В преддверие все более вероятной победы кандидата от Демократической партии Джо Байдена на президентских выборах в США, Россия начала зондировать почву с целью нормализовать отношения со своими традиционными врагами.
В течение последних недель Кремль сделал несколько попыток вступить в конструктивный диалог со странами, которые давно находятся в весьма холодных отношениях с Россией. По мнению экспертов, это объясняется не только тем, что Путина беспокоит перспектива прихода в Белый дом более агрессивно настроенного Джо Байдена, но и продолжающееся разрушение последних договоров об ограничении вооружений, оставшихся от эпохи холодной войны, которое может привести к новой глобальной гонке вооружений.
Последним подобным жестом стало заявление российского президента Владимира Путина, которое он сделал 14 октября. Путин сказал, что Россия открыта для возобновления полномасштабного экономического сотрудничества с Украиной.
«Мы готовы в любой момент полностью восстановить сотрудничество с Украиной. Масштабы и глубина сотрудничества между нашими предприятиями были весьма значительными, и это приносило обеим странам огромную выгоду, сохраняло рабочие места, обеспечивало хорошую заработную плату», – заявил Путин.
Российский президент поддержал инициативу, выдвинутую премьер-министром Михаилом Мишустиным о снятии санкций и возобновлении поставок в Россию с нескольких украинских промышленных объектов. «Давайте считать это первым шагом доброй воли с нашей стороны», – сказал Путин. Мишустин в ответ заявил, что надеется на ответные шаги Украины, имея в виду восстановление экономического взаимодействия с двумя российскими компаниями.
Всего тремя неделями ранее Путин предложил Вашингтону заключить пакт о взаимном невмешательстве в выборы в киберпространстве, в преддверие ноябрьского голосования в США. Министр иностранных дел Сергей Лавров зачитал заявление Путина, и видеозапись была официально опубликована министерством, в то время как глава государства находился в поездке по югу России, где он посетил военные учения с участием Китая и Ирана.
В своем заявлении Путин призвал обе страны «обменяться гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга, включая выборы», особо отметив использование «информационно-коммуникационных технологий».
Еще одна мирная инициатива Кремля состояла в том, чтобы включить два из пяти разработанных в России за последнее время образцов гиперзвуковых вооружений, которые, по утверждению Путина могут легко преодолеть американскую противовоздушную и противоракетную оборону, в новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Срок ныне действующего договора СНВ-III истекает в феврале 2021 года. Этот документ является ключевым соглашением в сфере международной безопасности, который ограничивает виды и количество ракет, которые могут иметь на вооружении Восток и Запад. Соединенные Штаты никак не отреагировали на эти призывы России возобновить соглашение. Это решение Вашингтона может еще больше подорвать международную безопасность и открыть путь к новой гонке вооружений.
Ранее Россия была крайне разочарована решением США в одностороннем порядке выйти из Договора о противоракетной обороне (ПРО), принятым в 2002 году. Этот договор ограничивал использование и развертывание ракет малой дальности и был одним из ключевых элементов инфраструктуры безопасности в эпоху холодной войны. Два года назад администрация Трампа, также в одностороннем порядке, вышла из Договора о ракетах средней и малой дальности, что стало очередным ударом по остаткам архитектуры международной безопасности.
Вслед за выходом из договора по ПРО, Вашингтон выдвинул инициативу создания «противоракетного щита» для защиты Европы от «государств-изгоев», но фактически это означало размещение ракет малой дальности вдоль всей западной границы России. Путин отреагировал на развал системы ограничений масштабной кампанией по модернизации российской армии, начавшейся в 2012 году, а затем присоединением Крыма в 2014 году, чтобы обеспечить сохранение Севастопольской военно-морской базы Черноморского флота, где размещаются в том числе и стратегические атомные подводные лодки.
Обновление или пролонгация договора СНВ-III – это краткосрочная цель, но если говорить о более общей картине, в случае победы Байдена на президентских выборах в ноябре, отношения между Соединенными Штатами и Россией, как ожидается, еще более ухудшатся. Дело в том, что Байден считается ястребом, сторонником жесткой линии в отношении России, в то время как президент Трамп проявлял, по мнению противников, излишнюю мягкость и не раз заявлял о своих хороших отношениях с Путиным.
Перспективы заключения нового договора о стратегических наступательных вооружениях весьма невелики, поскольку «достижение общей позиции на фоне ультиматумов со стороны Вашингтона, просто невозможно», заявил Лавров в своем выступлении 14 октября. Такой договор обязал бы Россию и США вдвое сократить число своих стратегических ядерных ракетных установок.
«Такой перспективы на данный момент не существует. Во всяком случае, я ее не вижу, – сказал глава российского МИД. – Мои коллеги, которые работают с американской стороной, также не видят такой перспективы». Однако, Сергей Лавров добавил, что Москва никогда не скажет, что окончательно закрывает двери для переговоров или ограничивает контакты с Вашингтоном по этому вопросу.
В том же интервью Лавров призвал вернуться к традиционной дипломатии и покончить с «языком ультиматумов». Он признал, что переговоры с Вашингтоном идут из рук вон плохо, но настаивал на том, что обе стороны должны работать над поиском «точек соприкосновения» и пытаться урегулировать существующие разногласия.
Отчасти проблема с переговорами заключается в том, что Вашингтон требует от Москвы оказать давление на Пекин и заставить его присоединиться к соглашению. В свою очередь, Китай заявляет, что не заинтересован в этом, поскольку, как и Россия несколько лет назад, он в настоящее время находится в процессе модернизации своих вооруженных сил. Китай также начал наращивать свои военные «мускулы» особенно в Южно-Китайском море, где у него имеется несколько территориальных споров с соседями.