Во внешней политике России, похоже, начинаются некие новые сдвиги и веяния. Именно об этом говорят слова директора Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина, который предупредил мир о нежелательности вмешательства во внутренние дела Молдовы.
Потому что Молдова – это зона национальных интересов России. Она де-факто разделена сегодня на, собственно, Молдавию и непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). В ПМР находится сегодня Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в составе двух отдельных мотострелковых батальонов, выполняющих миротворческие задачи, батальона охраны и обслуживания, вертолетного отряда и нескольких подразделений обеспечения общей численностью до 1000 человек. Они остались в Приднестровье после 14 армии СССР и, кроме миротворчества, охраняют склады у села Колбасна. А оружия там – хоть завались: кроме почти 22 тысяч тонн боеприпасов, там хранятся свыше 100 танков, около 50 БМП, свыше 100 БТР, свыше 200 зенитно-ракетных комплексов, боевые машины ПТУРС, установки системы залпового огня «Град», артиллерийские орудия, минометы, разведывательные машины, почти 35 000 автомобилей, автомобильные шасси, около полутысячи единиц инженерной техники, 130 вагонов инженерного имущества и 1 300 тонн инженерных боеприпасов, 30 000 автоматов, пулеметов и пистолетов. Всезнающая «Википедия» не зря, наверное, предупреждает: возможный взрыв всего этого «добра» сравним со взрывом ядерной бомбы мощностью 10 килотонн, которая была сброшена на Хиросиму в августе 1945 года.
Эта российская база в ПМР – бельмо на глазу и кость в горле у НАТО и всего коллективного Запада, который хочет окончательно втянуть в зону своего влияния Молдавию и помочь ей сделать тоже самое и с ПМР. И сейчас такой случай – вызвать внутреннюю нестабильность в Молдавии и под шумок «цветной революции» переориентировать ее на Запад – подвернулся: 1 ноября 2020 года там состоятся президентские выборы, и Запад старается не допустить победы на них 45-летнего Игоря Додона. действующего президента этой страны, который известен своей прагматичной пророссийской политикой. То есть для воцарения хаоса использовать технологию непризнания результатов выборов. И повторить и в Молдавии события длящего сегодня «белмайдана» в Белоруссии или очередного «цветняка» в Киргизии, уже снесшего президента Сооронбая Жээнбекова.
По словам Нарышкина, «Госдепартамент США предписал своему посольству в Кишиневе заранее настраивать оппозицию на организацию массовых протестных акций на случай его (Игоря Додона — Авт.) переизбрания с требованием аннулирования итогов голосования». А электорально-политическая ситуация в Молдавии такова. Кандидатами в президента зарегистрированы 8 человек, и, кроме Додона, все остальные – это разной степени прозападные политики, главная из которых – 48-летняя Майя Санду, кандидат от Партии «Действие и солидарность» и до 2019 года премьер-министр Молдавии. Ею, как бы «прозападной, кстати, в 2016 году и «уравновесили» для баланса победу Додона, которого все назвали «пророссийским». Вот сейчас мадам Санду (если она проиграет) и будут использовать как белорусскую пани Тихановскую. А в помощь ей подтянут, например, других радикально националистических и прозападных кандидатов-лузеров – прорумынского 42-летнего экс-мэра Кишинева и председателя Либеральной партии Дориана Киртоакэ или 48-летнего бывшего профессионального боксера, экс-министра спорта и лидера радикально националистической Партии национального единства Октавиана Цыку. Другими словами, все возможности для политического взрыва и эскалации нестабильности в виде очередной «цветной революции» в Молдавии есть. И недовольные оппозиционеры, и взрывоопасные лузеры, и подготовленные боевики-радикалы.
Вот директор СВР России и предупреждает: «США продолжают бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела дружественных Москве государств по периметру российских границ. Грубые попытки оказать влияние на поствыборную ситуацию предпринимаются в Белоруссии и Киргизии». И главные слова тут – о нестабильности по периметру границ России. Они и свидетельствуют, что от привычного уже выжидания и вежливого предупреждения своих потенциальных недоброжелателей Россия переходит к упреждающим действиям с обязательной мобилизацией российского общества внутри страны.
Вынуждает Россию к этому общая ситуация в мире и на ее границах. Россия сегодня имеет сухопутные границы с 14 признанными странами и с 4 ограничено признанными или вообще никем непризнанными гособразованиями (Абхазия, Южная Осетия, ДНР и ЛНР) и морские границы с Румынией, США, Японией и Турцией. За исключением нейтральной Финляндии и в разной степени пророссийских Казахстана, Монголии, Китая, Северной Кореи, Абхазии, Южной Осетии и ЛДНР все остальные страны – проблемные для сегодняшней России или даже враждебные ей. Они как бы окружают ее потенциальным огнем, хаосом и нестабильностью, так как либо являются членами противостоящей России НАТО (США, Турция, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша и Румыния), либо их стараются переориентировать на Запад в результате «цветных революций» (Грузия, Украина и Белоруссия). Либо имеют территориальные претензии (Япония на Курилы и США на части Арктики). Либо воюют на постсоветском пространстве, чтобы вызвать общую нестабильность и уйти на запад (Азербайджан, который воюет сегодня с умеренно пророссийской Арменией). Либо, как видим, имеют все указанные неприятные для Москвы признаки.
Плюс, конечно же, по не имеющим с Россией общих границ Молдавии, Киргизии и Армении, по Узбекистану и Таджикистану с Туркменистаном заметно стремление геополитических противников (назовем их так, чтобы не называть «врагами») Москвы увести из-под ее влияния все постсоветское пространство. Так, как это уже было сделано со всем бывшим соцлагерем в Восточной Европе или странами Прибалтики и частично Грузией. И тут для России все, как говорится, не слава Богу.
Сейчас это активно делается в Украине, где ее президент Владимир Зеленский, выступая 20 октября 2020 года в парламенте, объявил о строительстве двух фактически натовских военных баз в Очакове и Скадовске и переходе армии де-факто на натовские стандарты, а в полемике с оппонентами опустился до уровня базарно-политической хабалки и кричал своим критикам: «Вам нравится Россия, вот и уезжайте туда!». Это сегодня главный бытовой и политический лозунг украинских неонацистов и прочих радикалов-русофобов, призывающих власти страны провести жесткие антироссийские зачистки и выдавить весь «москальский элемент» в «Рашку».
В Белоруссии ее президент Александр Лукашенко вроде бы справляется с последствиями «белмайдана», который замутили, чтобы снести его и поставить крест на создании союзного государства. И «батька» сегодня вроде бы начал жесткую зачистку своих оппонентов – предупредил протестующих об уголовной ответственности за незаконные шествия и митинги, а также начал увольнять тех руководителей, которые проявили прозападные настроения и лояльность к оппозиции. Но белорусский политолог Дмитрий Болкунец утверждает: «Если мы проведем опрос общественного мнения и спросим, хотят ли белорусы войти в состав РФ, я предполагаю, что подавляющее большинство, скажет – «нет». За 30 лет выросло новое поколение людей, которые не жили с Россией в одном государстве. Они хотят дружеских отношений, но при этом жить в своем домике. Это важно понимать. …Союзное государство в Белоруссии не особенно воспринимается, как и в России. Граждане Белоруссии не ощущают себя частью некого Союзного государства, скорее частью национальных государств, у которых есть общая надстройка». А значит, и Лукашенко, учитывая эти настроения, опять может играться в свою многовекторность. А потом его обязательно снесут…
Не все в порядке на Кавказе и в Средней Азии. Парламентские выборы в Грузии 31 октября 2020 года могут привести к власти еще более антироссийские силы, следовательно, Тбилиси еще больше отдалится от России. И Грузия вполне может стать членом НАТО, что ей и было обещано. Война Армении с Азербайджаном может привести к потере Россией лояльности обеих этих стран, если не Москва станет главным умиротворителем этого вооруженного противостояния. Ну, а на Азербайджан и всю постсоветскую Среднюю Азию накладывает лапу возрождаемый Турцией пантюркизм или, если хотите, неоосманизм. По мнению Анкары и ее идеологов, все эти страны (кроме Таджикистана) — части некоего «Великого Турана», в котором главная — Турция. Ее президент Реджеп Тайип Эрдоган еще 15 октября 2016 года в городе Ризе в университете своего имени сказал: «Чтобы иметь возможность мыслить отдельно от себя в Центральной Азии, где мы говорим на одном языке и разделяем одну культуру, вплоть до Сибири, мы должны отрицать свое происхождение (то есть до поры до времени скрывать свои планы. – Авт.). Да, это наши Ирак, Сирия, Ливия, Крым, а также Карабах, Босния и другие братья, и наша обязанность и право заботиться об этих регионах».
И потому смена власти в Киргизии чревата неприятностями для России, которая к том же приостановила этой нище стране свою финансовую помощь – до полной стабилизации. «Москва временно не будет направлять финансовую поддержку Бишкеку. Там пока что нет правительства, как такового, в республике наблюдается кризисный момент. Так что, данная мера имеет смысл», – сказал в свое время пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. И это может оказаться ошибкой, потому что вместо российских денег могут прийти турецкие или – того хуже! — китайские. А вместе с ними и влияние Турции или Китая. И с Турцией уже все ясно. А Китай — хоть и умеренный друг России сегодня, но по сути восстанавливающаяся неоимперия, новый мировой центр силы, у которого есть свои национальные интересы и которому нужны новые рынки сбыта и сферы влияния.
И что самое интересное – Запад сквозь пальцы смотрит на неоосманские притязания Эрдогана и на то, что он руками Азербайджана может победить Армению. Западу выгодны любые шаги, ослабляющие влияние России и отрывание от нее сфер влияния. К тому же на Западе уверены: Эрдоган не вечен и скоро уйдет, а Турция опять может вернуться в западное лоно. И при этом приведет туда же Центральный и Южный Кавказ с Арменией и часть Центральной Азии.
В этих условиях в России, повторяю, медленно, но уверенно идет переоценка принципов и результатов внешней политики. Сегодня, судя по всему, они уже оцениваются, как провальные: Россия в кольце огня, а как бороться с «пожарами» на своих границах пока не представляет. Даже несмотря на то, что в Москве точно не представляют, чем вызвано это давление на Россию: то ли местью за Мюнхенскую речь Владимира Путина 2007 года и Сирию, то ли просто предупреждением «не дергаться» и не вмешиваться в игры США и всего Запада с Китаем, то ли своеобразным приглашением России вместе с Западом обуздать этот самый Китай, то ли всеми этими причинами сразу.
Но как бы то ни было, а в экспертном сообществе России уже предлагаются новые принципы новой внешней политики:
- понять, уразуметь и признать, что Россию окружают не столько друзья и лояльные партнеры, сколько враги и недоброжелатели, откровенные или скрытые;
- четко обозначить свои национальные интересы в мире и предупредить о жестком отстаивании их всеми доступными средствами и способами;
- отказаться от выжидательно-предупредительной позиции в надежде что «все как-то рассосется само» в пользу адекватных и решительных контрдействий на недружественные шаги. То есть отвечать и симметрично, и асимметрично;
- разъяснять внутри страны необходимость отстаивания национальных интересов и жестче бороться с антироссийскими проявлениями и шагами внутри самой России.
В России к растет понимание того, что нельзя, мол, одной ногой «вставать с колен», а другой рукой ослаблять российский потенциал. В частности, отказываться от приоритетного развития ВПК и финансирования собственной армии в нестабильном окружающем мире.
В России уже вспоминают такие упреждающие и решительные шаги-ответки. В 1992 году генерал Александр Лебедь так решил проблему уже упомянутой ПМР, которую вооруженным путем пыталась уничтожить Молдавия. Лебедь тогда приказал дать пару предупредительно-охлаждающих залпов по агрессивным молдаванам и предупредил: «Да мы, если понадобится, сделаем так, что будем завтракать в Тирасполе, обедать в Кишиневе, а ужинать в Бухаресте». И всех, как говорится, попустило.
Точно так же все успешно закончилось для России и в 2008 году в Грузии, когда Михо Саакашвили почему-то решил, что с помощью американских инструкторов и НАТО сможет «победить Путина», и начал резать российских миротворцев в Южной Осетии. И потому как тут не вспомнить еще одно правило уже упомянутого генерала Лебедя: «Солдат должен иметь вид такой, чтобы противник задумался о второй дате на своем памятнике». Российский солдат, разумеется…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+