Авторы открытого письма, подписанного 103 экспертами, недавно призвали США вернуться в отношениях с Россией к стратегии времен холодной войны. В письме утверждалось, что конкуренция должна быть уравновешена дипломатией, а также что должны быть определены области сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. В частности, указывалось, что такими сферами являются противодействие распространению ядерного оружия, защита окружающей среды и урегулирование региональных конфликтов. Прежде всего авторы считали необходимым проводить подобный курс на фундаменте как сдерживания, так и разрядки.
Подобная цель похвальна, но она также и глубоко ошибочна, пишет доцент Колледжа национальной безопасности Австралийского национального университета Мэтью Сассекс в статье, вышедшей 21 сентября в The Strategist.
Во-первых, нет оснований полагать, что политика сдерживания со стороны США хоть как-то сказывается на России. Можно сказать обратное, о чём свидетельствует ее «авантюризм» в Крыму, Сирии и на Украине, а также «операции по дезинформации» против Запада.
Во-вторых, Кремль не заинтересован в долгосрочной разрядке с США, главным образом потому, что США и союзники Вашингтона по НАТО не согласятся с тем, что именно Россия считает необходимым для своей безопасности, — с привилегированной зоной влияния на бывшем советском пространстве.
В-третьих, правила, которые помогали поддерживать стабильность в период холодной войны, больше не действуют. Даже если международная система снова разобьётся на два лагеря, Китай, а не Россия, займет главный полюс. В глобальном масштабе американо-советская диада больше не играет решающую роль в ядерной политике. Ядерная многополярность формирует стратегические взаимодействия гораздо более сложными способами, чем могло бы смягчить сдерживание в стиле холодной войны. А технологическая революция стала золотым дном для враждебных субъектов, стремящихся превратить информацию в оружие, усилить разногласия и подорвать доверие к демократическим институтам.
Реальность такова, что в обозримом будущем противостояние между США и Россией, вероятно, никуда не исчезнет. Это означает, что еще одна прохладная «перезагрузка» — признание на словах наличия у России законных оснований для обеспечения своей безопасности, которое на деле так ничего не решит, — также обречена на провал. Но то же самое можно сказать и о символическом жесте, таком как размещение нескольких тысяч военнослужащих в Польше и странах Прибалтики, сделанном, чтобы скрыть общее сокращение американских войск в Европе. Столь же бесполезны предложения о том, чтобы повторить успех советско-китайского раскола, но на этот раз не против Москвы, а против Пекина. Такие сигналы в Москве воспринимаются как доказательство слабости Запада.
Вместо того, чтобы отстаивать политику в отношении России, основанную на старых решениях или полумерах, США нужна более всеобъемлющая стратегия в отношении России, отвечающая новым стратегическим, экономическим и транснациональным реалиям.
Как могла бы выглядеть такая стратегия? Для начала необходимо отойти от подхода, сочетающего в себе «конкуренцию и сотрудничество». Если признать, что отношения между США и Россией будут носить характер противостояния практически во всех областях, можно будет разработать более комплексную, активную и многоуровневую стратегию, охватывающую взаимосвязанные области, а не рассматривать их по отдельности.
В тех сферах, где на стороне США преимущество перед Россией, Вашингтон может осуществлять шаги по сдерживанию Москвы. Совмещая балансирование обычных и ядерных вооружений, а также продвигая геоэкономическую и социальную сплоченность, США должны стремиться противодействовать Москве в осуществлении «территориальной экспансии», в создании сетей опасной сверхзависимости с собой в самом центре или во вмешательстве в демократические выборы.
Такой шаг потребует от Вашингтона взять на себя обязательств по защите стран Прибалтики, в которых должны быть развернуты значительные по численности войска, а также принять меры с помощью усиления противоракетной обороны по нейтрализации ядерного запугивания со стороны России. С экономической точки зрения подобное сдерживание будет включать в себя удар по российским коммерческим предприятиям, особенно работающим в области продажи энергоносителей и оружия. Внутри страны такой курс Вашингтона должен быть направлен на защиту критически важной инфраструктуры США от кибератак, объединение и централизацию усилий по повышению безопасности выборов; и законодательно установить более жесткие наказания для внутренних доверенных лиц, участвующих во вмешательстве.
Второй уровень стратегии США в отношении России должен быть основан на срывах курса Москвы. В геополитической и геоэкономической сфере она будет включать предложение реалистичных инвестиционных альтернатив государствам Центральной Азии и партнерство со странами Северной Европы — и, возможно, даже с Китаем — в области обеспечения открытости и свободы судоходства арктических торговых маршрутов. В кибернетической сфере и в сфере разведки этот подход включает в себя информационную работу с российским населением по вопросам, которые Кремль считает чувствительными: политическая коррупция, номенклатура, экономические и социальные потрясения.
В качестве третьего уровня стратегии США — ослабления — курс Вашингтона должен быть направлен на ослабление российского влияния там, где преимущество на стороне Москвы. Например, США могли бы предоставить альтернативы, более выгодные газопроводу «Северный поток — 2», а также воспользоваться участием Украины в китайской инициативе создания Нового шелкового пути. И хотя исцеление «межплеменных» разногласий в Америке кажется невозможным, обновление и воспитание разумного политического центра в некоторой степени может стать прививкой США от дальнейшего вмешательства.
По иронии судьбы, у Китая будет всё больше стимулов сдерживать поведение России, в том числе ее попытки территориальной экспансии, по мере того, как начинает формироваться синоцентрический евразийский порядок. Действительно, благодаря притяжению Китая в Центральной Азии, не говоря уже о его инвестициях в российский энергетический сектор, у Пекина гораздо больше рычагов воздействия на Россию, чем могли бы получить США. Таким образом, вполне вероятно, что интересы США и Китая в отношении России совпадают.
Такая стратегия, заключающаяся в сдерживании, срыве и ослаблении, потребует от США отказаться от ряда наиболее пагубных мифов, затуманивающих их видение России. Сюда входит предположение, что с Москвой можно каким-то образом «выстроить отношения». Как и в случае с наивным тезисом о том, что «социализация» внутри либерального порядка сможет притупить амбиции КНР, Кремль давно раскусил попытки заманить его в ловушку западных институтов, особенно потому, что такое попадание в ловушку увеличивает риски для стабильности режима.
Связанный с этим миф заключается в том, что российско-американские отношения изменятся к лучшему после ухода президента России Владимира Путина. В действительности же велика вероятность, что они ухудшатся. Хотя Путин мало заботится об идеологии, за время его правления выросло целые поколение политиков, в стратегическом мышлении которых уже заложено недоверие. И хотя российские элиты опасаются слишком близко сближаться с Пекином, они также давно пришли к выводу, что западный порядок обречен: Россия находится на выигрышной стороне истории.
Что это означает для стратегии США? Ясно, что принять эту новую стратегию в случае переизбрания Дональда Трампа было бы невозможно. Однако продолжение правления нынешнего главы Белого дома сделает и подход «сдерживания и разрядки» в равной степени маловероятным. Чтобы работать эффективно, стратегия сдерживания, срыва и ослабления потребует от Вашингтона более тесного взаимодействия со своими союзниками, твердой приверженности НАТО и признания того, что не все его партнеры всегда будут чувствовать одинаковую угрозу. Ему также придется выходить за рамки своих альянсов на других заинтересованных в сдерживании российских амбиций.
Переход на такую стратегию будет благоприятен для США. Она в определенном смысле восстановит свою сильно подорванную репутацию Вашингтона в мире и напомнит ему, что убеждение и стимулы, а не ленивая риторика или тупой трансакционализм являются ключом к защите его национальных интересов. Она продемонстрирует, что Вашингтон сохраняет приверженность стандартам справедливости и порядка. И в конечном счете это может сделать сами США более устойчивыми, более сплоченными и менее раздробленными, чем это сделали последние четыре года хаоса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+