Евросоюз расширил пакет так называемых «крымских санкций», внеся в черный список еще двух граждан России и четыре российские компании, которые принимали участие в строительстве Крымского моста и проходящей по нему железной дороге. Об этом говорится в постановлении Совета ЕС, опубликованном в «Официальном журнале».
Под персональные рестрикции попали Александр Ганов, генеральный директор компании «Гранд Сервис Экспресс», которая осуществляет железнодорожное сообщение с Крымом. И замгендиректора инфраструктурных проектов компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин, руководивший строительством моста (в России, кстати, его труд был отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством»).
Также в санкционный список включены «Ленпромтранспроект», «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск», ФГП «Крымская железная дорога» и Крымская первая страховая компания.
С точки зрения еврочиновников, эти люди и организации «подрывают территориальную целостность и независимость» «незалежной». Поскольку строительство Крымского моста — так указано в документе ЕС — якобы «направленно на укрепление контроля Российской Федерации над Крымом и дальнейшую изоляцию полуострова от Украины».
Напомним, ограничительные меры по Крыму были впервые введены в марте 2014 года и с тех пор регулярно продлеваются на полгода. На данные момент — вместе с новыми «фигурантами» — они распространяются на 177 лиц и 48 организаций.
Доступ на территорию ЕС для них закрыт, а счета в европейских банках (если таковые имеются) подлежат заморозке. Также европейскому бизнесу запрещено вести дела с внесенными в список компаниями.
Но дело даже не в санкциях, которые Запад штампует без устали против нашей страны и ее граждан седьмой год подряд. Новые ограничительные меры, как и принятые ранее, вряд ли окажут какое-то влияние на Россию.
В данном случае действия ЕС не поддаются пониманию, с точки зрения, здравого смысла.
Россия построила замечательный мост, создала, тем самым, достойные условия для жизни людей. Чтобы им было удобнее перемещаться, чтобы развивалась торговля и росла экономика…
Однако европейские бонзы, которые на словах все время декларируют заботу о людях и постоянно пытаются учить нас демократии, недовольны. Недовольны настолько, что подвергают обструкции тех, кто занимается созиданием и делает мир лучше.
«Еврочиновники демонстрируют абсолютную неспособность реально оценивать ситуацию в мире и конкретно в России. Своими решениями они подтверждают это. Думаю, ЕС — вырождающееся образование. Вместо решения глобальных проблем они имитируют работу и принимают санкции», — так прокомментировал ситуацию сенатор Сергей Цеков.
Эксперт Валдайского клуба, профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Станислав Ткаченко в беседе с «СП» назвал решение ЕС политическим:
— По сути, оно гласит, что Евросоюз отказывается признавать историю Крыма.
То есть, тут у них включается бюрократическая, институциональная память, и они еще какое-то время будут штамповать подобные решения, пока этот бюрократический задор у них не закончится.
Но с точки зрения экономики эти санкции оказывают на Россию минимальное влияние. И очень важно отметить, что начиная с 2015 года, фактически никаких новых секторальных санкций ЕС не вводит.
А персональные санкции, это такая индивидуальная месть. Это имитация деятельности по исполнению когда-то давно принятого решения.
Но бюрократы ЕС живут по своим законам. Если мы пытаемся, используя наш здравый смысл, их понять, то это иногда проблематично. Достаточно понимать, что у всякого политического решения есть своя жизнь. И когда-то эти санкции исчезнут. Может быть, даже вместе с людьми, которые за них голосовали.
Президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», публицист Алексей Кочетков напомнил, в свою очередь, что «там, где начинается политическая целесообразность, очень часто заканчивается здравый смысл».
— Европейский союз давно демонстрирует вот такое своеобразное отношение к демократии и демократическим процедурам.
Например, существует такое понятие (в основном, на Западе оно культивируется), как «непризнанное государство». То есть, это нормальное государство со всеми атрибутами, но ЕС в силу своих интересов эти государства не признает.
На протяжении десятилетий там работают все институты, проходят выборы, люди голосуют, люди пытаются устроить как-то свое будущее… Европейский союз ничего не замечает и их игнорирует.
Это касается не только конфликта в Южной Осетии, где грузины под «крышей» американцев и европейцев пытались устроить геноцид осетинского народа. Это касается Абхазии.
Но в первую очередь, это касается такого государства, как Приднестровская молдавская республика. Там прошло уже несколько референдумов, регулярно проходят демократические выборы — конкурентные, на самом деле. Но Евросоюз ни разу их не признал, ни разу не присылал туда своих наблюдателей. Будто бы этих нескольких сотен тысяч людей, проживающих на данной территории, просто не существует.
То же самое касается Донбасса и того же Крыма. Европейцам они, по большому счету, безразличны — у них там лишь свои узкие интересы.
«СП»: — Не пора ли нам как-то иначе реагировать на эти их «узкие интересы»?
— Думаю, что нам нужно начинать проводить политику ответной санкционной борьбы с ЕС не только посредством экономических контрсанкций. А именно, вводить персональные санкции против политиков, которые инициируют принятие антироссийских санкционных законов. Против журналистов, а также изданий, занимающихся откровенной диффамацией — т.е. распространяющих не соответствующие действительности, порочащие сведения о России, ее руководстве, истории, народе.
Такие санкции, кстати говоря, могут быть довольно болезненными. Не стоит думать, что они, мол, к нам все равно не придут…
Пока не началась пандемия, они, например, очень активно пользовались нашей транзитной зоной. Ведь многие авиакомпании летают таким образом из Европы в Таиланд, Китай, Штаты и Канаду. Достаточно осуществлять контроль и просто не позволять им пользоваться нашим воздушным пространством, нашими транзитными зонами. Пусть летают через Южную Америку или через Северный полюс — как угодно, но только не через Россию.
Это уже будет существенно.
Надо отвечать им в их же логике — «вам строители наши не нравятся, нам тоже много чего не нравится». И вводить санкции против компаний.
И, конечно, давно пока уже учредить Международную русскую антидиффамационную лигу, которая бы занималась выявлением людей, разжигающих русофобию по всему миру.
«СП»: — С какой целью?
— Нам нужно брать на воображение опыт израильтян, арабов, армян и наказывать людей, которые расчеловечивают русский народ, разжигают ненависть к России, к российскому государству. Их нужно, как минимум, пытаться преследовать в судебном порядке, вменять им всевозможные иски и бороться с этим явлением. Как боролись с этим евреи на протяжении столетий.
Но они же добились того, что антисемитизма в Европе практически нет в мейнстримовых СМИ или в политических кругах. А вот русофобия там цветет пышным светом.
Мне кажется, российским чиновникам пора начинать всерьез отстаивать интересы российского народа, который делегировал им властные полномочия.
Плохо, что не все это понимают и не стремятся к этому.