Недавно один мой хороший товарищ упрекнул меня в излишней агрессивности. Нет, речь идёт не об обычной повседневной жизни, а о моих статьях. По его мнению, я становлюсь каким-то нетерпимым к врагам Отечества, возможно, даже чересчур воинственным.
Сам я так не считаю, впрочем, не мне об этом судить. Но вот что подумалось: я всё чаще в последние месяцы вспоминаю слова нашего президента: «Если драки не избежать, бей первым». Да, я не Кассандра, не Ванга и не Нострадамус, но почему-то возникает щемящее чувство, что драки таки действительно не избежать, а значит… А значит, для начала стоило бы понять кто, а главное, зачем (почему) так жаждет нарушить мирный ход нашей повседневной жизни.
В принципе, по этому поводу существует ряд устойчивых суждений, которые определяют в основном общее отношение к возможности реального военного противостояния России с неким агрессором. Мне кажется, стоит повнимательнее разобраться в вопросе.
Итак, соображение номер раз ― «никто не хочет с нами воевать». Да, это правда. В общем и целом связываться со страной, обладающей столь мощным ядерным, а теперь уже благодаря «Калибрам» и «Цирконам» не только ядерным потенциалом, желающих не найти ― себе дороже. Но нежелание огрести никак не отражается на во многом маниакальной страсти стереть нас с политической карты мира. Нравится нам это или нет, но есть среди наших «партнёров» государства, для которых мы, как заноза в мягком месте, и жизни им нормальной не будет, пока от нас не избавятся.
И длится сия нелюбовь к России и русским у них уже не один год. Чем, как и почему мы вызвали в них столь стойкое чувство неприятия, уже не так важно, пусть этим занимаются историки. А нам необходимо лишь осознать этот факт, ведь, как говорится, «мы не выбираем времена, в которых живём, в наших силах решать только, что делать со временем, которое нам отпущено». Можем ли мы, к примеру, утихомирить гонор польско-литовской шляхты? Да нет, конечно, это случай клинический, сколько столетий эту болезнь лечили разными методами, а воз и ныне там.
Стоит ли нам бояться «польской угрозы»? Да ни в жизнь. Они, может быть, и хотели бы, да руки у них коротки. Всё, на что эти паны способны, это громко орать, и тыкать нам дули из-за забора. Ну да на всех мух обращать внимание ― времени не хватит.
А с другой стороны, «посполитые» регулярно гадят нам без всякого оружия и в Малороссии, и с недавних пор на территории Белой Руси. И пока что противопоставить что-то серьёзное их гибридному способу ведения подрывной деятельности мы по большому счёту не в состоянии.
Легче ли нам от отсутствия с ними реальной войны? Сложно сказать, возможно, нет, ибо реальную мы бы давно уже победоносно и, полагаю, без потерь окончили, а так…
А так приходится действовать дипломатически и без конца «выражать озабоченность», только толку от этих выражений, увы, немного.
Или другой пример ― Турция. Уж и не знаю, как правильно охарактеризовать наши с ней сегодняшние взаимоотношения: партнёры, вынужденные союзники, соперники, а может, даже враги? И тем не менее пока что прямого противостояния с Анкарой мы себе не позволяем, хотя возможно, нашим парням в Сирии настучать по голове самовлюблённым янычарам иногда очень хочется. Уверен, что после того памятного случая со сбитым российским бомбардировщиком руки чесались отомстить аж до изнеможения. Но увы… И снова, к счастью или к сожалению, не мне судить.
Завзятые «патриоты» могут сколько угодно сучить ножками, но Эрдогана мы тогда простили и, более того, через год даже спасли его шкуру во время попытки военного переворота в Турции, за что он многократно благодарил Путина лично. Но чего стоят турецкие благодарности, русские на себе не раз уже прочувствовали за последние 300–400 лет. «Блистательная Порта» ― это тот самый волк из поговорки, которого бесполезно кормить, пытаясь с ним подружиться. Он не перестанет смотреть на вас таящим угрозу взглядом хищника, ждущего пока его жертва ослабнет или утратит бдительность, чтобы поскорее вцепиться ей в горло.
Может ли Турция на нас напасть? Прямо и открыто ― вряд ли. Даже после того самого случая с Су-24 Реджеп-бей употребил всё своё дипломатическое обаяние, чтобы успокоить Кремль и не спровоцировать его на ответные меры. А вот хочет ли Эрдоган, оставаясь в некоторой тени, пощипать «русского медведя» за пятки или, пуще того, покопошиться в его мягком закавказском подбрюшье? Без всякого сомнения! Только слепому не видно, что внезапная смелость бакинского руководства подпитывается турецким ободрением и содействием. А ведь, по сути, Анкара таким образом наглядно демонстрирует нам готовность отгрызть плохо лежащий осколок бывшей империи, коль скоро на него никто не заявляет своих прав.
«Осколок бывшей империи»… Я прекрасно понимаю, что после 1991 года многие россияне и, что самое печальное, многие российские политики стали мыслить нашу страну исключительно в узких рамках весьма искусственных границ РСФСР, размышляя по принципу «моя хата с краю». Да-да, мы с малороссами один народ, не отвертишься. Но бывшие наши окраины, столь рьяно стремившиеся от нас отколоться, как та же Армения, удивительным образом не перестали воспринимать нас как некоего гаранта их спокойной, а главное, безбедной жизни. При этом позволяя себе проводить откровенно антироссийскую и даже русофобскую внутреннюю политику. Забавно, да?
И вот теперь волею подписанных нами договорённостей в рамках ОДКБ мы реально находимся на пороге необходимости вступиться за вполне себе недружественный нам Ереван, наполненный выкормышами Сороса, против Баку, с которым мы даже ни разу не поссорились. Нам это надо?
Турция, Азербайджан, Армения ― каждый из них преследует свои личные местечковые интересы, а разгребать то, что они наворотили, предлагают России. И по большому счёту, мы будем вынуждены это сделать. Есть только одно но… Пока мы размышляем в логике «помощи дружественным государствам», мы каждый раз будем оказываться в роли мавра, который своё дело сделал и может уходить. Если мы хотим установить порядок в зоне наших жизненно важных интересов всерьёз и надолго, пора перестать стесняться своей имперской сущности и начать, в конце концов, чётко и недвусмысленно формулировать свои национальные интересы. И вот отсюда вытекает суждение номер два: «Россия может нормально функционировать и развиваться, только оставаясь в имперской парадигме».
И вот если принять это как данность, нам больше не надо будет уделять столь много внимания мелкотравчатым поползновениям бывших недоимперий с оскорблённым чувством национального величия типа Речи Посполитой и ВКЛ или «Оттоманского султаната» и наконец сосредоточиться на наших главных «друзьях» ― англосаксах.
А вот с этими ребятами всё не так просто, потому что, в отличие от вышеперечисленных, они не только хотят, но и могут устроить нам «козью морду», правда, слава богу, не без тотального ущерба для себя любимых. Возможно, стопроцентная вероятность такого ущерба ― единственное, что удерживает их от начала большой войны против столь отвратительной им «варварской России».
Казало бы, на этом можно и успокоиться. Кто хочет, не может, а кто может и хочет, всё равно не решается, понимая, что огребёт в ответ по самое не балуй. Только, увы, не всё так просто и прямолинейно. Можно сколько угодно закупоривать кипящий чайник, но если давление внутри будет нарастать, то любую крышку рано или поздно сорвёт.
Вон в тех же Штатах через пару недель к власти придёт либо маловменяемый и взбалмошный нынешний хозяин Белого дома, либо совершенно неадекватный старичок, пребывающий в глубокой деменции. Кто-то из вас может гарантировать, что, находясь в состоянии очередного психосоматического криза, любой из них не решит побаловаться красной кнопкой и не отдаст приказ бомбить Россию? Помнится, однажды вполне психически здоровый Рональд Рейган уже в шутку пытался это сделать…
Но даже если нет, если Бог милует и никто из них не решится отдать самоубийственный приказ, можем ли мы вздохнуть с облегчением? Увы, нет. Как сказал герой одного популярного фильма, «империя, поверженная внешними врагами, возродится, но раздираемая изнутри ― погибнет». И эта максима хорошо известна не только нам, но и нашим недругам. А значит, необъявленная война против нас продолжится.
Нас по-прежнему будут стараться расшатать изнутри, время от времени включая «спящих», которых за долгие годы работы в России посольство США наплодило серьёзное количество, вполне достаточное для того, чтобы раздуть заранее припасённые угли.
А как у любой империи, в России полно различных противоречий, которые необходимо решать. Тут и национальный вопрос: всегда можно откопать старые обиды и расковырять застарелые раны. И серьёзное имущественное расслоение в обществе: пропасть между очень богатыми и всеми остальными с каждым годом становится только глубже. И увы, традиционное для нас противостояние центра и периферии, вечная обида провинции на столицу, которая порождает недоверие и иногда принимает совсем уж гротескные формы. Как события в Хабаровске, где люди высказались в поддержку местного губернатора, несмотря на явные доказательства его весьма преступного прошлого, просто потому, что он свой.
Увы, но на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, можно дать однозначно утвердительный ответ. Более того, война давно уже идёт, пусть и не в том виде, к которому мы привыкли по кадрам старой кинохроники. И наше понимание происходящего, и готовность к любому развитию событий в конечном итоге и определяют вероятность классического военного сценария. Дай бог, чтобы всё это оставалось лишь теорией.
Алексей Белов
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 820
Рейтинг поста:
--------------------