Проблема неонацизма в Европе не утихает. Например, в Северном Рейне ― Вестфалии (Германия) 29 сотрудников полиции отстранили от работы за распространение изображений Адольфа Гитлера и неонацистскую пропаганду. Но где нет таких проблем, так это в самой развитой стране Европы ― на Украине. Там в неонацизме ничего плохого и не видят.
Недавно депутаты Верховной рады внесли «интересный» проект постановления о проведении в следующем году торжеств в честь 80-летия провозглашения Акта восстановления Украинского государства. Основным инициатором считается депутат от националистической партии «Свобода» Оксана Савчук. И все бы ничего, однако совместно с ней выступили 13 коллег из других политсил, в числе которых «Голос», «Слуга народа», «Батькивщина», депутатских групп «Доверие» и «За будущее». В общем, палитра полная.
Что по сути депутаты предлагают отпраздновать? Если сказать просто ― юбилей со дня подписания пакта о союзе с Гитлером. Точнее, даже не полноценного союза, а акта об аншлюсе. Германией ― Украины. Протектората. Все это, конечно же, прикрыто совершенно другими историческими формулировками. Акт восстановления Украинского государства состоялся 30 июня 1941 года. Само собой разумеется, только на бумаге, потому что ни о каком украинском государстве в период Великой Отечественной войны и речи не шло. Провозгласил этот документ заместитель вождя Организации украинских националистов (бандеровское движение) Ярослав Стецько на собрании представителей этой самой организации во Львове.
Утром того же 30 июня первые подразделения вермахта при поддержке членов оуновских походных групп и бойцов батальона «Нахтигаль» вошли во Львов. Вождь организации Степан Бандера должен был приехать на «провозглашение» из Кракова, однако немцы на территорию Украины его не пустили.
Акт провозглашал создание «нового украинского государства на материнских украинских землях», которое «будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией под руководством вождя Адольфа Гитлера, создающего новый порядок в Европе и всём мире».
Что важно, бандеровцы провозглашали именно создание «Украинского государства», а не восстановление Украинской Народной Республики. В газете «Жовкивські вісті» была опубликована версия акта, которая вообще заканчивалась фразами «Слава героической немецкой Армии и её фюреру Адольфу Гитлеру», «Украина для украинцев». Но Стецько вместе с Бандерой блефовали на полную катушку. Во-первых, они сначала вели речь о Галиции, и лишь в будущем вся Украина должна была бы подчиниться их воле.
Во-вторых, сама нацистская Германия не горела желанием поддерживать бандеровцев. Их устремления направляла немецкая разведка, абвер, относительно маловлиятельная к тому моменту, как это принято сейчас выражаться, «башня». Политическое руководство НСДАП во главе с Мартином Борманом отвергало какое бы то ни было сотрудничество с ОУН, рассматривая украинские земли лишь как территорию для немецкой колонизации. После провозглашения «Украинского государства» Гитлер и Борман потребовали немедленно уничтожить «сговор украинских самостийников».
Уже в июле 1941-го Бандеру и Стецько арестовали и отправили в Берлин. У Гитлера были реальные поводы провозгласить тем летом независимую Украину, но он от этой идеи отказался, присоединив весь запад страны к Польше. Более того, вторая фракция ОУН под предводительством Андрея Мельника (они высказывали резкое неприятие своим коллегам-националистам Бандеры) также осудила Акт провозглашения государственности 30 июня 1941 года. «Рафинированно-сплетенная провокация Москвы не удалась, ― злорадствовали они. ― Бандериада получила в самом Львове по лбу». Вот откуда пошла украинская националистическая традиция искать во всем руку Кремля!
Успехи немецкой армии и быстрое продвижение на восток к началу осени 1941 года позволили Гитлеру окончательно отвергнуть концепцию «Украинского государства». Националисты в местности, которую он рассматривал лишь как карту для собственных наступательных действий, ему уж точно были не нужны. С сентября 1941-го начнутся массовые аресты галицийских националистов по всей территории, контролируемой немецкими нацистами. Уже с весны 1942 года ОУН принимает решение покинуть подразделения немецкой вспомогательной полиции, а также абвера и уйти в лес.
Так что же собирается праздновать 30 июня ультраправая партия «Свобода», а вместе с ней и весь политического спектр, включая «либералов», «примирителей» из «Слуги народа»? Искусственный Акт восстановления Украинского государства? День, когда во Львов вошли немецкие нацисты? День, когда во Львове начался жестокий еврейский погром? Такие позорные страницы истории во всем мире принято осуждать или хотя бы стараться не упоминать. Фактически современные националисты хотят гордиться тем, что Стецько вместе с Бандерой выпрашивали у гитлеровской Германии Галицию. Они с радостью бы стали его вассалами. Да не вышло. К вопросу об украинских коллаборационистах немцы вернулись, когда настала череда поражений. Сначала летом 1943-го была создана дивизия «Галичина», которую на Украине, кстати, недавно официальным решением Шестого апелляционного административного суда отказались считать нацистской. Когда дело стало совсем худо, в конце 1944-го, и вовсе вернулись к сотрудничеству с «классическими националистами»: так, из концлагеря выпустили Степана Бандеру, Андрея Мельника и других, кто ещё мог быть полезен Тысячелетнему рейху. Те особо не сопротивлялись и скопили силы, дабы сформировать к моменту окончательного поражения Германии более-менее работоспособные структуры.
Так что все эти разговоры о том, что Бандера и ему подобные сражались и против советов, и против немцев, ― исторический кретинизм. Впрочем, многие политики, эксперты, историки из Украины, симпатизирующие бандеровцам, этого и не скрывают. Ну и что, что с немцами якшались? Главное, что боролись против Москвы за ОУН, а то, что это была бы авторитарная, клерикальная, ксенофобская ОУН с концлагерями для неугодных, совершенно неважно.
Что печально, термин «вассальные отношения», суть которых описывалась выше, для Украины с Европой и сейчас подходит как никогда лучше, и совершенно неважно, что нацистский Берлин поменялся на либеральный Брюссель. Меняются декорации, подходы, но политика Запада и место в ней Украины не меняются столетиями.
У тогдашнего фашистского европейского проекта были полноценно независимые государства: Германия, Италия, Болгария, Румыния, Венгрия, Финляндия. Были такие, что получили свою долю независимости на правах младших братьев под неустанным контролем братьев старших вроде Словакии, Дании, Хорватии или вишистской Франции. Ну а народцам менее важным полагалась роль обслуги: выполнять полицейские функции, охранять «новый порядок» на порабощённых землях, взамен получая подачки вроде образования «национальных комитетов», права на развитие национального языка и культуры, а также право на насилие по отношению к врагам «общеевропейского проекта».
И совершенно неважно, что современная Украина имеет и выборы, и якобы демократическую конституцию, а Зеленский конституционным путём сменил своего предшественника Порошенко. Тогдашние украинские националисты также «играли в демократию», постоянно меняли руководителей, уходили друг к другу в оппозицию, как это было с Бандерой и Мельником. Националистической и фашистской сути государственности это не отменяло. Как и право с подачки «старшего брата» уничтожать неугодных унтермешей, которыми в наши дни стали жители Донбасса, да и всего Юго-Востока Украины, не согласные с государственным переворотом и фашистской диктатурой. И как тогдашние фашисты, провозглашавшие право нации на национальное государство святым, совершенно не считались c этим самым определением и видели его лишь для себя. Так и сегодняшние «либеральные» правители Европы готовы встать на защиту гомосексуалистов, оппозиционных белорусов или «жертв сексуальных домогательств», но им всё равно на тысячи политических заключённых на Украине, на гестаповские методы СБУ, на развязывание агрессивной войны Киевом против своих же сограждан, ведь всё это не мешает построению их лелеемого общеевропейского проекта на либерально-дегенеративных началах.
Впрочем, есть, конечно, исключения. Например, на чрезмерные инициативы по возвеличиванию украинских нацистов крайне резко реагируют Польша и Израиль, для которых вопросы национальной памяти кое-что значат. Трудно назвать эти государства союзными нам в геополитике, но что касается украинских попыток воспевать исторических каннибалов, стоит отдать им должное.
К счастью, законопроект сняли с рассмотрения в парламенте, побоявшись, видимо, излишне резкой реакции. В том числе Иерусалима и Варшавы. Но рано или поздно, без сомнения, к этой идее вернутся. По сути, «Украинское государство» уже чествуется на уровне отдельных его представителей в названиях улиц, проспектов, памятниках и других объектов. Так, увековечены современной Украиной лидер марионеточного псевдогосударства Ярослав Стецько, министр образования Марьян Панчишин, тогдашний «вице-президент» Лев Ребет, министр обороны Всеволод Петров и другие укронацисты. Без сомнения, культивирование этих личностей сначала в частном, а затем и в общем порядке будет продолжаться с каждым годом всё сильнее.
А украинская пропаганда будет твердить: а где вы видели фашистов, где вы видели нацистов? Действительно, стоя на улице Стецько, декламируя стихи Юрия Липы, фашистов и нацистов «трудно разглядеть». А каннибалов-бандеровцев ― и подавно.
Артём Бузила,
специально для alternatio.org