Мехико — Издавна в кризисные времена Мексика рассчитывала на своего самого важного союзника — США. Не является исключением и дипломатическая компания по поиску вакцины против коронавируса.
Как минимум три американские фармацевтические компании заключили соглашения с мексиканским правительством, благодаря этому сократится время ожидания начала вакцинации для граждан страны.
Однако власти Мексики и других развивающихся стран отлично знают, что США поглощены своим собственным кризисом коронавируса, более того, у руля страны стоит президент, проповедующий стратегию «Америка прежде всего».
Поэтому они обратились к двум другим сверхдержавам, которые более чем готовы занять освободившееся место: к России и Китаю.
Правительства этих стран уже начали продавать по всему миру свои всё ещё не проверенные до конца вакцины. Они пытаются воспользоваться этим мировым кризисом, чтобы укрепить зарубежные связи и расширить своё влияние, пока США вышли из множества международных соглашений и отвернулись от ВОЗ.
Министр торговли России говорит, что более 20 стран уже заинтересовались покупкой более чем миллиарда доз вакцины. В то же время китайское правительство заключает собственные сделки и успешно распространяет свою вакцину. У них даже есть программа получения займа на сумму в один миллиард долларов, который призван помочь странам Латинской Америки и Карибского бассейна приобрести вакцины.
И у России, и у Китая есть планы поставить свои вакцины в Мексику.
«Мы не кладем все яйца в одну корзину», — сказал министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард (Marcelo Ebrard).
Население планеты — 7,8 миллиарда человек. Чтобы покончить с пандемией, нужно вакцинировать 80% населения.
Учитывая, что многие разрабатываемые сейчас вакцины состоят из двух инъекций, то на вакцинацию такого количества человек понадобится 12 миллиардов доз.
Специалисты считают, что даже если нарастить производственные возможности, то вакцинация 80% населения планеты завершится только в 2024 году.
Конечно, богатые страны вакцинируются первыми.
В США и Европе антиретровирусная терапия ВИЧ стала широкодоступной в 1997 году, но на то, чтобы она распространилась по всей Африке, понадобилось почти семь лет и миллионы смертей.
Во время пандемии H1N1 весной 2009 года США и другие богатые страны зарезервировали для себя почти весь запас потенциальных вакцин. Они согласились отдать 10% этих вакцин развивающимся странам только после того, как спустя несколько месяцев стало понятно, что вирус не настолько опасен, как казалось ранее.
Сейчас, видимо, люди на планете всё также не собираются жить как одна большая семья.
Когда началась пандемия covid-19, более 70 стран установили контроль за медицинскими принадлежностями, чтобы не допустить их обмена или продажи за границу. Когда противовирусный препарат «Ремдесивир» показался многообещающим, США купили 90% всего его количества в мире.
По данным благотворительной организации «Оксфам» (Oxfam), богатые страны, население которых составляет только 13% от общемирового, уже оформили предварительный заказ на более чем половину всего объема вакцин, который обязались произвести основные фармацевтические компании.
США заранее приобрели 800 миллионов доз различных экспериментальных вакцин в надежде, что хоть одна из них окажется безопасной и эффективной.
Многомиллиардная программа Operation Warp Speed, представляющая собой партнерство между несколькими частными компаниями и правительством США и направленная на разработку и распространение вакцины, может в конечном итоге помочь бедным странам, но неизвестно, когда это произойдет.
В июне высокопоставленный представитель Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Питер Маркс (Peter Marks) заявил, что распределение американской вакцины будет похоже на инструкцию к кислородной маске в самолете: помогите себе, прежде чем помогать другим.
Из-за этого у развивающихся стран остаётся два варианта действий.
Первый из них — ждать. COVAX, глобальное партнерство под руководством ВОЗ, планирует объединить вакцины и сделать их доступными в странах с низким доходом для работников здравоохранения и людей, чьи шансы умереть от коронавируса высоки.
Эта инициатива отстает, потому что Белый дом отказался внести средства в фонд. В сентябре было заявлено, что Белый дом не будет «ограничивать себя международными организациями, находящимися под влиянием коррумпированной Всемирной организации здравоохранения».
Даже если всё получится, странам придётся искать недостающее количество доз где-то ещё. К примеру, по расчетам ВОЗ, Африка получит около 220 миллионов доз, в то время как в идеале континенту потребуется более миллиарда.
Глава программы мирового здравоохранения в Совете по международным отношениям Том Боллики (Tom Bollyky), назвал COVAX «героическим усилием», которое «плывет против течения истории».
Второй вариант — «вакцинная дипломатия». Здесь на сцену выходят Россия и Китай.
В последние годы Китай старательно пытался расширить своё международное влияние. Он финансировал нефтепроводы, морской транспорт и другие инфраструктурные проекты, которые в конечном итоге могут охватить более сотни стран.
Пандемия и международная потребность в вакцине представляют собой уникальную возможность поупражняться в мягкой силе.
Однако у Китая есть одна проблема. Стране удалось сдержать распространение коронавируса с помощью введения строгих карантинных мер, поэтому у компаний, занимающихся разработкой вакцин, нет необходимых условий для проведения клинических испытаний.
Многие другие страны, у которых нет иного способа получить вакцину, с удовольствие сделали это за них. В данный момент клинические испытания китайских вакцин проходят — или скоро начнутся — как минимум в двух десятках стран, включая Мексику, Бразилию, Аргентину, Перу, Марокко, Индонезию и Бахрейн.
В обмен на 9 тысяч испытуемых Бразилия получила право купить около 120 миллионов доз вакцины, которую разрабатывает китайская компания Sinovac. Вероятно, закупку начнут уже в декабре.
По условиям сделки, Бразилия, обладающая большим опытом производства фармацевтических препаратов, поможет произвести вакцину, которую будет использовать.
Проведение испытаний за рубежом поможет Китаю вызвать международное доверие к своим институтам медицинских разработок, ведь их репутация была подорвана серией скандалов по поводу безопасности вакцин.
Китайские власти объявили, что не планируют проводить широкомасштабную вакцинацию собственного населения.
Для Китая более важно вакцинировать население Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Филиппин и Вьетнама. Так они надеются получить союзников и обрести поддержку для своих зарубежных программ, включая претензии на спорные территории в Южно-Китайском море.
Пакистану обещано поставить столько доз вакцины, сколько необходимо для вакцинации пятой части населения. Уже заметно, что страна воздерживается от осуждения Китая за его отношение к пакистанским уйгурам.
Медицинская дипломатия в России восходит к эпохе холодной войны, когда Советский союз поставлял огромное количество дешевых вакцин в развивающиеся страны.
В начале пандемии российское правительство отправило в Италию тысячи масок и аппаратов ИВЛ в контейнерах, украшенных сердечками с надписью: «Из России с любовью».
Если у кого-то и были сомнения, что Россия рассматривает разработку вакцины как новую международную космическую гонку, они были развеяны, когда объявили название русской вакцины: «Спутник V».
Это первая из трех вакцин, которую Россия собирается вывести на рынок. Она была разработана государственным Институтом Гамалеи и проверена всего на 76 добровольцах.
Президент России Владимир Путин заявил, что его собственная дочь уже воспользовалась этой вакциной. Это своеобразная дань уважения традиции русских ученых 50-х годов прививать собственных детей от оспы.
Вакцина прошла испытание на солдатах, а сейчас началось её тестирование на как минимум 30 тысячах добровольцев.
В Объединенных Арабских Эмиратах более 50 тысяч человек приняли участие в клинических испытаниях вакцин из России и Китая. Сейчас страна уже начала выдавать чрезвычайные разрешения на проведение вакцинации.
«Вакцинная дипломатия» знакома и США.
В 70-х годах они помогали финансировать программы массовой вакцинации, чтобы искоренить оспу в Южной Америке, Азии и Африке. Во времена правления Обамы Центры по контролю и профилактике заболеваний США направили сотни медицинских работников в разные страны мира, чтобы попытаться наконец избавиться от полиомиелита.
«Эти люди в белых халатах — лучшие послы мира, — сказал доктор Уильям Шаффнер (William Schaffner), специалист по инфекционным заболеваниям Университета Вандербильта. — Может быть, это звучит банально, но это правда».
Когда дело дошло до коронавируса, администрация Трампа отказалась от старой традиции.
«Нет никаких официальных заявлений, что американские вакцины будут использоваться, чтобы помочь бедным странам в их борьбе с covid-19», — рассказывает Яньчжун Хан (Yanzhong Huang), директор центра Глобальных исследований в области здравоохранения Университета Сетон Холл.
Он считает, что это молчание — подарок для России и Китая. По его словам, «США предоставляют им возможность».
Мексика выделила 1,7 миллиарда долларов на закупку вакцины и сейчас активно ведет переговоры.
Китайская компания CanSino Biologics планирует провести в стране третью фазу клинических испытаний. Кроме того, сейчас обсуждается контракт на поставку вакцины для 35 миллионов людей.
Российское правительство заявляет, что как минимум 16 миллионов мексиканцев смогут получить «Спутник V».
Кроме того, британская компания AstraZeneca согласилась поставить столько доз вакцины, сколько необходимо для 39 миллионов людей. Так власти Мексики стремятся превратить страну в центр для распространения вакцины по всей Латинской Америке.
Страна также подписала обязательство с COVAX на закупку вакцины для как минимум 25 миллионов граждан.
На нынешний момент США, основной торговый партнер Мексики, остается лишь мелким игроком в стратегии страны в сфере вакцин.
Договор с американским фармацевтическим гигантом Pfizer, как ожидается, обеспечит вакцинами до 17 миллионов человек. Другие американские компании Johnson & Johnson и Novavax собираются провести в Мексике клинические испытания. Если всё пройдет успешно, страна получит быстрый доступ к вакцинам этих компаний.
Заместитель госсекретаря Марта Дельгадо (Martha Delgado), координирующая поиск вакцин, так объясняет действия страны: «Всё это, очевидно, наша попытка убедиться, что Мексика стоит в первом ряду на получение доступа к вакцинам, что мы не останемся позади».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.