Любая война заканчивается, когда победившая сторона считает, что достигла своих целей. Раньше или позже завершится и очередное обострение вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Какие же цели реально могли перед собой поставить Баку и стоящая за ним Анкара?
Прежде всего, надо понимать, что президент Алиев едва ли всерьез мог рассчитывать полностью захватить (освободить?) Нагорный Карабах. Для соседней Армении вопрос неприкосновенности непризнанной республики является принципиальным, поэтому взять ее под контроль азербайджанская армия не сможет без неприемлемых для себя потерь.
Следующее, что необходимо учитывать, это общий экономический и военно-промышленный уровень двух воюющих стран. Скажем прямо, это не смертельное противостояние СССР и Третьего рейха, где были задействованы поистине колоссальные ресурсы. Армения и Азербайджан просто не смогут воевать между собой слишком долго, несмотря на то, что Анкара поддерживает Баку вооружениями. Техника выбивается, боеприпасы отстреливаются, расходуются тонны ГСМ, гибнут люди. Все это надо непрерывно восполнять, но сам Азербайджан, да и стоящая за ним Турция, ставшие инициаторами этого обострения, испытывают серьезные экономические трудности. Война требует больших денег, а низкие цены на углеводороды резко снизили финансовые возможности Баку.
Азербайджанские военные заняли ряд населенных пунктов, но как таковой блицкриг пока не задался, увязнув в ожесточенном сопротивлении армян. Дальнейшее позиционное противостояние будет во всех смыслах слова дорого стоить обеим сторонам. Обращает на себя внимание заявление премьер-министра Никола Пашиняна о готовности Еревана и Степанакерта к некому компромиссу:
Урегулирование конфликтов должно осуществляться на основе взаимных уступок. Нагорный Карабах и Армения готовы к таким уступкам, к которым будет готов Азербайджан.
Что же это может быть за компромисс? Вероятнее всего, речь может идти о семи буферных территориях, так называемом «поясе безопасности», которые были оккупированы армянами в ходе войны в середине девяностых годов. Для современного Азербайджана их возвращение является национальной идеей, вопросом международного престижа. Судя по всему, реальной целью Баку был возврат именно этих территорий и переселение туда обратно бывших беженцев. Для президента Алиева это был бы большой политический успех, внешний и внутренний, что повысило бы его пошатнувшуюся на фоне экономических трудностей популярность в своей стране. Но и Армения явно была бы не против получить обратно районы, находящиеся под контролем Азербайджана – Шаумяна, части Мартунинского и Мартакертского районов. Это помогло бы премьер-министру Николу Пашиняну сохранить лицо перед своим народом.
Вопрос в том, как усадить старых врагов за стол переговоров. Идеальным вариантом было бы попытаться примирить стороны именно Москве как традиционному посреднику. К сожалению, все усложняет участие в конфликте Турции, которая преследует собственные политические интересы, а теперь к делу активно подключился и соседний Иран. Придется подождать, пока у азербайджанских военных не закончится запал, и в Баку не признают невозможность вернуть все буферные территории под свой контроль силой. Только тогда возможно будет сажать за стол переговоров президента Алиева и премьер-министра Пашиняна при посредничестве в уже расширенном составе.
Судя по всему, к урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе теперь придется привлекать еще и Анкару с Тегераном. Безопасность в зоне разграничения смогут обеспечить введенные миротворцы. Очень многое будет зависеть в дальнейшем, из каких стран будет набран этот контингент.