Просматривая комменты к своей предыдущей статье, к той, где я немного постебалась над интервью г-на Навального журналу Spiegel, я обратила внимание, что большинство комментаторов удивляется тому детсадовскому бреду, который нес этот с позволения сказать "политический деятель". А вот меня это словоблудие нисколько не удивило, потому как идеально вписывалось в мировоззрение европейского читателя, соответствовало его уровню восприятия и умственного развития.
Еще в стародавние времена у жителей как Российской Империи, так и Советского союза, сложилось мнение, что европейцы шибко умные, что проживающие за пределами этого благословенного островка цивилизации, в частности, русские, обязаны этим европейцам, англосаксам или немцам, благоговейно внимать и смиренно у них учиться, что все они обладают какими-то дарованными свыше качествами, что делает этих саксов и немцев истинными адептами прогресса и цивилизации.
Не верьте! Они не умные, они просто хорошо дрессированные. А дрессируют их еще со школы, чтобы сделать пригодными для потребления, как их самих в качестве налогоплательщиков, так и ими товаров. Как дрессируют? А их отучают думать. Напрочь. Есть готовые правила, парадигмы, модели. Все это преподносится как истина в последней инстанции, не подлежащая пересмотру. Только так, а не иначе. Если иначе, то ересь. Вот сказали в новостях, что Путин плохой. Значит так оно и есть. Никто не будет ничего анализировать, сопоставлять, рассуждать. Никто не будет искать никаких ответов. "Вот там где-то есть тиран, он кого-то там угнетает, демократию зажимает, надо бедный народ от него избавить". И все в это верят. Никто не задаст вопрос : а хочет ли народ от этого тирана избавляться? Да и в чем заключается угнетение? Даже в голову не придет. А почему? А потому, что там, где правит этот тиран, уклад жизни несколько отличается от того, что этим европеоидам привычен. Что есть уже нехорошо. Раз отличается, следовательно, уклад этой жизни неправильный. Вот у нас, в европах, в Германии, уклад жизни правильный, а вот у всех остальных - нет. Надо срочно исправлять. Поэтому все высказывания Навального, его абсурдные обвинения, его полудетские реплики вполне укладываются в эту европейскую мировоззренческую парадигму.
Приведу один маленький пример. Было время, когда в нашем театре подрабатывала одна пожилая немка. Кстати, к вопросу о несметных богатствах немецких пенсионеров. Это немка устроилась на работу в 66 лет, потому что ей банально не хватало на жизнь. Звали ее Гертруда. Приятная в общем женщина. Отзывчивая. Всегда утром меня подвозила. Но... постоянно учила жизни. Да, она не прочь была со мной общаться, она признавала за мной какие-то права, допускала, что я тоже вроде как человек, но в то же время ни на минуту не давала забыть, что высшее существо все-таки она. И все, что она делает, как проводит свободное время, как одевается, есть абсолютный образец, к которому я обязана стремиться. Она честно пыталась со мной вроде как "дружить". Однажды пригласила меня поехать на природу. В воскресение на целый день. В отличие от нее я работала почти без выходных, а она только пару раз в неделю, и мне это воскресение было дорого тем, что я могу побыть дома и заняться своими делами. Что я и попыталась ей объяснить. Хотя была еще другая причина. Я просто представила, что мне придется целый день говорить на немецком. И не просто говорить, а еще выслушивать поучения. Разумеется, мои доводы в расчет не принимались. Потом она как-то пригласила меня в сауну. А вы, вероятно, слышали, что в Германии сауна общая, для мужчин и для женщин. И тоже на целое воскресение. Я ответила честно, что воспитание не позволяет. Ну напрягает меня незнакомая компания да еще и разнополая. Вот такая я дикарка. В ответ мне сказали, что я лентяйка и вообще живу неправильно.
Периодически она мне давала советы - то как устроить личную жизнь, то как поменять гардероб. Все это совершенно безапелляционным тоном. С уверенностью высшего существа. Я обычно не возражала, молча слушала. Она, в общем, хотела как лучше и вот так своеобразно проявляла заботу. Я только однажды ей возразила.
Однажды утром мы ехали в театр, в машине орало радио. Оно у нее всегда орало. Когда едешь в половине шестого на работу, слушать эти вопли по радио настоящая пытка. Но я молчала. Машина не моя и правила не мои. Везут же, да еще бесплатно. Но я бы, например, хотя бы из вежливости поинтересовалась у своей спутницы, не мешает ли ей эта какофония. Она не спросила меня ни разу.
В то утро тоже орало радио, шли новости, и вот диктор с обычным немецким задором заговорил о политике. И что-то сказал про Путина. Что именно, уже не помню. Мы выходим из машины, и моя "наставница" начинает рассказывать, какой Путин преступник и убийца. Тут мое терпение лопнуло. Я спрашиваю:
- Хорошо, он преступник. Назови мне хотя бы одно его преступление. Он поубивал кучу народа? По его приказу разбомбили город? Уничтожили страну? Вот американцы в Ираке 200 тысяч положили, и ничего, нормально. Никто их преступниками не называет. Ливию уничтожили, в Афганистане уже 16 лет воюют. А преступник Путин?
Она как-то сразу смешалась и ответила, что она вообще-то мало что понимает и мало что знает. Я ответила, что в таком случае полагается воздерживаться от окончательных суждений. Больше мы о политике не говорили.
К чему я это рассказала? А к тому, что немцы живут в своем строго очерченном, жестко структурированном мире, где все изначально разложено по полочкам. Ничего лишнего, порождающего сомнения. Это мы, русские, любим повертеть в голове, порефлексировать, пообсуждать, поискать мотивы и корни, а им этого не надо. У них все просто, четко и ясно. Их мир единственно правильный. Сказали принимать беженцев - они принимают. Сказали покупать электромобили - они покупают. Сказали почитать меньшинства - они почитают. Последствия? Да кого они волнуют, эти последствия.
Вот г-н Навальный на этом и сыграл. Его реплики идеально вписываются в европейскую картину мира.
Iren Adler
Рейтинг публикации:
|