Экс-премьер, экс-министр обороны Армении Вазген Манукян распространил заявление, которое вызвало большой шум, а сторонники нынешней власти сочли его даже за призыв к военному перевороту и предательство, пишет издании lragir.am .
Вазген Манукян заявил, что в опасности не только Арцах, но и Армения и будущее армянства. Ситуацию может изменить прорыв, для которого правительство должно без потрясений подать в отставку, передать власть армии, которая «должна сформировать единый с Арцахом Комитет обороны и осуществить необходимые меры, обеспечив доверие и начав переговоры с заинтересованными странами и международными структурами».
«Заявление Вазген Манукяна последовало за известным лайвом Никола Пашиняна, которое оставило тяжелое впечатление на общественность. С предложением Вазгена Манукяна можно соглашаться или нет, но то, что необходим прорыв, - это очевидно. Опыт Вазгена Манукяна в этом плане более чем поучительный. В 1992 году он был назначен министром обороны. Это было в самый сложный период Карабахской войны как в плане потерь, так и тяжелого морально-психологического состояния. Это сопровождалось сложной экономической ситуацией, блокадой, нехваткой ресурсов, напряженной внутренней ситуацией в Армении». – пишет издание.
lragir.am напоминает, что первый президент Армении Левон Тер-Петросян назначил своего главного оппонента министром обороны именно в этот период. Решение оказало благоприятное воздействие на ситуацию, воевавшие в Карабахе группировки с различными взглядами и ориентацией превратились в один кулак. Это сказалось на ситуации на фронте, где вектор изменился. Армянские силы перешли в контрнаступление, и нынешняя «зона безопасности» была сформирована в бытность министром Вазгена Манукяна.
«В чем был секрет? Полевые командиры тех времен говорят, что Вазген Манукян не мешал командирам, считая, что они лучше разбираются на местах. Кроме того, он всячески поддерживал их по всем вопросам. Это вселяло уверенность и армии, и обществу». – отмечает издание.
Вектор, естественно, изменился и после того, как трансформировалась внешняя среда в связи с распадом СССР. Армянское общенациональное движение тогда было адекватно современным мировым трендам, что легитимизировало армянские победы. Что произошло за три десятилетия после победы, это другой вопрос, и свою долю вины в этом имеет и Вазген Манукян.пишет lragir. am
«Но, возвращаясь в Первой карабахской войне, следует напомнить важное обстоятельство – тогда перед армией и обществом ставилась четкая задача и стратегия: создать зону безопасности, которая, с одной стороны, включала бы границу с Ираном, обеспечивая безопасность и дружественного государства, а с другой обеспечивала бы необходимую глубину для защиты населения от оружия условной дальности. Эта задача была решена.
Какие задачи решаются сейчас, не совсем ясно. В том числе, международному сообществу, партнерам и союзникам не понятно, чего хотят армяне. За призывами воевать до последнего следуют заявления о болезненных компромиссах, что нельзя назвать ни политикой, ни стратегией.
Стратегией может быть, к примеру, создание новой зоны безопасности с глубиной оружия условной дальности. Сейчас, когда нет международных норм и гарантий безопасности, как в 1990-х, это вполне понятная цель, и в этом могут появиться союзники, оружие и прочее. Это только один пример», - пишет издание.
Lragir.am отмечает, что сегодня ситуация не безысходная, просто нужен прорыв. Выработка стратегии – это дело правительства, и ей должны быть подчинены внутренняя и внешняя политика, выстраивающиеся на армянских интересах и правах. Надо забыть о перемирии, компромиссах, мире, цивилизованном мире. «Эти слова в нынешних условиях воспринимаются как признак беспомощности, неадекватности ситуации и реальной политике, когда вопрос может решиться только победой одной из сторон. Может правительство решить эту задачу? Если да, то пусть решает, если нет – пусть решают те, кто может», - отмечают авторы статьи.