Грозные заявления советников американского президента за неделю до выборов не могут восприниматься в России иначе, как дань внутриполитической риторике
Советник американского президента по нацбезопасности Роберт О’Брайен решил внести свою лепту в дальнейшее напряжение американо-российских отношений, пообещав России, наравне с Китаем, размещение у них под боком новых американских ракет средней дальности:
«Мы вышли из Договора о РСМД, мы разрабатываем гиперзвуковое оружие, системы доставки баллистических ракет. … Мы разместим такое же вооружение при необходимости в Европе для сдерживания России»
Что следует понимать в качестве подоплеки указанного заявления?
Пункт первый. Оно было сделано одним из ближайших помощников действующего президента США ровно за неделю до президентских выборов в этой стране. То есть в тот момент, когда абсолютно всё, что говорят официальные лица Белого дома, имеет только одну сугубо предвыборную направленность. Они говорят именно и только то, что, по их мнению, должны услышать, их избиратели.
Иначе говоря, сказанное Робертом О’Брайеном, по определению, не имеет никакого отношения к реальной политике и к стратегическим планам США на обозримую перспективу. Каковы бы не были в действительности эти реальные планы, высокопоставленные чиновники перед выборами все равно будут говорить лишь то, что приятно слуху электората. А ему, разумеется, всегда приятно слышать, что Америка, по-прежнему, впереди планеты всей и может, при необходимости, одолеть любого супостата.
В принципе это всё, что следует знать о реальной подоплеке данного заявления. Но это, разумеется, далеко не всё, что касается реальной американской стратегии на ракетно-ядерном треке. Поэтому продолжим.
Пункт второй. Как и положено перед выборами, Роберт О’Брайен постарался выдавить из военно-стратегической темы максимум плюсов для нынешней администрации. Подтверждением чему стали его слова об успешной разработке гиперзвукового оружия и о решимости разместить ракеты в Европе «для сдерживания России». Однако, надо отдать ему должное, он не стал врать и признал, что на сегодняшний день гиперзвукового оружия у США фактически нет. Потому что стадия его разработки это категория по времени близкая к вечности. То есть нечто неосязаемое. Даже местные переводные СМИ, поспешившие поделиться этой «американской сенсацией», приклеили к ней, явно на безрыбье, картинку фантастической американской «гиперзвуковой ракеты», которая уже лет десять гуляет по всем интернетам. И которой в природе просто не существует.
Соответственно и заголовок этого панического опуса — «США заявили о готовности разместить в Европе гиперзвуковые ракеты» целиком высосан из пальца. Потому что невозможно разместить то, чего нет.
Краткая справка:
Гиперзвуковая ракета ВВС США AGM-183A ARRW в настоящее время находится в переходной стадии испытаний от массогабаритного макета (то есть обычной болванки) до адаптации отдельных элементов конструкции. Сроки принятия на вооружение довольно туманны.
Гиперзвуковая ракетная система сухопутных войск фирмы Lockheed Martin планируется на основе тех же авиационных ракет AGM-183A ARRW, которых еще нет.
Универсальная гиперзвуковая ракета средней дальности Common-Hypersonic Glide Body, или C-HGB, якобы предназначенная для всех видов ВС США, также в начальной стадии разработки:
«Согласно пресс-релизу, выпущенному Army News Service, данное оружие будет представлено к закупкам к 2023 финансовому году. В рамках совместных усилий с другими родами войск армия отвечает за производство планирующего блока, который также будет использоваться ВВС и ВМС. Ожидается, что в 2022 финансовом году произойдут пуски БР из мобильной ПУ (на первом этапе будут поставлены четыре ПУ по две ракеты).»
Таким образом, фактом является то, что на данный момент советник американского президента по нацбезопасности Роберт О’Брайен по крайней мере, в том, что касается гиперзвукового оружия, является самым натуральным продавцом воздуха и распространителем явного блефа.
Пункт третий: Вспомогательными целями заявления О’Брайена являются текущие задачи его собственного ведомства, целиком погруженного в тематику предвыборного вымогательства по отношению к России. Советник сам проговорился об этом, когда сообщил, что Штаты ориентируются на свой «удачный исторический опыт», когда размещение американских БРСД «Першинг-2» и крылатых ракет в Европе вынудило Советский Союз согласиться на вариант «зеро» по ракетам средней дальности и уничтожить свои арсеналы соответствующих вооружений.
О’Брайен явно вдохновлен этой давней историей и, озвучивая свои нынешние «хотелки», определенно рассчитывает на то, что русские и на этот раз поступят аналогично. А именно — выполнят все американские требования о «заморозке» всех без исключения ядерных зарядов, в том числе и тактических, не подпадающих ни под какие договоры, а заодно ликвидируют крылатую ракету 9М729 комплекса «Искандер», столь нелюбимую Пентагоном.
Причем, О’Брайен, в отличие от своих предшественников, рассчитывает, видимо, добиться своего даже без размещения реальных ракет, которых пока нет, просто за счет обычного блефа. В конце концов, Америке это ничего не стоит, почему бы и не попробовать?
Пункт четвертый и главный: Успех данного американского военно-стратегического демарша представляется крайне сомнительным по следующим основаниям.
Прежде всего, именно потому, что он построен на стопроцентном блефе. То есть на угрозе тем, чего у Америки пока нет и не очень понятно, когда будет. Потому что все эти волшебные сказки про то, что США вот-вот решат проблему гиперзвука, не имеют никакого веса в мире большой политики.
А кроме того, нынешняя военно-стратегическая ситуация в отношениях США и РФ отнюдь не тождественна той, которая имела место сорок лет назад. Тогда американские ядерные ракеты средней дальности «Першинг-2», размещенные в Европе, имели подлетное время до Москвы примерно десять минут. И, тем самым, давали США явное одностороннее преимущество в быстроте нанесения опережающего ядерного удара. В настоящее время, когда Россия ставит на вооружение межконтинентальные ракеты с гиперзвуковыми блоками «Авангард», способными долететь до целей в США за примерно аналогичное время, былое американское превосходство в быстроте обезоруживающего удара практически сводится к нулю.
Кроме того, не следует забывать, что пресловутыми десятью минутами подлетного времени, проблема гарантированного внезапного удара по РФ отнюдь не решается. Потому что такому удару неизбежно будет предшествовать достаточно длительный период приведения таких ракет, а также всей системы управления и обслуживающего персонала, в полную боевую готовность. А это, несомненно, полностью поддается фиксации российскими средствами контроля. И, уже само по себе, может стать поводом для ответно-встречного удара стратегических сил РФ. Не говоря уже о том, что период необходимый для достаточного насыщения европейского театра военных действий американскими средствами ракетно-ядерного нападения средней дальности (а это точно должны быть не единичные экземпляры ракет, пусть даже с ядерными боезарядами) займет по времени, как минимум, несколько месяцев, что даст российскому руководству достаточно времени для принятия любых адекватных ситуации решений.
Все это вместе взятое, конечно, не является поводом для легкомысленного отношения к американским ракетным планам и к попыткам США заниматься в отношении РФ своего рода военно-стратегическим шантажом. Однако, это, как минимум, повод для того, чтобы понимать намерения и речи вашингтонских политиков в их истинном свете. И не давать некоторым местным «начальникам паники» создавать в России ничем не обоснованную стрессовую атмосферу в стиле «Шеф, все пропало!». Ничего более далекого от истины даже представить себе невозможно.
Юрий Селиванов Источник: News Front.
Рейтинг публикации:
|