Тем, кто умеет играть в шахматы, а таких, к сожалению, в наше время всё меньше, не надо объяснять, что для проведения успешной партии необходимо постоянно анализировать состояние дел на всей доске, а не концентрировать своё внимание на отдельных ходах противника. Во-первых, без анализа полной ситуации невозможно понять истинную цель каждого манёвра, во-вторых, манёвр этот может быть и отвлекающим от чего-то более важного. Это является, в свою очередь, хорошей тренировкой для мозгов и способности комплексного анализа.
Но место книг и шахмат в досуге людей, особенно младшего возраста, сегодня активно занимают различные компьютерные «стрелялки», «бродилки», симуляторы движения и т.п., основной отличительной чертой которых является то, что игроки должны просто вовремя спонтанно реагировать на неожиданно и невесть откуда появляющиеся препятствия. И даже игры, называемые «стратегиями», предоставляют участнику весьма ограниченный набор действий и инструментов плюс, опять же, полную непредсказуемость некого противника. Отсутствие возможности полного анализа и предвидения ситуации ставит так игрока в постоянную пассивную позицию отвечающего на удары, косвенно приучая к подобному поведению и в жизни.
Насколько такая позиция уязвима и заранее проигрышна, думаю, объяснять излишне. Но компьютер можно просто выключить, или, проиграв на одном этапе, получить «новую жизнь» и т.д., но в реальности ничего такого не происходит, хотя принципы этой «игры» всё те же. В шахматах никаких «запасных» жизней нет – партию можно лишь отложить, но доигрывать всё равно придётся. А это означает выиграть, проиграть или оказаться в патовой ситуации, при которой возможности соперников в давлении друг на друга либо иссякают, либо выравниваются настолько, что продолжение партии становится бессмысленным. Я думаю, что примерно в таком положении Запад и СССР существовали примерно до 90-х годов прошлого века. А сейчас игра начинается снова. Поэтому предлагаю вернуться к классике, посмотреть сейчас на политическую «доску» целиком, реально оценить положение, в котором мы находимся, а не пытаться спонтанно, как в глупой «стрелялке», реагировать на отдельные подсовываемые нам кем-то ходы. Хотя этому «кому-то» именно так бы с нами играть и хотелось.
Как бы глядя на карту, возьму всё по порядку сверху вниз и слева направо, то есть с севера на юг и с запада на восток по границам РФ.
Арктика и Приполярная зона
На северных рубежах состояние весьма похоже на ситуацию на протяжении всей последней мировой войны – положение напряжённое, но долговременно стабильное. Происходят то и дело отдельные столкновения, но общая «линия фронта» здесь остаётся практически неизменной. Объясняется это тем, что стараниями как современной РФ, так и Советского Союза, в освоении Арктики, как в военном, так и в экономическом плане, всех своих противников мы опережаем, как минимум, на пару десятилетий. И это отрадно. Здесь базируется наш самый сильный и боеспособный военный флот, а также мощная группировка его сухопутного и авиационного прикрытия, в том числе и усиленные гарнизоны на удалённых от побережья островах, оснащённые самой современной техникой, специально предназначенной для работы в экстремально холодных условиях. Только мы обладаем действительно развитым гражданским флотом ледового класса, в том числе и атомным. На всей протяжённости трансконтинентального Северного морского пути уже есть в наличии необходимая инфраструктура, хотя всё ещё и в этом есть к чему стремиться...
В Арктике Россия активно развивает различные экономические проекты. Имеется приспособленная к околополярным условиям техника, а главное - квалифицированные люди, способные её применять и обслуживать. Ничего подобного ни у кого, включая расположенные на противоположном берегу Северного ледовитого океана США и Канаду, просто нет и близко. Сопредельные с нами по арктическому региону скандинавские государства, а именно Норвегия, Исландия, Дания, Финляндия и Швеция (три первых – члены НАТО), хоть и исторически не испытывают к России особо тёплых чувств, на региональном уровне придерживаются, скорее, разумно-прагматической позиции в отношении своего огромного восточного соседа. Ни одно из этих государств, ни все они вместе, без явного и прямо физического вмешательства третьей силы, на открытые антироссийские действия не способны. Да и в принципе, в силу своей сложившейся достаточно нейтральной позиции в международных делах, этого в действительности и не желают.
Северо-западное направление
На Балтике и в прилегающих к ней районах всё несколько сложнее. Флот у РФ здесь для такой важной акватории достаточно слабый, да ещё и «запертый» внутри мелкого моря проливами, полностью подконтрольными силам Североатлантического альянса. С военно-морской точки зрения, вся надежда в случае возможного противостояния ложится на Северный Флот, способный выходить в Атлантику. Это несколько компенсирует сильная наземная группировка войск, особенно те, что совместно с главной базой ВМФ находятся в Калининградском эксклаве. Из этого места все приморские государства фактически напрямую «простреливаются» ВС РФ, что, естественно, крайне беспокоит наших недружелюбных соседей. А здесь и ситуация похуже, чем со скандинавами – остальные противники у нас тут все как на подбор «идейные»: 3 бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва, Польша, Германия. Все члены НАТО. Два реально сильные – Польша и Германия. Три крайне слабые, но зато чрезмерно активные.
В прилегающих к Балтийскому морю регионах у РФ расположена важная логистическая и промышленная инфраструктура, а также «северная столица» – Санкт-Петербург. Здесь же находится и предмет первого существующего на сегодня серьёзного конфликта РФ и «консолидированного Запада» – газопровод «Северный поток-2», проходящий по балтийскому дну из России в Германию. Официально проект считается чисто коммерческим, но что в наше время, особенно такого масштаба, не затрагивает и политические интересы? Вот и СП-2 стал некой разменной фигурой в глобальной шахматной игре за ресурсы, деньги и сферы влияния. Тех, кто думает, что всё это как-то само «рассосётся», приводя в пример энергетическое сотрудничество СССР и Западной Европы во времена Холодной войны, расстрою: не рассосётся – ситуация не та. У нашего главного геополитического противника – США, в данный момент уже нет ни сил, ни средств, ни времени на подобную толерантность. В отличие от времён СССР, сейчас, парадоксально, но угроза самому существованию «гегемона» настолько высока, что вынуждает американцев действовать максимально жёстко, хотя и в рамках своих постоянно уменьшающихся возможностей. И нам они уж точно ни на какие уступки не пойдут, по крайней мере, добровольно... Да, транснациональный капитализм штука интересная, и во времена Второй Мировой в гитлеровской Германии работали заводы, принадлежащие американским фирмам и даже продолжали приносить им прибыль. А после окончания войны, немецкие страховые компании собственникам этих самых заводов ещё и выплачивали компенсации за то, что эти самые предприятия американская же авиация разбомбила... Интересно, да?
Но не надо обольщаться, с нами ничего такого не будет. Это между собой «западники» воевали всегда так, «понарошку», за бабки и территории. С нами война всегда велась на уничтожение и никак по-другому. И сейчас исключения не будет. Это мы сами себе регулярно говорим, что мы, мол, часть западной цивилизации. ОНИ, там, на Западе, так совсем не считают. Для них мы были и есть чужие, другие, идеологически опасные. Да, да, именно идеологически. И это уже даже не про политику, а про историческое мировоззрение народов. Они даже миллионов культурно чуждых мусульманских беженцев на своей территории боятся меньше, чем нас – считают, что их можно утихомирить деньгами и подачками. Ошибка, конечно, но это их проблемы. А с нами, пока западным миром правят англосаксы, никто и никак реально договариваться не будет. И надо признать, что пока одно мировоззрение не уничтожит другое, война не закончится. Единственная возможность «патовой» ничьей – быть, как минимум, настолько же сильными, как и они, при этом ни в чём от них не зависеть. Первое у нас снова вроде как получилось, а вот со вторым проблемы. И пока мы сами не будем готовы в любой момент эти вот «пуповины» в виде газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП и т.п. разорвать, они будут над нами доминировать.
Да, нам нужны деньги, чтобы строить собственную оборону, от них же, это вечное оправдание. Этим оправдывалось и то, что последний эшелон с углём из СССР в Германию въехал всего за пару часов до нападения Гитлера на нашу страну. Но это «палка о двух концах», и необходимо подобные вещи брать в расчёт. Да, возможно, на эти средства мы и построили несколько танков, но и немцы на нашем угле, в своих цехах ковали оружие, направленное в нашу сторону. А не будь этого эшелона, возможно, и техники на обеих сторонах бы в войне участвовало чуть меньше. А поэтому, возможно, сократилось бы и число жертв, или война была бы хоть на день короче... Об этом тоже забывать не стоит.
К тому же, в случае конкретно с СП-2, если такие огромные средства направить на совсем ещё не завершённую газификацию внутри страны, то и денег тоже заработать можно было бы. Возможно, не столько, но зато и безо всякого риска, международных скандалов и санкций. Что, сдохли бы мы, что ли, без этой трубы? Да не сдохли бы! Вон, Южный Поток отменили, и тоже не сдохли... Кое-кто просто меньше карманы себе набил... А целый ЕС пусть бы себе сам «вешался» на экологически и политически более приемлемых для них, но дико дорогих энергоносителях, дышать захотят – сами попросят. А это уже будет совсем другой расклад. Стратегам есть над чем подумать в этом направлении...
Беларусь
Совсем недалеко от Балтики и уже набившего медиальную оскомину газопровода, в самые последние дни раскручивается ещё один стратегический конфликт – «битва за Белоруссию», которая, кроме того, что является стратегически для нас важной в военном плане «буферной зоной» в западном направлении, является ещё и одной из мала бывших советских республик, сумевшей сохранить и в чём-то даже приумножить свой экономический потенциал. Сделано это было, главным образом, заслугой долговременного бессменного лидера этой страны Александра Лукашенко и принятой им пресловутой «многовекторной политики». Суть этого всего, если коротко, состояла в том, чтобы при сохранении всех возможных социальных достижений советского времени, включая даже близкую и привычную многим символику, обеспечить поступательное развитие собственного государства, при сохранении дружеских взаимоотношений с бывшими «братскими» республиками СССР, и одновременном выстраивании экономико-политических «мостов» с Западом. Цель, конечно, благая, но утопическая, взглядом к уже вышеупомянутым коренным идеологическим противоречиям российского и англосаксонского сообщества. Так что долго «сидеть на двух стульях» у Лукашенко закономерно не вышло. У государства начались внутренние и внешние проблемы. Чтобы просто не свалиться с обоих, пришлось «стул» всё-таки выбирать. Выбрал тот, что ближе и привычнее, но оба при этом уже расшатал так, что теперь и на одном бы удержаться за счастье...
Помогает, во-первых, близость и взаимопроникновение России и Беларуси практически во всех сферах жизни, во-вторых, и это тоже заслуга режима Лукашенко, то, что в стране, опять же в отличие от других республик распавшегося Советского Союза, буйным цветом не дали расцвести национальной и религиозной розни и русофобии. А именно на эти «струны» чаще всего и играют против нас на постсоветской территории западные противники.
Видимо, поучившись на дурном примере соседней Украины, и в РФ, и в самой Беларуси ситуацию изначально не выпустили из-под контроля, несмотря на все уже абсолютно открытые западные попытки раскачивания ситуации в антироссийском духе. Ответом на это стала открытая кооперация российских и белорусских силовых структур, а также, в ответ на уже озвученную и привычную угрозу экономических санкций, резкое развитие и деловой кооперации в рамках всеми уже как-то подзабытого формата Союзного государства. Дай бог, результат всего этого будет положительный, а главное, быстрый – время сейчас совсем не на стороне Лукашенко, а нового лидера, способного удержать страну на нужном курсе, на горизонте пока не наблюдается. Активность последних дней всё же внушает некоторые надежды – лидер Беларуси постоянно встречается с российскими руководителями регионального (!) уровня, налаживая новые и укрепляя существующие деловые связи, а это уже похоже на работу внутри одного общего государства.
Украина и Причерноморский регион
Ещё одну существующую и очень больную проблему прямо на наших границах я уже вскользь упомянул выше – и это, конечно, события на Украине. Сказано про это в последнее время уже столько раз и столько всего, что «пережёвывать» здесь снова не имеет смысла. Единственный пока плюс, извлечённый Россией из всей ситуации, это возврат Крыма, мощно переписавший региональный расклад сил в нашу пользу. Далее остановлюсь поэтому лишь на актуальном состоянии дел. В свете самых последних событий, происходящих в Белоруссии, и прямого участия в них Украины и стран НАТО, плюс казуса «Навальный», плюс поведение западных «партнёров» в самой Незалежной и т.д., уже, надеюсь, всем ясно, что даже видимость некой «дружбы» с консолидированным Западом для нас окончательно улетучилась. По понятным причинам «Нормандский формат» переговоров, как и «Минские соглашения», как говорится, приказали долго жить... Таким образом, никаких официальных переговорных каналов с Западом по вопросу Украины у нас, фактически, не сохранилось. В то же время существующая украинская власть абсолютно не является ни самостоятельной, ни, как следствие, договороспособной. В многострадальном Донбассе тем временем продолжают гибнуть люди. А те, что живут, существуют уже целых шесть лет в неком правовом вакууме, при этом уже долго, верно и открыто глядя в сторону России и обращаясь к ней за помощью. Долго вообще всё это издевательство над Донбассом с НАШЕЙ стороны ещё будет продолжаться?
Чего мы ждём? СП-2 надо достроить? Про это уже говорил выше – надо будет, всё равно остановят. Санкций боимся? Всё равно введут. Неужели неясно? А на открытые силовые действия против РФ сегодня никто уже не решится – кишка тонка. Так как долго мы ещё будем позволять этому дешёвому киевскому шапито и их американским дрессировщикам плевать в себя и уничтожать людей, многие из которых уже являются нашими гражданами? В качестве решения ситуации необходимо, как минимум, признать ЛДНР, а остальную территорию Украины, с которой нам уже исходит прямая угроза сил НАТО, обложить полнейшей экономической блокадой, чтобы не было там ни бензина, ни угля, ни жратвы. Вообще ничего. Это мы сделать можем. Запад их кормить всё равно не будет, и им это уже открыто сообщили. И хватит уже болтовни этой про братский народ. Если он там и есть, то пусть, наконец, себя покажет. Власть у них скидывать на раз-два обычно хорошо получается, так пусть и эту скинут, или так и живут, если их всё устраивает. Всех, кто захочет эмигрировать в Россию – принять с предоставлением гражданства. А как сами помощи попросят – надо срочно прийти и помочь всем, вплоть до Приднестровья... Создать, так сказать, гуманитарный коридор. Если кто будет сопротивляться, то и силой – беря пример с цивилизованного Запада, «гуманитарными бомбардировками»...
Если идти далее вдоль российских морских границ, то там находится страна с самой сильной и боеспособной армией НАТО, после США, пока ещё республика Турция, и бывшая Грузинская Советская Социалистическая республика, уже оставшаяся, по собственной дурости, без некоторых своих территорий – Абхазии и Южной Осетии. Видимо, примерно по той же самой причине, эта небольшая страна, активно размахивая чужими флагами (ЕС и НАТО), движется при этом в несколько ином направлении – прямиком под красное полотнище своего могущественного южного соседа с белым полумесяцем и одной звездой. На приграничных участках, но чем дальше, тем глубже внутрь страны, происходит активное «отуречивание» и самой земли, и населения – массово приезжают туристы, активно входит турецкий бизнес, турками скупается недвижимость, в которую они же часто и переезжают, открываются офисы турецких компаний, местные люди получают турецкие паспорта, строятся мечети, да и турецкий язык постепенно внедряется в обиход. Таким образом на территории сопредельного государства возникает некий турецкий этнический анклав, который Турецкая республика, если что, может и защитить... Это вот «если что» здесь понятие ключевое, причём трактовать его, видимо, будут исключительно сами же турки. Где-то мы это уже видели, нет? На территории ещё одного своего соседа – Сирийской Арабской республики, нечто подобное турками уже вовсю применяется, где под предлогом защиты местных туркоманских народов, Анкара фактически присоединила к себе часть чужой территории. В Европе грузин пока особо никто не ждёт, от России они сами вроде как целенаправленно «открещиваются». Давайте сравним «могущество» Грузии с турецкими возможностями, и... Результат, думаю, понятен.
У самой же Турции, являющейся одним из основных членов НАТО, отношения с союзниками по Альянсу, включая США, мягко говоря, сложные. Примерно то же самое можно сказать и относительно всех без исключения соседей этой страны. При этом Турция - это сильное и самоуверенное государство, не боящееся применять для достижения своих целей и военную силу, жёсткий, хитрый, коварный и самостоятельный игрок на международной арене, не защищающий реально ничьи интересы, кроме своих собственных, а также имеющий исторические имперские амбиции и претендующий на лидерство во всём ближневосточном регионе. Вот такой коктейль. Чего и когда от турок ожидать, реально предвидеть не может практически никто. И это делает ситуацию вокруг этой страны ещё более нестабильной. Разгоревшийся в последние дни с новой силой Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном, а также абсолютно однозначные и никак не умиротворяющие турецкие заявления на эту тему, выше сказанное только лишний раз подтверждают. В этом конфликте участвуют, что крайне болезненно для России, две бывшие союзные республики СССР, с каждой из которой в отдельности у нас дружественные и добрососедские отношения.
Южный Кавказ
Прямо граничащий с РФ Азербайджан, также пройдя времена национализма и другие постапокалиптические турбуленции развала огромной страны, стал сегодня экономически одним из самых успешных постсоветских государств. Отделённая от России грузинской территорией Армения официально является нашим союзником, членом ОДКБ. На территории этого государства расположена крупная база ВС РФ. И в данной ситуации даже не особо понятно, если этот факт для нас ситуацию улучшает или совсем наоборот... К югу от обоих конфликтующих постсоветских государств находятся два крупных и слабо предсказуемых региональных «хищника» – Иран и Турция. Первый пока сохраняет по карабахскому вопросу внешний нейтралитет, второй уже открыто встал на сторону Азербайджана, явно преднамеренно «подливая масла» в разгорающийся с новой силой конфликт, опять же, ориентируясь на достижение там собственных целей. А именно, как минимум, втаскивания богатого углеводородами Азербайджана в орбиту собственного влияния, что вряд ли в интересах России. При этом и с Ираном, и с Турцией РФ плотно взаимодействует по Сирии, а взаимодействие это, и без Карабаха, гладким назвать нельзя.
Для российского руководства, таким образом, поддержка любой из сторон карабахского конфликта является неприемлемой. А никакого разумного решения, устраивавшего оба народа, за последние десятилетия найти так и не удалось. Проблема Нагорного Карабаха, официально входящего в состав мусульманского Азербайджана, но на 90% населённого армянами, исповедующими христианство, это один из типичных примеров того, как после распада крупных многонациональных государственных образований и создания на их месте новых стран по принципу старого внутреннего административного деления, приводит часто к кровавым распрям на межэтнической и/или межрелигиозной почве. Находясь внутри единого государства, люди часто не обращали внимания на чисто номинальные, как всем казалось, внутренние административные границы, перемещались, оседали на новых территориях. Но как только эти границы вдруг превращались в государственные, это оборачивалось разделением народов, этнических групп и даже семей, часто в крайне некомфортной для них конфигурации, при которой один народ как бы вдруг оказывался в положении основного-государствообразующего, а другой, не покидая территорий своего изначального проживания, превращался в национальное меньшинство, часто и урезанное в каких-то правах, к которым они привыкли.
Ярким примером подобных конфликтов является то, что мы видим сегодня на Украине, в начале 90-х в Молдавии, на территории бывшей Югославии. Да и к началу последней и самой кровопролитной в истории человечества Мировой войны, во многом привели национальные противоречия, возникшие в Европе после распада Австро-Венгерской и Российской империй. Поэтому, как бы дико это для кого-то ни звучало, но единственным решением подобных вопросов мирным путём и без необходимости геноцида или массового переселения целых этнических групп, является их обратное объединение в рамках нового совместного единого государства или хотя бы некоего союза без внутренних границ, наподобие Шенгенской зоны.
Нравится это кому-то или нет, но на свежем примере Белоруссии хорошо видно, как очередная короткая эра нейтральной или «многовекторной» политики, для ещё пытавшихся это делать небольших государств, неуклонно подходит к концу. Придётся выбирать. Причём пока ещё у многих есть возможность сделать это добровольно и осознанно, на основе собственных национальных интересов. Потом, и уже достаточно скоро, начнётся новая эпоха завоеваний.
Хотя азербайджанцы и тюркский народ, чем для них в конечном итоге может обернуться подобная авантюра с попаданием в когти Анкары, предсказать довольно сложно. Турция явно движется в сторону попыток жёсткого регионального доминирования и исламизации. Не уверен, что абсолютно светскому Азербайджану, с достаточно развитым и, в том числе и за годы СССР, привыкшим к свободе гражданским обществом, подобный новый режим покажется комфортным. А как относится Анкара к проявляющим самостоятельность меньшинствам, находящимся на территориях её доминирования, все мы знаем. Для армян, как находящихся на территории Азербайджана, так и в собственной стране, вход сопредельных государств в орбиту Турции может обернуться вообще национальной трагедией. И уже не в первый раз. Иран пока, слава богу, хоть в этом вопросе ведёт себя разумно, не вмешиваясь. Так что последним и уже проверенным временем выходом для обоих государств может быть некая новая форма слияния с Россией. И наша политика в этом вопросе, безо всякого излишнего стеснения, должна быть направлена именно в эту сторону. Иначе плохо будет всем... ну, может быть, кроме турок...
Восток – дело тонкое
Далее, через Каспийское море нашим соседом является Исламская Республика Иран. Тоже достаточно сильное, промышленно развитое, сложное и своеобразное государство, с богатым имперским прошлым и претензиями на лидирующую роль в своём регионе в настоящем. Отношения РФ с этой страной можно охарактеризовать как достаточно ровные и взаимно прагматичные. Как я уже упоминал, Иран активно сотрудничает с нами в решении сирийских проблем, хотя, как и Турция, не забывает при этом собственные шкурные интересы. Но это нормально и вполне естественно. В ряду других государств, 2 боевых корабля иранских ВМС принимали участие в последних масштабных манёврах российской армии «Кавказ 2020», и этот небольшой факт говорит о многом.
Кроме того, с Ираном у нас, при наличии всяческих несовпадений по различным вопросам международной повестки, есть точно как минимум один могущественный общий враг – США. То есть на глобальном уровне мы если и не союзники, то хотя бы ситуационные партнёры на ближайшую обозримую перспективу. Вполне возможно, что именно поэтому, видя в деле сильную заинтересованность России, Иран занял нейтральную позицию в закавказском конфликте. Также у ИРИ развиваются активные отношения, в том числе и в военной сфере, с ещё одним нашим соседом – Китаем, который тоже, по стечению обстоятельств последнего времени, вступает во всё большее противостояние с Соединёнными Штатами.
Между нами и КНР расположены ещё несколько бывших среднеазиатских союзных республик СССР: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, а также Монгольская Народная республика. Опять же, после некоторого периода постсоветской турбулентности и эйфории от обретённой самостоятельности, со всеми этими странами у РФ установились нормальные отношения. С кем-то их можно назвать союзническими, с кем-то добрососедскими. Наряду с Арменией, Россией и Белоруссией, Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются членами ОДКБ, на территории этих государств имеется российское военное присутствие. Находясь буквально между двумя такими гигантами, как Россия и Китай, среднеазиатским государствам, в принципе, конечно, не остаётся ничего другого, кроме как следовать в их орбите. Кто-то больше одного, кто-то другого. Хорошо, что наши с Китаем «орбиты» на международной арене сейчас являются близкими и при этом особо не пересекающимися.
Поэтому в нашем общем среднеазиатском «подбрюшье» и царит относительный мир и порядок. Внешний противник, главным образом, конечно, в лице США, пытается периодически раскачивать ситуацию. Но, к счастью для целого этого региона, пока что у нас с Китаем и противник этот общий. Хотя, рано или поздно, но определяться и среднеазиатам тоже придётся, и это российским политикам никак нельзя упускать из виду в долгосрочной перспективе.
Китайские товарищи
КНР – наш самый крупный и могущественный сосед. Это огромная, богатейшая и самая населённая в мире страна, а также, безо всяких сомнений, первая экономика мира. Единственная область, в которой Китай ещё не обогнал нас с американцами вместе взятых, это военные и космические технологии. И именно это, по-моему, один из краеугольных камней наших достаточно хороших взаимоотношений. При всей своей огромной и стремительно возросшей в последние годы мощи, Китай долговременно проводит достаточно миролюбивую внешнюю политику. Миролюбие КНР, правда, заключается никак не в отсутствии у китайцев вполне заслуженного ими желания стать доминирующей мировой сверхдержавой и пользоваться всеми соответствующим благами, а скорее, в способе достижения этой цели. Просто делают они это не военным или другим каким-то насильственным путём, типа «цветных революций» и т.п., а тихой, но активной экономической и популяционной инфильтрацией в другие страны и континенты. Благо и промышленного потенциала, и денег, и людей у них на это вполне хватает. Отношения РФ и КНР на данном историческом этапе можно охарактеризовать как взаимовыгодные и даже дружественные. Китай, конечно, как любое трезвомыслящее государство, защищает исключительно свои собственные интересы. Но при этом он точно является надёжным, договороспособным и независимым игроком мирового уровня.
Более того, кто бы что бы ни говорил, даже исходя из близкой общей социалистической истории, которая, кстати, для китайцев совсем не закончилась, мы с Китаем близки идеологически. У нас нет серьёзных взаимных претензий, зато есть серьёзный и общий противник в лице США. В последнее время взаимодействие РФ с Китаем можно охарактеризовать как тесное и максимально взаимовыгодное, в том числе и в военной сфере. И это не нравится многим на Западе, а значит, идём мы в правильном направлении. Пока, по крайней мере... Если кто-то в мире, среди всех этих санкций и экономической войны против нашей страны, сейчас может реально экономически и политически поддержать Россию, то это Китай. Если кто-то может уравновесить военную слабость Китая по отношению к США и их союзникам в регионе, то это Россия. В данный момент мы банально нужны друг другу, и никуда от этого не деться. К тому же никуда нам не деться и от того, что Китай наш непосредственный сосед – дружить нужно, можно, но осторожно...
Дальний Восток
Последняя наша сухопутно-сопредельная страна - Северная Корея – КНДР. Странное, но гордое и достаточно независимое, на первый взгляд, государство, которое не боится вступить в конфликт даже со всемогущим «гегемоном». Вроде как имеет ядерное оружие и средства его доставки, чем регулярно пугает своих (и наших тоже) ближайших соседей – Южную Корею и Японию. При всей её выставляемой на показ самостоятельности, фактический гарант существования КНДР - Китай. Для России эта страна является скромным торговым партнёром, и вряд ли представляет какую-либо опасность. Ну если только у них что-то куда-то не туда улетит на очередных испытаниях супероружия собственных конструкций... В политическом плане, взглядом к той же близкой совместной истории и традиционно плохих отношений с консолидированным Западом, это, скорее, наш друг, чем враг, если что.
Здесь ещё максимально коротко про Японию и Южную Корею – две высокоразвитые экономики, игроки мирового уровня в области практически всех новых технологий, электроники и машиностроения; наши, и не только наши торговые партнёры в этих областях. Одновременно являющиеся огромными стационарными авианосцами в рамках ВС США, и этим всё сказано. Намеренно не употребляю выражение «непотопляемый авианосец», с появлением «Посейдона» ставшее иррелевантным, как и территориальные претензии потомков самураев в отношении РФ после принятия новых поправок в Конституцию.
Морское соседство с США через Берингов пролив как-то специально описывать вряд ли имеет смысл. Кроме, может быть, резкого увеличения американцами в последнее время военной инфраструктуры на Аляске, на что нам точно придётся адекватно отвечать на наших дальневосточных территориях. В том числе и увеличением сил ВМФ, которые для самого большого в мире Тихого океана, и так геополитически важного региона, в настоящий момент абсолютно недостаточны.
... И что из всего этого следует
Ну вот, в принципе, и всё, что касается общего обзора вдоль границ. Пока писал всё это вышеизложенное, сам думал – это какой-то исключительно сложный этап в российской истории, или что-то подобное уже было? А когда закончил, то пришёл к выводу, что в общем-то, ничего особо нового. Если оглянуться назад, ещё не самый худший расклад, как выясняется. Враги у нас сильные, но они никогда слабыми и не были. Друзья не особо надёжные – и тут ничего неожиданного. Короче, не надо вешать носа – как-нибудь снова выберемся, не впервые...
Ещё добавлю кое-что по ситуации в более глобальном масштабе. Если вернёмся к составу участников «Кавказа 2020», то кроме привычных уже бывших союзных республик, Ирана и Китая, мы увидим там две новые интересные страны – Мьянма и Пакистан. Мьянма (бывшая Бирма) – небольшая, по азиатским меркам, страна с населением 53 млн чел, расположена между Индией (к востоку от неё), Китаем и Таиландом. При этом армия этой страны насчитывает 406 тыс.чел., а это почти как половина российской. Пакистан, официальная ядерная держава, с населением около 215 млн чел. и армией в 654 тыс.чел., расположен к западу от Индии и к югу от Афганистана. Это ключевой мусульманский внешнеполитический игрок в регионе, к тому же, как уже было сказано выше, официально обладающий ядерным оружием. Небезынтересно, что и у Китая, и у Пакистана есть некоторые территориальные споры с Индией, ещё одной региональной ядерной державой. При этом Индия, Пакистан и Китай, совместно с Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизстаном и Узбекистаном, являются членами Шанхайской Организации Сотрудничества. А Индия, Россия и Китай ещё и членами БРИКС, куда входит также Бразилия и ЮАР. И если ШОС, не являясь прямо военным блоком, представляет собой всё-таки военно-политическую организацию, то БРИКС - это чисто экономическое образование. Если посмотреть на всё это, опять же, на географической карте, то мы поймём, что в сферу влияния государств ШОС попадает, кроме самой РФ, ещё практически вся центральная и Юго-восточная Азия – самый быстроразвивающийся регион современного мира.
США и их союзники пытаются активно влиять на крупных региональных игроков, особенно стремительно растущую во всех отношениях Индию, откровенно пытаясь втягивать их в зону своего влияния. До последнего времени одним из основных союзников Америки в Южной Азии был Пакистан, отношения с которым после 2012 года стремительно ухудшились. А видя попытки США на сближение с Индией, Пакистан тоже занялся поиском могущественных союзников – результат мы видим на манёврах «Кавказ 2020». При этом и сама Индия, стараясь всё-таки поддерживать с американцами взаимовыгодные отношения, особо не рвётся в их крепкие «дружеские» объятия, чётко осознавая, что дружить с США точно придётся против кого-то из мощных игроков мирового уровня, типа РФ или КНР, а скорее, обоих вместе, что индусам никак не по душе. И членство их страны в ШОС и БРИКС тому лишним подтверждением.
Короче, врагов у нас много, они достаточно сильные, но и тех, на кого можно, хотя бы в данный момент, опереться, тоже достаточно. Я понимаю, что многие скажут, мол, сильно ненадёжные все эти «союзнички». Есть такое дело. Но давайте с этой же точки зрения посмотрим на лагерь противника – подавляющее большинство крупных союзников Соединённых Штатов по всему миру находятся у «гегемона» или в прямой военной, или в экономической оккупации, и, как видно в последнее время, далеко не все этим довольны. Особенно это начинает проявляться у неанглосаксонских наций в период, когда в самой Америке резко усиливаются внутренние проблемы, а она пытается их решать за счёт своих вассалов. Добрая половина европейских членов НАТО - это вообще так называемые государства-флюгеры, которые быстро меняют свою ориентацию в зависимости от окружающей ситуации. Всё это было прекрасно видно во время последней мировой войны: пока Германский Рейх был силён и побеждал, под его знамёна добровольно или не очень, но вошла практически вся Европа. Как только период успехов немцев начал заканчиваться, все его союзники, как минимум, вышли или попытались выйти из войны, как максимум – обернули своё, немцами же им данное, оружие против своего недавнего патрона. Результат мы знаем, как и то, что ничего не мешает его повторению.
Так что, понятно, с друзьями-союзниками вопрос сложный, хотя и не у нас одних. Но и те, что сейчас вырисовываются, совокупно уже сильнее, чем то, что есть у врага. При этом и мы, и наши «союзники» находимся сейчас объективно в периоде подъёма и роста. А враг наш сейчас, как ни посмотреть, а всё больше погружается в очень серьёзный экономический, политический и моральный кризис.
В одной из бесед, помнится, Путин, на опыте своего питерского детства, сказал: «...Если драка неизбежна, бить надо первым!». Вот мне сейчас и хочется спросить: Владимир Владимирович, а вам всё ещё кажется, что драки можно избежать? По-моему, так она уже в самом разгаре! Все эти безнаказанные плевки, пинки и тумаки нам, и даже не от самого главного нашего врага, а от его шавок-прихвостней, это что - проявления добрососедского сосуществования? Может, пора, наконец, уже дать кому-то из них порядочно в зубы, чтобы и остальным неповадно было? Зачем ждать для этого лучших времён, когда они и сейчас уже вполне подходящие? Американцы не дураки, ни с нами, ни с Китаем, а тем более с обоими вместе они на открытую конфронтацию не пойдут – это для них самоубийство. А нам надо, не стесняясь и ни на кого не оглядываясь, уже заниматься своими собственными национальными интересами – для начала хотя бы собрать обратно страну, которую мы порастеряли. Что, как выясняется, в результате пойдёт на пользу и большинству всех совместно живших в ней ранее людей. А ради блага своего народа, или даже своих народов, можно, если потребуется, и силу применить. Иначе для чего она нам, сила эта, вообще нужна?