившегося к союзу с поляками.
Версия «хитрого плана» притянута за уши, хотя вскоре УНР действительно вступила в контакт с Варшавой. Делалось это за спиной Западноукраинской народной республики, чья армия вела тяжелые бои с польскими войсками. Эта война началась с борьбы за Львов в конце 1918-го. Переломить ситуацию поляки смогли, когда во главе возрожденной страны встал Пилсудский. Вскоре галичане ушли из города, а летом окончательно проиграли войну и отступили за реку Збруч. Вклад маршала в эту победу велик, поскольку он командовал вооруженными силами Речи Посполитой. К тому же его имя вдохновляло защитников Львова — на одной из улиц находилось укрепление, названное редутом Пилсудского, а самодельный броневик, наспех собранный в железнодорожных мастерских, окрестили «танком Пилсудского». По сути, именно Пилсудский задушил в зародыше ЗУНР.
В ответ на это галичане в 1921 году попытались его убить. В Пилсудского стреляли трижды, но пули прошли мимо, ранив только львовского воеводу Грабовского. Исполнителем теракта был Степан Федак — бывший офицер Галицкой армии, член Украинской военной организации, впоследствии активист ОУН и оберштурмфюрер дивизии СС «Галичина». Сейчас деятели вроде Федака в незалэжной в большом почете, но одновременно прославляется и союз Петлюры с Пилсудским. Все это отдает откровенной шизофренией, однако таковы реалии сегодняшней Украины.+
Алексей Ткачук
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 400
Рейтинг поста: