«Замороженный конфликт» между Арменией и Азербайджаном стал очень горячим. То, что многим на Западе может показаться мелким столкновением в далеком уголке нашей планеты, на самом деле будет иметь существенные последствия для региональной безопасности, энергетических рынков и амбиций двух создающих немалые проблемы властных лидеров: российского президента Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Боевые действия, начавшиеся с распадом Советского Союза, ведутся в основном в маленьком анклаве внутри Азербайджана под названием Нагорный Карабах, где живут армяне. Эта горная самопровозглашенная республика (которую официально не признала даже ее покровительница Армения) имеет население 150 тысяч человек, но является крайне милитаризованной. Азербайджанцы утратили контроль над этой территорией во время конфликта в 1990-х годах, который унес жизни 30 тысяч человек. Несмотря на воинственные заявления и бряцание оружием, они так и не смогли вернуть его ни дипломатическими, ни военными средствами.
Когда я служил в Организации Североатлантического договора, мне несколько раз довелось посетить обе страны. Их министры обороны в то время ненавидели друг друга, и хотя Армения и Азербайджан являлись партнерами НАТО, не входя в ее состав в качестве членов (и направили небольшие воинские контингенты в Афганистан), оба руководителя военных ведомств могли говорить только о двуличности и продажности друг друга. К сожалению, каждый из них очень точно выражал точку зрения своего народа на соседнюю страну. Никто не хотел и не собирался отступать ни на шаг, как буквально, так и фигурально.
За четыре года моей службы в НАТО азербайджанцы не раз начинали нерешительные наступления в Нагорном Карабахе, которые армяне легко останавливали. По оценкам нашей разведки, если бы дело дошло до серьезных столкновений, армяне почти наверняка победили бы. Российская Федерация поставляла оружие и обучала военных с обеих сторон, и русские на самом деле оказывали на них определенное успокаивающее воздействие. Но мы знаем, что когда Путин играет в миротворца, ничего хорошего это не сулит.
В ходе нынешней эскалации обе стороны как обычно утверждают, что противник атаковал первым. В июле было несколько перестрелок, в ходе которых погиб десяток азербайджанцев (в основном это были военнослужащие). Сейчас потери приближаются к сотне. В воскресенье каждая из сторон провела мобилизацию и объявила военное положение. Во вторник Армения заявила, что один из ее самолетов был сбит турецким F-16. Турция эти обвинения опровергает.
Другие страны даже не пытаются вмешаться и договориться с участниками конфликта о прекращении огня. В прошлом это помогало как-то ослаблять напряженность, по крайней мере, временно. Последние усилия предпринимала так называемая Минская группа, в которой сопредседательствуют Франция, Россия и США. Но в 2010 году эти попытки потерпели неудачу.
Самый опасный момент в ходе новой вспышки заключается в том, что Турция и Россия активно поддерживают противоположные стороны. Турки недолюбливают армян и выступают на стороне своих азербайджанских единоверцев-мусульман. (В Армении память о зверствах турок-османов вековой давности остается важным фактором в национальном сознании.) У России с Арменией есть официальный договор об обороне, и она поддерживает с ней тесные связи в военной сфере.
Следует иметь в виду, что соседями конфликтующих стран являются вечно нестабильная Грузия и один из самых непреклонных врагов США Иран. А у обладающего крупными месторождениями нефти Азербайджана (7 миллиардов баррелей разведанных запасов плюс большое количество природного газа) есть весьма уязвимые трубопроводы, проходящие в некоторых местах в 16 километрах от армянской границы.
Я был в этом регионе несколько раз в моменты обострения напряженности, но сейчас обстановка там кажется совсем иной и более опасной. Вашингтон полностью занят предстоящими выборами. Турция и Россия стоят на противоположных сторонах (не только на Кавказе, но также в Сирии и в Ливии). А Евросоюз поглощен развязкой Брексита и ростом напряженности между Грецией и Турцией в восточном Средиземноморье. НАТО, сохраняющая партнерства с Арменией и Азербайджаном, заявляет, что «стороны должны немедленно прекратить боевые действия», и что «военного решения конфликта не существует». Но при этом она ничего конкретно не предлагает.
Шансов на мирное урегулирование мало. Укрепить уверенность в заключении сделки могла мы Минская группа в новой версии, включающая в свой состав Турцию. Путин поддерживает хорошие отношения с руководителями обеих стран, хотя Россия в целом очень сильно тяготеет к христианской и ортодоксальной Армении. Пожалуй, США, Россия и Турция совместными усилиями могли бы убедить стороны конфликта свернуть с того катастрофического пути, которым они идут в настоящее время.
Начать можно с какого-нибудь символического возврата земли азербайджанцам. Две страны могли бы взять на себя обязательство отказаться от применения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (как поступили Китай и Индия после недавнего небольшого конфликта на «линии контроля» в Гималаях). Потом можно было бы шаг за шагом приступить к открытию границы. По общему убеждению, особых надежд на это нет.
В 2003 году Томас де Ваал (Thomas de Waal) написал замечательную книгу «Черный сад», в которой он исследует истоки конфликта. В конце автор пишет: «Справедливое урегулирование спора в Нагорном Карабахе потребует болезненных компромиссов с обеих сторон, которым придется уравновешивать радикально противоположные принципы». В данный момент такие компромиссы кажутся гораздо менее вероятными, чем маленькая война с большими последствиями.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.