Пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко сообщил в четверг журналистам о том, что в октябре на белорусские НПЗ будет поставлено всего 1,7 млн тонн нефти, из них 1,65 млн тонн – из России. И «одна танкерная партия азербайджанской нефти», которая прибудет в порт Южный.
Из этого следует, что порт Клайпеды в октябре остаётся без работы.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис уже обвинил Белоруссию в том, что Литва понесёт финансовые убытки. При этом он уверен, что и у Минска обязательно будут экономические потери.
«По экономическим параметрам, ни по насыпным грузам, ни по нефтепродуктам Белоруссии не стоит переориентироваться на российские порты. Это будет ещё один экономический кризис»,
– заявил Сквернялис в интервью Knowledge Radio.
Впрочем, глава правительства не исключает, что такая вероятность всё же существует, однако называет это «политическим решением Минска», потому что «экономика Беларуси полностью зависит от России».
Ну а литовская экономика зависит от Белоруссии – ведь не секрет, что транспортные потоки соседней страны формируют более 30% государственного бюджета Литвы.
Генеральный директор порта Клайпеды Альгис Латакас не раз говорил, насколько белорусский сухогруз важен не для работы, а для существования Клайпедского порта. Однако сегодня Минск ведёт переговоры с Россией по поводу перенаправления всех грузов в российские порты, в частности – в Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Лугу. Последний порт к 2024 году станет крупнейшим хабом Европы. Кроме того, Белоруссия предложила начать совместное с Россией строительство морского порта в Ленинградской области.
Решение перенаправить все торговые потоки из Литвы в Россию в Минске приняли в ответ на введение Вильнюсом санкций в отношении официальных лиц Белоруссии.
В Минске услышали литовские обвинения и прокомментировали.
Так, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз считает, что Литва своими враждебными действиями в отношении соседей поставила под удар экономику своей собственной страны, от чего пострадают простые граждане.
«И кто от этого выиграет? Может быть, лично сам глава литовского МИД Линас Линкявичюс, которому надо сделать всё возможное и невозможное, чтобы его заметили перед приближающимися выборами? На его зарплату это точно не повлияет, в отличие от доходов литовских бизнесменов и налогоплательщиков, которые связаны совместными проектами, сделками и инвестициями с соседней страной. В Вильнюсе забывают, что за прошлый год, например, Литву посетило более шестисот тысяч граждан Беларуси, которые приезжали на отдых и по делам и оставили в стране почти один миллиард евро. А есть ещё и Литовские железные дороги, которым более трети грузов обеспечивала Беларусь»,
– напомнил пресс-секретарь МИД Беларуси.