Депутаты Сейма Латвии рассмотрели предложенные праворадикальным Национальным блоком поправки к «Закону о безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий» и к «Закону о собраниях, шествиях и пикетах». Пока в первом чтении. В итоге «за» запрет георгиевских лент в стране проголосовали 49 парламентариев, «против» выступили 34. Скорее всего, законопроекты удастся утвердить – и Латвия станет вторым после Украины государством, которое запретит всемирно известный русский символ.
Радикалы из Нацблока всегда точили зуб на символику, объединяющую русских жителей Латвии. Ранее в государстве уже запретили красные звезды, советский герб, советские награды и даже советскую военную форму. Но этого националистам показалось мало – и вот они уже добрались и до георгиевской ленты. «Национальный блок известен тем, что в лучших советско-большевистских традициях пытается все запрещать, и ничего созидательного у них нет. Поэтому новая идея Нацблока удивления не вызывает. Люди не могут ничего предложить для реального экономического развития Латвии, а пытаются подогревать низменные националистические чувства», – с возмущением заявил представитель партии «Альтернатива», экс-вице-мэр Риги, глава общественной организации «9 мая.лв» Вадим Баранник.
А депутат Думы Риги от партии «Русский союз Латвии» Мирослав Митрофанов ранее сказал, что националистам все равно не удастся отобрать ленточки у тех, кому они дороги. По мнению Митрофанова, в этом случае придется хватать и штрафовать огромное количество русских жителей Латвии, которые по-прежнему чтят святой для них День Победы.
«Я не представляю, как они смогут в случае принятия этого запрета отобрать в следующем году ленточки у десятков тысяч людей, которые придут к памятнику Освободителям 9 мая. Я лично им ленточку не отдам», – обещает Митрофанов.
Посольство же России в Латвии отреагировало на скандальную инициативу следующим образом: «Если вдруг кто-то наивно полагал, что, вернувшись с летних каникул Сейм Латвии приступит к решению накопившихся насущных вопросов в сфере экономики и социальной сферы, то его ждёт разочарование. С первых же дней главный законодательный орган Латвийской Республики с новыми силами принялся штамповать запретительные инициативы русофобской направленности. Вдобавок к предвыборной агитации на русском языке вне закона в стране решено объявить и публичное использование георгиевской ленточки – главного символа мужества и доблести советского народа, в том числе и латышей, дорогой ценой добывшего победу в Великой Отечественной войне», – заявили дипломаты.
Накачка ненависти к георгиевской ленте ведется неотступно и планомерно. Латышскому населению внушается, что все, кто носит этот символ, являются «нелояльными», внутренними врагами Латвии, тайком готовящимися с цветами в руках встречать «русские танки». Соответственно, осквернение «ватнических» символов преподносится прямо как акт гражданского мужества. Так, еще в прошлом году получил большую известность инцидент, когда депутат Европарламента от Латвии Сандра Калниете вместе со своим коллегой по партии «Новое Единство» Карлисом Шадурскисом (бывший министр образования, сыграл ключевую роль в уничтожении русских школ Латвии) 10 мая во дворе частного дома в Риге сожгли платье цветов георгиевской ленты. Соответствующий репортаж опубликовало издание Privātā Dzīve («Частная жизнь»).
Калниете, известная своими русофобскими убеждениями, появилась в этом платье на публике за несколько дней до 9 мая, что вызвало недоумение у некоторых пользователей соцсетей. «Когда я покупала это платье, мне и в голову не могло прийти, что в нем я выгляжу как колорадский жук. Мне просто понравилась эта модель. Еще подумала – не слишком ли оранжевый цвет унылый и не напоминает ли он об исчезнувшей Народной партии (латвийская политическая партия, прекратившая существование в 2011 году, использовала в своей символике схожие цвета – В.Е.)», – привела Privātā Dzīve слова Калниете. Как отмечает издание, за действиями двух евродепутатов во дворе частного дома наблюдал супруг Калниете Ансис и несколько друзей. Чтобы платье лучше горело, Калниете использовала 70-процентный спирт. «Отец моего мужа Ансиса Янис Рейнхардс был знаменитым глазным врачом, а во время Второй мировой войны работал доктором в лазарете латышских легионеров. Этот спирт из его запасов. Это было по-настоящему весело», – с задором рассказала Калниете.
В свое время лютое возмущение националистов вызвало зрелище того, как георгиевские ленты надели тренеры сборной России по хоккею Олег Знарок (был несколько лет гражданином Латвии) и латыш Харийс Витолиньш.
В 2016 году 9 мая, в День Победы, произошла встреча сборных Латвии и России. Это состязание, в силу символичности даты и плохих отношений между двумя государствами, вызвало большой интерес публики с обеих сторон. В итоге игра завершилась разгромом латышей . После окончания матча депутат Сейма от Национального блока Янис Домбрава с раздражением написал в «твиттере»: «У Витолиньша и Знарка к одежде прилипло какое-то оранжево-коричневое г… Стыд».
В свою очередь, европарламентарий от Латвии Артис Пабрикс («Единство») в своем аккаунте оставил «грустный смайлик» и надпись следующего содержания: «Знарок и Витолиньш прикрепили георгиевские ленточки, оба сидят на скамейке сборной России. Самоуверенность и деньги». Повод для огорчения, кстати, выдался двойной: в тот же самый день еще один выходец из Латвии – тренер нижегородского «Торпедо» Петерис Скудра выступал в качестве эксперта на телеканале «Матч ТВ», и на его груди тоже красовалась георгиевская лента.
Большую известность получил инцидент, имевший место 9 мая этого года в Юрмале. Хозяин тамошнего ресторанчика «Куриньш», бывший депутат юрмальского самоуправления Арнис Абелитис отказался впустить в свое заведение русскую семью, праздновавшую День Победы – потребовав предварительно снять с себя георгиевские ленты. Люди развернулись и ушли. Абелитис – бывший депутат самоуправления Юрмалы. К слову, его ресторанчик и прежде оказывался в эпицентре скандалов. Весной 2017 года дважды была осуществлена попытка поджога заведения – что Арнис Абелитис связывал со своей политической деятельностью. Летом того же года Абелитис, которого уличили в незаконном строительстве, решил сложить депутатский мандат. Абелитис, избранный в городскую думу по совместному списку «Тебе, Юрмала» и праворадикальной Новой консервативной партии, пояснил, что уходит, чтобы не дискредитировать своих коллег. После того, как известие об изгнании русской семьи из «Куриньша» распространилось по соцсетям, экс-депутат решил объяснить свою позицию публично.
Он заявил, что воспринимает георгиевскую ленту, как символ агрессии и оккупации. «В марте 2014 года вооруженные милитаристы, на форме которых были георгиевские ленточки, оккупировали Крым! Немного позже в этой одежде вооруженные милитаристы, на которых опять были георгиевские ленточки, начали войну на Донбассе. Война не завершилась по сей день, и, к сожалению, гибнут граждане Украины! Агрессоры, террористы, сепаратисты в любом случае получили свою порцию осуждения! В Европейском союзе, а вместе с этим и в Латвии. Мне все же не ясно, если наше высшее руководство осуждает оккупацию Крыма и войну на Донбассе, как так получается, что часть латвийской общественности может свободно носить символику террористов и агрессоров? Какой бы была реакция наших бывших и нынешних министров, если бы в ваш дом пришли гости с подобной символикой?», – негодует Арнис Абелитис.
Он также сообщил, что и раньше изгонял из «Куриньша» людей с георгиевскими лентами. Латышская печать, словно по команде, разразилась славословиями в адрес Абелитиса, поступок которого практически приравняли к акту героизма – поставил, дескать, «оккупантов» на место! В настоящее же время представители Национального блока с пеной у рта утверждают, что после событий в Крыму и на Донбассе георгиевская лента стала, дескать, символом «российского империализма, реваншизма и милитаризма» – и поэтому должна быть на территории Латвии запрещена. «Но это, так сказать, риторическое объяснение.
Конкретная же политическая цель, которую ставят радикальные националисты: лишить русских жителей страны исторической памяти и тем самым облегчить процесс ассимиляции детей из русских семей. В русской среде присутствует недооценка этой угрозы.
Люди успокаивают себя: власть может запретить нам носить советскую символику и георгиевские ленточки, но она не может вытравить память о Великой Победе из наших сердец. Звучит пафосно, но это иллюзия», – отмечает по этому поводу публицист, политический активист русской общины Латвии Владимир Линдерман.
Он подчеркивает, что на самом деле историческая память хранится не в сердцах. «Она хранится в материальных объектах и информационных носителях, а также в ритуалах, воплощающих и символизирующих те исторические события, которые нам дороги и которые соединяют нас, отдельных людей, в единое сообщество, в народ. Материальное воплощение очень важно. Представим, что шествие "Бессмертного полка" происходит без портретов участников войны. Мол, зачем – ведь наши родные всегда в наших сердцах… На такое шествие никто не придет. Без этого простого носителя исторической памяти – куска картона с наклеенной фотографией и прибитой рейкой – акция потеряет смысл. Та же история с памятниками», – отмечает Линдерман.
Он напоминает о происшествии, имевшем место в Латвии в ноябре 2019 года – уничтожили памятник советским героям-подводникам Балтики, находившийся в рижском районе Даугавгрива. Теперь больше некуда в этом районе приносить цветы 9 мая, некуда приводить детей, а значит, и нет повода рассказать им о тех событиях и людях, в честь которых памятник установлен. Нынче же многие латвийские националисты воодушевлением рассуждают, что следующий на очереди на демонтаж – знаменитый монумент Освободителям в рижском Парке Победы. «Так прерывается цепочка памяти. Если радикальным националистам удастся реализовать их планы и вдруг не станет памятника Освободителям Риги, исчезнет и вся сакральность того места, где он стоит. Люди перестанут сюда приходить. Исчезнет самый важный ритуал, главная "точка сборки" русского сообщества Латвии. Ту же роль выполняет знамя в воинских частях. Нет знамени, утрачено – нет и воинской части», – подчеркивает Владимир Линдерман.
Георгиевская лента, по его словам – тоже материальный символ Победы. «Можно, конечно, долго и бесплодно спорить о том, насколько это справедливо, что таким символом стала георгиевская ленточка, а не развевавшееся над рейхстагом красное знамя с серпом и молотом. Лично я бы предпочел красное знамя, но есть обстоятельства, которые мы сейчас изменить не можем. В отношении запрета советской символики существует полный консенсус всех латышских партий, и эту монолитную стену нам не взломать. По поводу георгиевской ленточки такого единодушия нет», – констатирует эксперт. Действительно, в ноябре прошлого года в парламентской комиссии Сейма Латвии прозвучало «компромиссное» предложение – запретить публичное ношение советской военной формы, а георгиевскую ленту не трогать. Форму запретили весной этого года, но аппетит, как известно, приходит во время еды: теперь уже многие желают запретить и ленточку ненавистной расцветки.
Но когда в мае-июне этого года вопрос о запрете ленты вновь обсуждался в комиссии Сейма, сторонники этой меры набрали преимущество всего лишь в один голос. «Кроме того, запрет не поддержали Госполиция, муниципальная полиция, министерство иностранных дел и большинство экспертов. Понятно, они руководствовались не идейными, а формально-юридическими мотивами, но сам этот факт благоприятен для нас.
Самое важное – ни в коем случае не отказываться от ношения ленточки на тех мероприятиях, где она абсолютно уместна. Ближайшим таким событием станет празднование Дня освобождения Риги от нацистов 13 октября.
Надо явиться туда с георгиевскими ленточками», – призывает Владимир Линдерман. Представители русской общины говорят, что, если все «нетитульное» население будет дружно игнорировать запрет на георгиевскую ленту, правящие националисты поделать с этим ничего не смогут.
Специально для «Столетия» Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|