9 сентября 2020 года литовский сейм принял постановление под названием «О незаконном и навязанном Беларуси союзе с Россией». В этом документе содержится призыв к международному сообществу, следующего содержания.
Пункт первый: содержит призыв поддержать «лидера белорусского народа» Светлану Тихановскую «как единственного законного представителя белорусского народа».
Пункт второй: «Оценивать… любые действия незаконного лидера Беларуси Александра Лукашенко…, направленные на заключение с Россией новых международных соглашений, ограничивающих суверенитет белорусского народа, как преступление против собственной нации, аннексию».
Пункт третий: «Требовать от Российской Федерации не вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику Беларуси, не поддерживать действия нелегитимного лидера Беларуси в попытках заключения новых трансграничных соглашений».
Пункт четвертый: «Ввести дополнительные санкции в отношении Российской Федерации и представителей незаконного лидера Беларуси в случае попытки незаконным путем ограничить суверенитет страны».
Пункт пятый: «Предлагать белорусскому народу и его законным представителям различные меры политического, экономического, финансового, упрощения визового режима и другие меры помощи».
Прежде чем обсудить это постановление, правильным будет отметить следующую особенность литовского права. Еще в 2004 году литовские парламентарии дополнили статью 150 Конституции Литвы Конституционным актом «О членстве Литовской Республики в Европейском Союзе». В соответствии с ним Вильнюс передал свой суверенитет Евросоюзу, признав приоритет правовых норм ЕС над литовскими законами, в т.ч. и над Конституцией Литвы.
Так же поступили Эстония, Латвия, Словакия, Румыния и Венгрия. В результате в рамках Евросоюза была реализована правовая модель, буквально скопированная с Британской империи 1887-1946 гг. Последняя представляла собой объединение, в рамках которого часть бывших колоний Англии получила формальный «суверенитет». Условием предоставления «государственности» было участие в так называемом «Британском содружестве наций», а также признание приоритета правовых норм этого объединения. При этом британцы установили приоритет английского права над правом «Британского содружества наций». Благодаря этой манипуляции они стали использовать институты «содружества» для сохранения и закрепления колониального контроля над формально «суверенными» образованиями.
В ситуации с Евросоюзом приоритет национального права над общеевропейским сохранили Германия, Франция, Италия и ряд других стран. Что же касается таких как Литва, то, сохранив свою формальную «независимость», они теперь должны следовать нормам, навязываемым извне, а именно Берлином, Парижем и Римом. Фактически, Литовская республика сама наделила себя колониальным статусом.
С учетом этого факта, на литовские инициативы сами по себе не стоило бы обращать внимание. Они интересны в контексте того, как патроны ЕС подставляют и унижают своих «младших партнеров». Одним из таких примеров и является постановление «О незаконном и навязанном Беларуси союзе с Россией». Конечно, если принятие этого документа не являлось следствием «инициативной» глупости.
Теперь по порядку. Пункт первый постановления «О незаконном и навязанном Беларуси союзе с Россией» признает Тихановскую «главой» белорусского государства. И это при том, что за девушку, не имевшую никакого опыта государственной деятельности и раньше работавшую простой переводчицей английского языка, проголосовало относительно небольшое количество белорусских избирателей. Право признавать или не признавать «легитимность» того или иного главы государства есть только у ООН. Но даже у Организации Объединенных Наций нет права назначать «легитимных» руководителей. В этом отношении Литва поставила себя даже выше ООН. Причем никто из ее «партнеров» по ЕС не взялся за исполнение этой во многом гротескной миссии. «Доверили» только Литве.
Далее, пункты два, три, четыре. Оставим в стороне тот факт, что любое сближение Минска с Москвой заранее объявлено «аннексией», а с Вильнюсом - «помощью белорусскому народу». Куда интереснее другое. Страна, юридически являющаяся полуколонией, приписала себе «право» диктовать внешнюю политику другим странам. В свете того, что подобное право, да и то в исключительных случаях, принадлежит Совету Безопасности ООН выглядит очень курьезно. Смахивает на комплекс неполноценности. Ведь Литва поставила себя выше не только России, но и таких постоянных членов Совбеза как США, Великобритания, Китай, Франция. Еще раз подчеркнем, на все это замахивается страна, по сути являющаяся полуколонией.
Самый же анекдотичный - пятый пункт. В пояснении к нему представители литовского сейма заявили о том, что речь идет об интеграции Белоруссии в ЕС. При этом Литва, по их словам, должна «послужить мостиком». То есть вначале предполагается интеграция Белоруссии с Литвой, а уже через объединение с Вильнюсом – и с ЕС.
В этой связи так и хочется спросить литовских законодателей: вы хоть раз в своей жизни заглядывали в свою собственную Конституцию? В частности, читали ли всю статью 150 основного закона? В полном виде она гласит: в соответствии с Конституционным актом «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским восточным союзам» прямо запрещены любые интеграционные проекты со странами Содружества Независимых Государств». «Деятельность, целью которой является вовлечение Литовского государства» в «союзы» с любой из стран СНГ, включая Белоруссию, является «враждебной в отношении независимости Литвы», а «ответственность за нее устанавливается в соответствии с законами».
Ответственность предусмотрена статьей 122 Уголовного кодекса Литовской республики: наказание в виде лишения свободы до 5 лет за публичные призывы к нарушению конституционного строя, в т.ч. за призывы к объединению с любой из стран СНГ, включая Белоруссию.
Данный пример очень хорошо показывает суть взаимоотношений в рамках ЕС. «Младших партнеров» не только подставляют, не только выставляют в идиотском свете – их еще и делают преступниками, заставляя расписаться в этом факте. Остается только порекомендовать литовским фантазерам хотя бы иногда заглядывать в собственную Конституцию и в собственный Уголовный кодекс.
Юрий Городненко