На годовщину Октябрьской революции 7 ноября Александр Лукашенко запланировал торжественное мероприятие, посвященное вводу в строй Белорусской АЭС. Литовские ведомства прилагают последние отчаянные усилия, чтобы привлечь Евросоюз к борьбе с этой станцией и остановить ее пуск.
Министр энергетики Жигимантас Вайчюнас в четверг заявил, что еще раз (!) попросит Брюссель обеспечить, чтобы станция не была запущена до реализации рекомендаций стресс-тестов. Еще раз — значит, до сих пор призывы не были услышаны. А стресс-тесты на Белорусской АЭС проведены, но они не устроили Литву.
Белорусская АЭС — проект «Росатома», реализуемый и в других странах. Станция построена около города Островца, у границы с Литвой, в 50 километрах от Вильнюса. Литовские политики, по чьей прихоти на стыке 2009−2010 г. г. была остановлена введенная в строй в 1983 году Игналинская АЭС, которую требовала закрыть Еврокомиссия, ненавидят Белорусскую атомную, говорят о ядерной катастрофе, о проекте Путина назло Литве, уверяют, что станция небезопасна. Возможно, раздражение связано и с тем, что рухнули планы Литвы построить новую АЭС по японо-американскому проекту. Слишком дорого. Польша, Латвия и Эстония не поддержали. Появление Белорусской АЭС не способствовало продвижению проекта. По сути Литва опоздала.
Сейм Литвы принял решение запретить импорт электроэнергии из Белоруссии с пуском этой АЭС в надежде, что экономика не позволит ввести станцию в строй. Литву поддержала Польша, а на волне выступлений Запада против Александра Лукашенко после президентских выборов такое же решение приняли Эстония и Латвия. Рига держалась до последнего, не обнаруживая изъянов в безопасности Белорусской АЭС, надеялась на экономическое сотрудничество с Минском и на перевод белорусских грузов из Клайпеды в свои порты, так как Лукашенко рассердился на Литву из-за ее отношения к АЭС, и даже ждала Батьку в гости 1 сентября, но политическая ситуация вынудила ее согласиться с требованиями Вильнюса.
Но у Лукашенко свой взгляд на станцию. В послании белорусскому народу и Национальному собранию Лукашенко, в частности, заявил: «Значение Белорусской АЭС для обеспечения энергетической безопасности и в целом экономики нашей страны просто огромное. С ней связано развитие образования, технологий. И не надо нам указывать и тыкать на вопросы безопасности. Мы — чернобыльская республика, многое пережили. И сами знаем цену последствий». То есть Литве пока ничего не помогает в борьбе с Белорусской АЭС. «Готовится к запуску наша первая атомная станция. Приглашаю всех. Думаю, 7 ноября — в знаковый день для нас — мы сможем там побывать и сказать, что мы получили первое электричество с нашей атомной станции», — заявил Александр Лукашенко.
Тут же осерчал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Он с возмущением сказал, что Александр Лукашенко приурочил пуск станции к этой дате без учета параметров безопасности. И пожаловался на Батьку аж американцам, так как Евросоюз пока не приструнил Лукашенко за его атомные амбиции. Линкявичюс встретился в Вашингтоне с заместителем министра энергетики США Марком Менезесом, сказал, что Белорусская АЭС — это российский геополитический проект «рядом с НАТО, одной из целей которого является сохранить в сфере влияния не только Беларусь, но и страны Балтии». И потом похвалился своим достижениям в Вашингтоне: «Департамент энергетики США хорошо информирован о ситуации в Островце. Мы просим постоянного внимания США к этому проекту и поддержки усилий Литвы по обеспечению безопасности».
Но похоже, что и эта жалоба не помогает Литве в борьбе с Белорусской АЭС. Тогда Сейм принял устрашающую резолюцию. В ней говорится, что станция создает угрозу атомной безопасности всей Европы, поэтому подготовительные работы по началу ее работы должны быть незамедлительно прекращены. Литовский парламент призвал сам себя обратиться в Европейскую группу регуляторов атомной безопасности и попросить принять все меры для остановки пуска реактора Белорусской АЭС до тех пор, пока не будут развеяны сомнения в ее готовности работать в соответствии с международными требованиями безопасности.
Но и это не помогло. Министерство энергетики Белоруссии тут же отреагировало на резолюцию Сейма Литвы. «Документ носит сугубо политический характер, — цитирует агентство БЕЛТА заявление ведомства. — Вопросы безопасности Белорусской АЭС стали для определенных политических сил Литвы предметом постоянных спекуляций, возможностью „заработать баллы“ в угоду собственным интересам. Для этого формируется образ Беларуси как источника угрозы ядерной безопасности в Европе».
Сооружение станции осуществляется в соответствии со всеми необходимыми требованиями безопасности, утверждает Минэнерго Белоруссии. Это неоднократно подтверждено миссиями МАГАТЭ, оценками других авторитетных международных организаций, с которыми Минск сотрудничает на постоянной основе.
В Минэнерго Белоруссии считают, что большинство претензий литовской стороны, в том числе тезисы резолюции, основываются на домыслах, не имеют под собой обоснованных аргументов, а в отдельных случаях содержат недостоверную информацию. «В частности, в документе говорится о загрузке ядерного топлива в активную зону реактора первого энергоблока БелАЭС без соответствующего разрешения регулирующего органа, неких незаконных работах и безответственном развитии ядерной энергетики, что не соответствует действительности, — отмечается в заявлении Минэнерго. — Мы рассчитываем, что международное сообщество способно объективно оценить ситуацию и не будет принимать во внимание подобные, явно политизированные, не подтвержденные фактами оценки литовской стороны».
И вот последние отчаянные шаги Вильнюса. Государственная Инспекция по безопасности атомной энергетики Литвы заявила, что Белоруссия должна остановить работы по запуску первого реактора АЭС в Островце, пока не будут разрешены проблемы безопасности станции. А министр энергетики Жигимантас Вайчюнас сообщил: «Мы готовим обращение и к Еврокомиссару, чтобы до энергетического старта, пока не реализованы рекомендации стресс-тестов, обеспечить остановку запуска и чтобы группа, в которой участвуют регуляторы, заняла принципиальную позицию».
А вот тут, возможно, у Литвы появился шанс. Еврокомиссар, ответственный за энергетику, — эстонский политик, бывший министр экономики и инфраструктуры Кадри Симсон. К тому же по своему образованию она не имеет никакого отношения к энергетике. В 2000 году окончила с отличием исторический факультет Тартуского университета, в 2003 году получила степень магистра политологии в Университетском колледже Лондона.
То есть, вполне возможно, крик Литвы Еврокомиссия наконец услышит. Но вот услышит ли тогда Александр Лукашенко назидания Брюсселя? Большой вопрос